СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку в системе СПО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В настоящее время и в обозримой перспективе проблема сохранения и приумножения здоровья населения России в связи с усложнением экологической и социально-экономической ситуации, возрастанием объемов информации, учащающихся природных и техногенных катастроф, давления негативной информации из СМИ, изменения структуры и химического состава продуктов питания и бытовой химии, растущей учебной нагрузки и деструктивного воздействия массовой культуры и антикультуры становится все более насущной.    В настоящее время и в обозримой перспективе проблема сохранения и приумножения здоровья населения России в связи с усложнением экологической и социально-экономической ситуации, возрастанием объемов информации, учащающихся природных и техногенных катастроф, давления негативной информации из СМИ, изменения структуры и химического состава продуктов питания и бытовой химии, растущей учебной нагрузки  становится все более насущной.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку в системе СПО"»

Здоровьесберегающие технологии

при обучении иностранному языку в системе СПО

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

         Ж.-Ж. Руссо

В настоящее время и в обозримой перспективе проблема сохранения и приумножения здоровья населения России в связи с усложнением экологической и социально-экономической ситуации, возрастанием объемов информации, учащающихся природных и техногенных катастроф, давления негативной информации из СМИ, изменения структуры и химического состава продуктов питания и бытовой химии, растущей учебной нагрузки и деструктивного воздействия массовой культуры и антикультуры становится все более насущной. Человеческий капитал в начале XXI века становится главным конкурентным фактором – как отдельной организации, так и целой страны на мировом экономическом рынке и на политической поприще. Всё это делает задачу повышения качества жизни и трудовой деятельности россиян чрезвычайно важной перед лицом вызовов современности. [1; 191-201].

В современной системе образования укрепление и сохранение здоровья обучающихся находится на низком уровне. Это остро проявляется в обучении по всем предметам, в частности, – по иностранному языку, что связано со спецификой данного предмета. Без прочного усвоения полученных знаний, без умения воспроизвести их в любой ситуации общения, процесс обучения всегда сопряжен с трудностями и становится неэффективным. Поэтому, становится очень актуальной проблема введения и применения на занятиях здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку. [2; 46-48].

Здоровьесберегающие технологии – это такие технологии, которые позволяют педагогу сделать процесс обучения наиболее эффективным (результативным), причиняя наименьший физический и психологический вред обучающимся. [4; 242].

Цель здоровьебесберегающих образовательных технологий заключается в том, чтобы обеспечить обучающимся возможность сохранить здоровье за период обучения в образовательном учреждении, сформировать общие и профессиональные компетенции не только общеобразовательного характера, но и ключевые компетенции в сохранении и укрепления своего здоровья. [2; 50].

Каждая дисциплина имеет свою специфику. Иностранный язык имеет свою направленность. Каждый день человек «приобретает» родной язык, а иностранный язык он учит. При этом нужно усваивать большие объёмы слов (лексики), грамматические правила и правила произношения.

Использовать на занятии какую-то одну технологию затруднительно, да и вредно. А при сочетании традиционных форм обучения с нетрадиционными, можно привнести разнообразие в процесс обучения дисциплины.

 Бродкина Г.В. считает, что преподаватель должен находить такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность и предотвратили бы быстрое наступление утомляемости обучаемых. Преподавание иностранного языка требует применения специфических технологических операций: ознакомление, тренировка, применение. [3; 46-48].

Применяя здоровьесберегающие технологии на занятиях по иностранному языку, нужно применять различные приёмы – как общие, так и частные.

К общим относятся: смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки.

Для формирования здорового образа жизни вовремя всего курса английского языка в колледже студенты изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам: «Режим дня»; «Климат и его влияние на здоровье человека»;
«Спорт»; «Здоровое питание и влияние его на здоровье»;«Здоровый образ жизни»; «Защита окружающей среды»; «Проблемы молодежи»;«Технический прогресс и человеческие способности». «Походы и путешествия» и другие.

Современное занятие иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, а так же напряжения и сил. Увлекаясь объяснением нового грамматического материала, беседуя с учащимися по теме или читая текст, я всегда помню о здоровье студентов, о создании таких условий, которые обеспечили бы высокую работоспособность на протяжении всего занятия и избежать переутомления. Чтобы помочь студентам настроиться на овладение знаниями в середине или в конце учебного дня им бывает необходима психологическая поддержка. Для этого можно использовать элементы аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка – это система приемов саморегуляции функций организма. Центральной задачей аутогенной   тренировки является регуляция собственных эмоций. Аутогенная тренировка обычно проводится в течение 3-5 минут в начале или в середине занятия. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности частным относятся: применение считалок, рифмовок, фонетической зарядки, песен и др. (при обучение произносительной стороне); зрительная наглядность (рисунки), звуковая наглядность (аудиозаписи), предметная наглядность (муляжи, предметы), игры (при обучении грамматической и лексической стороне). При обучении аудированию, говорению, чтению и письму полезно применять ролевые игры, инсценирование, анкетирование, игры.

Иностранный язык – одна из наиболее трудных дисциплин, сопряжённая с постоянной концентрацией внимания и сил на занятии. Часто приходится заучивать, буквально «зазубривать» большие объёмы информации. А когда нет языкового окружения, это ещё труднее. Поэтому, нужно соотносить учебную нагрузку с учётом индивидуальных (физических, психологических) особенностей обучающихся, их базы (изучали ли они его раньше или нет, и сколько изучали).

Для повышения здоровья обучающихся огромное значение имеет организация занятия. Во избежание их усталости и перегрузки необходимо строить занятие в соответствии с динамикой внимания обучающихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ. Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху обучающихся способствуют:

  • Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.

  • Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”и т.д.

  • Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.

  • Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию.

  • Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональную разгрузку.

  • Смена позы обучающихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности.

Примеры комплексной релаксации: Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe out. Let’s pretend it`s summer. You are lying on a sandy beach. The sun is shining. The sky is blue. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. You are relaxing. Your troubles flout away. You love your relatives and friends. They love you too. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits.  Open your eyes. How do you feel? (Сядьте удобно. Закройте глаза. Вдохните. Давайте представим себе лето. Вы лежите на песчаном пляже. Солнце светит. Небо синее. Погода хорошая. Легкий ветер дует с моря. Птицы поют. У вас нет проблем. Нет серьезных проблем. Вам спокойно. Ваш мозг расслабляется. Спокойствие в вашем теле. Вы расслабляетесь. Ваши проблемы исчезают. Вы любите своих родственников и друзей. Они тоже вас любят. Вы уверены в себе, что у вас много энергии. Вы в хорошем настроении. Откройте глаза. Как вы себя чувствуете?)

Стихи и песни на уроке представляет возможность обучающимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Иногда можно отдохнуть, послушав песню на английском языке или просто музыку. При этом можно дать установку: «Relax yourself (yourselves). Think about something pleasant».Во время минутки отдыха я провожу короткий аутотренинг на успокоение и развитие способностей, уверенности в себе, повторяя на фоне музыки слова:

I am kindness I am looking smart

I am love I am really smart

I am will Because I have

I am strength A tender heart

I am youth

I am wisdom

Everything in my life depends on my will.

(Я – спокойствие, душевность, доброта, воля, сила, любовь, прошение, могущество, юность, молодость, здоровье, мудрость, жизнерадостность. Все зависит от меня, все в моих руках).

Так как физкультминутки проводятся на изучаемом иностранном языке, то активация словарного запаса проходит в непринужденной для них обстановке. Вместе с тем ненавязчиво ведется работа над фонетикой, лексикой и грамматикой.

Пример физкультминутки:

Point to your teacher, point to the door,
Look at the window, look at the floor,
Stand on your left leg, stand on your right.
Now sit down, touch something…white.

Put your hands and touch your toes.
Cross your fingers, hold your nose.
Bend your knees and shake your head,
Stamp your feet, touch something…red.


Head and shoulders, knees and toes,
Knees and toes, knees and toes;
Head and shoulders, knees and toes,
Eyes, ears, mouth and nose.

Pick up, put down, stand up, turn round
Clap left, clap right, clap up, clap down.
Look left, look right, look up, look down.
Turn round, sit down, touch something …brown!



Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра, способствующая отдыху, вызывающая положительные эмоции. Игра-пантомима: при изучении темы «My working day» изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня. При изучении темы «Sport» изобразить вид спорта с последующим угадыванием. Данный вид игры применим при изучении таких тем, как «The Interview with a Celebrity », «Family Life». Работа в парах или группах, с элементами драматизации способствуют снятию напряжения, проявлению творческих возможностей студентов. К тому же, ролевые игры способс­твуют развитию навыков общения на английском языке, расширяют кругозор обучающихся. Студенты забывают о своем психологическом диском­форте, с удовольствием вовлекаясь в предложенную ситуацию.

Многим студентам по душе игра-проект (Project), где они создают проекты, защищают их, презентуя работы перед аудиторией, учась тем самым отстаивать свою точку зрения с одной стороны и совершенствуя английскую речь - с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенны­ми в себе, отрабатывая ораторские качества каждого.

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях иностранного языка в системе СПО  с учетом физиологических возможностей подростков приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает их удовлетворенность полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сладков, С. Н. Концептуальные позиции и развитие здоровьесберегающих технологий в контексте здоровьесберегающего образовательного процесса в системе среднего профессионального образования / С. Н. Сладков // Психолого-педагогические проблемы современного образования в системе физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научно-практической конференции (22 декабря). СИФК, г. Стерлитамак. – Фобос, 2013. – С. 191-201

2.   Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002

3.  Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе преподавателя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.

4.    Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе: учебное пособие / А.К. Смирнов – М., 2002. – 127 с.

191-201