Статья для педагогов
«Взаимосвязь методики Марии Монтессори и раннего развития детей в современном обществе»
Немного истории. Первую систему с вариативной методикой по раннему развитию детей разработала Мария Монтессори. Труды Марии всегда были актуальны, ее работу по продвижению своих методик признали все развитые страны. В США, европейских странах, Китае целые институты изучали педагогические идеи и дидактические приемы Монтессори. По данной системе развивались и воспитывались миллионы детей.
Мария Монтессори родилась в 1870 году в Италии. Ее отцом был госчиновник. Но по материнской линии в роду было много ученых. Родители видели единственную дочь развитой и образованной женщиной, поэтому постарались дать ей хорошее образование. Мария увлекалась естествознанием и медициной. Ее рвение в учебе было вознаграждено. Она стала первой итальянской женщиной-врачом. Раньше только мужчины становились квалифицированными врачами. В 1900 году Мария возглавила свою ортофреническую школу для детей с отклонениями в развитии (первый опыт создания учебных заведений в Европе подобного типа). Здесь она проверяла на практике все, что разработала и систематизировала в своей учебной и рабочей деятельности. В 1907 году в одном из кварталов Рима она открыла первый Дом ребенка, где стала директором. Все педагоги этого учреждения работали по принципам, предложенным Монтессори.
Сегодня метод Монтессори – один из самых распространенных в мире. Возникли новые термины: Монтессори-сад, Монтессори-школа, Монтессори-группа. Массово производятся и продаются Монтессори-игры и пособия. По методу Монтессори рекомендуется заниматься практически с первых месяцев жизни ребенка. Метод основан на наблюдениях за детьми в естественных условиях и призван развивать детей с индивидуальным подходом к каждому, но, не мешая детям развиваться самостоятельно. Каждый ребенок – это маленькая личность, которую надо уважать и принимать ее такой, какая она есть. Главный принцип – побуждать ненавязчиво и интересно ребенка к самостоятельности и саморазвитию. Девиз метода - «Помоги мне сделать это самому». Задача взрослых создать для детей развивающую предметно-пространственную среду, а дети при небольшой помощи взрослого смогут освоить и познать окружающий мир самостоятельно. По мнению Монтессори, обучать – это:
- создать развивающую среду в детском саду и дома;
- не мешать детям в процессе игр и занятий без необходимости или просьбы о помощи со стороны детей. При этом должно быть активное наблюдение со стороны и мотивирование отдельных детей на действия, если они могут, но не хотят что-то делать;
- придумать вместе с детьми простые правила и соблюдать их в дальнейшем. На этом построена педагогика Монтессори. Взрослые совместно с детьми устанавливают правила, а дети развиваются в рамках этих правил, но каждый индивидуально, в своем темпе, без оглядки на сверстников, находящихся рядом.
В Монтессори-группе дети самостоятельно выбирают дидактические пособия и игры для себя, парной или подгрупповой игры. Роль взрослого при этом не назидательно-образовательная, а только в контексте помощи детям в организации процесса игры. А как достичь такого взаимопонимания в группе между детьми и педагогом? Как дать толчок на развитие детям неактивным, неуверенным в себе, замкнутым? Все очень просто – создаем развивающую среду, а она развивает ребенка. Дети, как правило, хотят быть быстрее самостоятельными и надо во всем предоставлять им такую возможность. По системе Монтессори ребенок неосознанно сам для себя устанавливает «индивидуальную программу обучения». Все дидактические пособия находятся в свободном доступе на уровне глаз детей. Ребенок использует их столько времени, сколько хочет. Этим он «высказывает свое независимое мнение», но и берет на себя некоторую ответственность за себя и свое развитие. В окружающей детей развивающей среде не может быть случайных предметов - все должно быть продумано взрослыми до мелочей (что мы хотим донести до детей, чему их научить и как). Все дидактические пособия в группе находятся на уровне роста и глаз детей. Массивные столы заменяются легкими столами и стульями, ковриками, которые ребенок может сам перенести, переставить в любой уголок группы по желанию. Если дети хотят что-то сделать по хозяйственной части, надо им предоставлять возможность протереть пыль, помыть игрушки, полить цветы…
Можно выделить две цели, ради которых в группе необходимы насыщенные дидактические материалы и пособия. Это прямая цель, которую дети ставят перед собой, и косвенная, которую ставит перед детьми педагог. Например, игра ребенка с разноцветными кубиками – это цель прямая. Косвенная цель: во время собирания кубиков у ребенка развиваем восприятие цвета (основные цвета и оттенки), развиваем координацию движений и мелкую моторику, развиваем внимание и логику, усваиваем основы математики. Дидактические материалы по всем лексическим темам необходимы для самостоятельной работы детей (дети учатся ставить перед собой конкретные цели для получения практических навыков решения разнообразных задач и для исправления своих ошибок).
Подготовленная педагогом развивающая среда побуждает всех детей проявлять себя в действии. Практика Монтессори показала, что среда для детей может и должна повторять взрослую. Поэтому первыми игрушками для малышей могут быть вещи из окружающего взрослого быта. Опасные предметы, конечно, давать не надо и убирать их в недоступное для детей место. Но взрослая посуда, коробки, баночки, мебель и др. должны быть настоящими, удобными по размеру руки, чтобы малышу было удобно с ними «играть». Игр можно придумать множество: переливание горячей и холодной воды, пересыпание разных круп в емкости разных форм и размеров, разрезание бумаги и ткани на части, нанизывание ярких бус на шнурок, вытирание тряпочкой пыли на полках, мытье пола и посуды, сервировка стола…
В насыщенной дидактической развивающей среде дети легко и быстро усваивают и запоминают основные законы природы: вода (течет, холодная-горячая, можно разлить), стекло (можно разбить, порезаться), песок (сыплется, можно испачкаться), предметы и явления имеют различные свойства, размеры (например, надутый шар – большой, а сдувается – маленький…) Приведем классический пример занятия на понятия «большой-маленький». Мы показываем несколько раз картинки с проговариванием большого и маленького предметов либо сами предметы (например, большая кукла, маленькая кукла). И повторяем с детьми: «Это кукла – большая, а это кукла – маленькая». В результате многократных повторений дети усвоят материал. Но усвоение его пассивное. За него все изучили, рассказали, а детям надо только запомнить. По методу Монтессори просто даем детям бутылочки разных размеров и воду в сосудах (теплую и холодную). Ребенок сам увидит, что в одну бутылку поместилась вся вода при переливании, а в другую бутылку – нет. Значит, одна бутылка - большая, а другая – маленькая. Конечно, когда дети закончат эксперименты, необходимо поговорить с ними о том, что же у них в итоге получилось и почему.
Методики Монтессори развивают мелкую моторику детей в совокупности с усвоением свойств предметов и явлений. Это способствует активному развитию речи и интеллектуальному развитию малышей. Чтобы манипулировать предметами, надо отрабатывать на практике мелкие движения, быть аккуратными. Чтобы в группе детского сада дети наводили порядок после игр, пособия должны быть систематизированы, а групповое помещение поделено на игровые зоны. Это не только помогает поддерживать порядок, но и наблюдать за тем, какие игры и пособия выбирают дети.
Работа воспитателя в детском саду по данным методикам предполагает создание в группе определенных правил и для детей, и для взрослых. Обозначить их можно для детей в картинках, а для взрослых письменно. Можно сгруппировать правила группы, например, следующим образом:
- если дети что-то уронили, бросили, испачкали, не надо ругать за это. Надо просто предложить исправить сделанное (поднять коробку, собрать мозаику, вытереть воду);
- если у детей что-то не получается, не надо бежать ему помогать, а дождаться, пока ребенок сам попросит о помощи;
- если дети, по вашему мнению, недостаточно хорошо исправили свои промахи в чем-либо, не надо переделывать за малыша при нем же проделанную работу (вытереть воду, собрать кубики…) Дети должны осознать значимость своего труда;
- если дети хотят что-то рассказать или поделиться своим мнением, надо предоставлять им такую возможность, несмотря на занятость другими делами;
- если вы хотите, чтобы ребенок любое ваше задание выполнял с удовольствием, то надо давать задания посильные для детей, по возрасту и по личным качествам. Лучше предлагать последовательно несколько небольших занятий или игр, чем одно большое и насыщенное.
Таким образом, педагогическая система Марии Монтессори кажется простой, но она способна давать детям прочные базовые знания и навыки для дальнейшего формирования всесторонне развитой личности с пониманием ответственности за свои поступки, но и свободной, творческой, развитой личностью со своим мнением. Дети из Монтессори-групп обычно без труда осваивают школьную программу, умеют самореализовываться, соблюдать определенные правила и общаться с детьми и взрослыми. Идеи Монтессори за многие годы не только не устарели, но и активно используются в современных детских садах и начальной школе.
Список литературы
1. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. -
М.: Эксмо, 2019.
2. Королева О.А. Развитие детей в раннем возрасте. – М.: Сфера, 2020.
7