Материалы опыта работы вокальной работы –учителя музыки Михеевой Елены Олеговны, МБОУ Школы № 173 ,с углубленным изучением отдельных предметов , имени героя Советского Союза Д.Б.Аристархова. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки. Мастер- класс. Вокалотерапия.
Большое внимание на уроках музыки уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Упражнения А.И.Попова благоприятно воздействуют на весь организм в целом и на важные голосовые элементы тембрации при физвокализе, дают возможность тренировать организм, мышцы, приводящие в движение руки, а они особенно связаны с голосом.
Логоритмика.
Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей младшего школьного возраста. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ране возбужденных отделов. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника ,музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья детей.
Ритмотерапия.
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец помогают школьнику легко устанавливать – дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определенный психотерапевтический эффект.
Музыкотерапия.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыхание.
Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов учителем музыки подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ.
Фольклорная арттерапия.
Все средства традиционной культуры направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, а также особой среды «устойчивой духовности» как одного из важнейших факторов заблаговременной профилактики наркомании и ВИЧ.
В фольклоре действительно есть врачующее начало. Упражнения в выразительном, чётком, эмоционально ярком произнесении и пропевании народно- поэтических текстов развивают голос, повышают речевую и певческую культуру.
Музыкально-рациональная психотерапия.
Музыкально- рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приёмов и методов, направленных на расширение обогащение спектра доступных школьнику переживаний и формирование мировоззрения , которое помогает ему быть здоровым и счастливым.
Терапия творчеством.
Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно воздействует на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет.
Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребёнку эмоциональных переживаний. Для этого необходимо сочинить собственную мелодию, которая соответствовала бы заданному образу.
шлепки, притопы, щелчки, цоканье и другое
Сказкотерапия.
В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты- предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Огромные возможности для душевного здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка или сказка в музыке.
Улыбкотерапия.
Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. В улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важно на уроке и улыбка самого ребёнка. Коррекционно- развивающая работа.
Основная коррекционная задача учителя музыки- поднять настроение детей, снять эмоциональный дискомфорт. Главное и самое важное – это атмосфера урока. Увлечённость детей, их внутренний комфорт, раскованность, почти сразу пропадающий комплекс « я не умею» - это удивляет и привлекает.
«Развитие творческих способностей учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочное время». Данная работа знакомит с простейшими элементами вокально- хорового обучения: даются понятия о звукообразовании и звуковедении. певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса. необходимом для пения. развитии творческих способностей учеников, используя при этом различные методы, технологии, приёмы. МАСТЕР - КЛАСС
«Развитие творческих способностей учащихся с помощью
здоровьесберегающих технологий на уроках музыки
и во внеурочное время».
Эпиграфом к моему мастер-классу станут следующие слова: «Давайте пробовать, учиться, исполнять!»
Уже много лет я работаю над развитием творческих способностей моих учеников, используя при этом различные методы, технологии, приёмы. Сегодня я остановлюсь на здоровьесберегающих технологиях.
На уроках музыки необходимо использовать не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические. История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость.. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой.
В современной образовательной ситуации актуальным является вопрос определения возможностей урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.
(Группа учащихся 3-ых классов исполняет песню-правила)
А. Абелян «Песенка про гласные звуки»
Для пения гласные звуки важны -
И напевны, и нежны,
Летят, как птицы, в синеву
-А-Э-И-О-У.
Как быстрые волны свободной
реки,
Звуки гласные легки.
Будто бы птицы на лету -
А-Э-И-О-У.
Крикливо и громко не надо их
петь -
Горло может заболеть.
Ушки держите начеку
-А-Э-И-О-У.
Вокалотерапия
Большое внимание на уроках музыки я уделяю воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит. Если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы.
(Группа учащихся младшего и среднего звена готовится для показа упражнений, распеваний, дыхательной гимнастики)
Одно из упражнений физвокализа:
1) потянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если младший школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
Пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Главное качество певческого вдоха – бесшумность – при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры.
Примеры:
1. «дыхательная гимнастика» - упражнение «Часы», «Лошадка», «Насос» и др.;
2. распевание с закрытым ртом (диапазон – в пределах первой октавы);
3. распевание на слоги (диапазон – в пределах полутора октав);
Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха.
(Исполнение учащимися 2-х классов песни А. Абеляна «Петь приятно и удобно»)
Если хочешь сидя петь
Не садись ты как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
Припев: Раз - вдох, и запел
Птицей звук полетел.
Руки, ноги – всё свободно,
Петь приятно и удобно!
Если хочешь стоя петь,
Головою не вертеть.
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись.
Припев:
После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
Логоритмика
Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей младшего школьного возраста.
Кратковременные физические упражнения детей под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
«Двигательные» песенки направлены на то, чтобы младший школьник не только радовался движениям, но и получал пользу для позвоночника и всех мышц своего еще неокрепшего тела.
(Исполнение, пластичекое интонирование учащимися 3-х классов песни А. Абеляна «Петь приятно и удобно»)
Ритмотерапия
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.
(исполняются попевки-скороговорки)
Фольклорная арттерапия
В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Диапазоны их охватывают примарные тоны детского голоса и складываются из достигнутых каждому ребенку секундовых, терцовых и квартовых интонаций. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие. Дыхание. голосовой аппарат. Все – кости рук, ног, мышцы, кровь – все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.
(распевается элемент из русской народной колыбельной песни «Лё-ли-ля, лё-ли,…» в хороводе)
Терапия творчеством
Выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. Для этого необходимо сочинить собственную мелодию, которая соответствовала бы заданному образу.
1. Мелодизация собственных имен.
2. Мелодизация эмоционально окрашенных состояний («Какая удача, какая радость!», «Мне так спокойно и хорошо»).
Улыбкотерапия
Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.
1. упражнения – «вдох аромата цветка». Прошу детей мысленно представить самый нежный и любимый их цветок, его чудный аромат, или аромат душистых ягод. С каким восторгом, трепетом мы наслаждаемся, представляя его в своих фантазиях! Дети закрывают глаза и интуитивно, приподнимая слегка шею и подбородок, с шумом втягивают воздух. Поправляю, говорю, что вдох должен быть спокойным и бес- шум- ным. 2. Пробую усложнить следующий этап: упражнение – «надуваем и сдуваем шарик». Те же требования к моменту вдоха, а момент выдоха прошу контролировать временем. То есть своеобразная игра как в детстве; кто дольше продержится, у кого лучше развиты легкие, кто экономнее будет расходовать в момент выдоха воздух, не подменяя при этом дыхания. 3.Следующее упражнение на укрепление диафрагмальной мышцы. Резкие, короткие выдохи в течение 20 секунд.Упражнение «подули на одуванчик». Держа обе руки на поясе и сильно прижимая ладонями нижние ребра – резко и коротко делаем 10-20 выдохов. Особенность данного упражнения заключается в очень быстром и резком движении верхней мышцы живота (диафрагмы). Упражнение требует определенных усилий и навыков. Сначала мы его выполняем на «пред дыхании» с эффектом легкого шума, а затем на чередовании гласных и согласных звуков. Это упражнение мы особенно любим выполнять в игровой, лёжа на ковре. Своеобразная мышечная гимнастика, равносильная «качанию пресса». На каждом уроке обязательно используем комплекс дыхательной гимнастики Александры Стрельниковой.
Данный комплекс упражнений направлен на то, чтобы сделать дыхание более глубоким..
И.п.: Спина прямая, подбородок слегка опущен, взгляд вперёд. Руки немного согнуты в локтях и подняты – ладони на уровне рта. Рот широко открыт, язык у нижних передних зубов. Вдох производим сначала через рот, затем через нос. Число вдохов должно быть кратным 4. Выдох незаметный, происходит непроизвольно. Думаем только о вдохе. Ритм вдохов равняется ритму сокращения сердечной мышцы.
Упражнение 1.
Одновременно –
1. Скрещиваем руки на уровне груди
2. Активно вдыхаем ртом или носом. Выдох.
Упражнение 2. .
То же положение, что и в упражнении 1, только корпус поворачиваем вправо (к впереди стоящей ноге) на 45 градусов.
Упражнение 3.
То же положение, что и в упражнении 2, только корпус поворачиваем влево на 45 градусов.
1. Наклон вперёд (спина прямая), расслабившись, вдох носом, возвращаясь в и.п. – выдох через широко открытый рот. Проделываем 5 раз. Затем – вдох, наклон вперёд – выдох. Возвращаясь в и.п., вдох. Повторяем 5 раз.
2. И.п. - стоя, ноги – на ширине плеч; обхватываем грудь руками – вдох носом (не сгибая спины), развести руки в стороны – выдох, через широко открытый рот. Повторяем 5 раз. Затем разводим руки в стороны – вдох носом, обхватываем грудь руками, - выдох, через широко открытый рот. Повторяем 5 раз.
3. Приседая, руки отводим вперёд или в стороны, спина – прямая - вдох носом. Возвращаясь в и.п., - выдох через широко открытый рот. Повторяем 5 раз. Затем – вдох приседая (спина прямая) – выдох. Возвращаясь в и.п., - вдох. Повторяем 5 раз.
Упражнения выполняем в игровом зале, или в кабинете релаксации. После применения этого комплекса - обязательным является релаксация: слушаем звуки ручья, водопада, шум леса и прибой океана.
Восстановительная дыхательная гимнастика Е.В. Лавровой:
Эти упражнения построены на использовании принципа массажа гортани вдыхаемой и выдыхаемой дыхательной струёй. Этим приёмом достигается увеличение подвижности голосовых связок, т.к. под действием воздушной струи происходит стимуляция всех мышц гортани, участвующих в фонации.
Упражнение "Губная гармошка"
И.п. - сесть на стул, прислонившись к стенке, корпус выпрямить, ноги согнуть под прямым углом, ступни прижать к полу. В таком положении – вдохнуть через гармошку, при этом выпячивая живот вперёд, затем выдохнуть в гармошку, подтягивая диафрагму и втягивая при этом живот к спине Через 2 недели увеличиваем нагрузку до 1 минуты. Упражнение достаточно сложное , но на мой взгляд самое эффективное с точки зрения оздоровительного процесса. Вдох состоит из трёх элементов:
1. Сначала диафрагма сокращается, выпрямляется, идёт вниз и давит на органы брюшной полости, отчего верхние стенки живота выпячиваются
2. Затем происходит лёгкое расширение грудной клетки в нижней и средней её частях, именно расширение, а не поднятие.
3. В завершении вдоха происходит лёгкое подтягивание нижних стенок живота, для того чтобы при помощи брюшных мышц удержать диафрагму в сокращённом состоянии и регулировать, таким образом, выдох.
Выдох происходит ровной длительной струёй, без толчков, с одинаковой лёгкостью в различных положениях тела, что обеспечивает ровное и свободное звучания голоса. звучания. «Опора (appogio) – это специальный термин, определяющий сознательное замедление фазы выдоха, благодаря контролированию напряжения мышц -«выдыхателей».
А именно этой цели подчинены данные дыхательные упражнения. Упражнения, с помощью которых мы достигаем звучания голоса на ОПОРЕ, применяя данный тренинг. Таким образом, весь комплекс дыхательной гимнастики напрямую связан с процессом «оздоровления»!
III.
Следующий этап урока это работа над дикцией и вокальной орфоэпией - формированием округлых гласных в умеренных по темпу песнях.
Дети с серьёзными нарушениями речи и дикции особенно нуждаются в усиленных упражнениях. Работу над дикцией мы выстраиваем в форме игры, в которую с большим удовольствием включаются все. В практике на уроке применяются самые эффективные и понятные детям упражнения, которые условно называются «Гримасы», «Пожуем», «
IV.
Дикция в пении напрямую связана с вокальной орфоэпией. Певческая орфоэпия отличается от речевой. В вокальной дикции мы все слова выстраиваем и ритмически, и организованно по своей звуковой высоте. Что это значит? Для того чтобы их пропевать - необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация. И здесь огромную роль мы отводим работе языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему нёбу. А в пении, необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое. Поэтому я использую ряд упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата. Объясняю детям: звук не может появиться сам по себе. Помимо дыхания очень важными органами речи являются также губы, язык,
Пример: пишется: Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я
поем: Ты ря-би-ну- шка ра-ску-дря-ва-я.
2) Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.
Пример: пишется: Далекий мой друг, твой радостный свет
пропевается: Да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.
Это дает возможность дольше тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания.
3) Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные.
Пример: Солнце - сонце, поздний - позний.
4) В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.
Пример: что-што, скучно-скушно, счастье-щастье, дождь-дощь, счет-щет.
5) Сочетание букв тс, произносится как ц
Пример: советский-совецкий.
Гениальный режиссер К.С.Станиславский, работая в оперном театре, говорил: “Пойте мысль!” Подчеркивая тем самым необходимость “протянуть” мысль от начала фразы к ее логической вершине.
V. Релаксация.
Музыкальная релаксация нужна нам как воздух. Мы проводим её в игровом кабинете. Что входит в наше понимание музыкальной релаксации? Это передышка, отдых. . Ребенок отдыхает после занятий дыхательной гимнастики, после пения, после двигательной гимнастики, а настроение звучащей мелодии веселое, бодрое, фанфарное. И что мы замечаем: мелодии, доставляющие детям радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений – это мы проверяли в процессе эксперимента. Благотворное влияние оказывают и некоторые симфонические произведения. Сейчас
Заключение:
. Я очень люблю своих маленьких учеников, этих веселых, а порой серьёзных и грустных «человечков» Люблю их распахнутые в мир, восторженные глаза, когда они слушают музыку. Люблю их великолепные физиономии, буквально «тающие» от похвалы за самое лучшее выполненное упражнение. А как я люблю за их нетерпеливое желание играть на инструменте в шумовом оркестре, умоляющие взгляды и нежелание с этим инструментом расставаться. Все это творчество и нет лучшей доли для учителя, чем участвовать в зарождении и пробуждении этого творчества, которое я ,надеюсь, перерастет далее в более глубокое и содержательное чувство к музыке и вообще к искусству и ко всему прекрасному.