СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Значение трудового обучения в адаптации обучающихся с ОВЗ к условиям обучения в коррекционной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья «Значение трудового обучения в адаптации обучающихся с ОВЗ к условиям обучения в коррекционной школе»

Просмотр содержимого документа
«Статья «Значение трудового обучения в адаптации обучающихся с ОВЗ к условиям обучения в коррекционной школе»»

Статья «Значение трудового обучения в адаптации обучающихся с ОВЗ к условиям обучения в коррекционной школе»


Необходимым компонентом обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту - ОВЗ) является коррекционная работа, проводимая на всех этапах воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта. При разрешении конкретной учебной задачи учитываются 3 направления воздействия: образовательное, воспитательное, развивающее. При этом образовательная (усвоение знаний, умений, навыков) и воспитательная функция способствует развитию мыслительной деятельности обучаемого и должны включать ребенка в учебную деятельность, способствующую его развитию.

Можно утверждать, что полноценная коррекционная работа с детьми, имеющими ОВЗ невозможна без успешной и своевременной адаптации таких учеников к условиям коррекционной школы. Под адаптацией понимается приспособление детей с ОВЗ к условиям обучения в коррекционной школе в целях полного освоения образовательной программы в установленные сроки.

В период адаптации воспитанников к условиям обучения в коррекционной школе у учеников формируются важнейшие основы дальнейшего успешного прохождения обучения в школе. К таким основам можно отнести:

- понимание обучающимися учебного материала;

- непосредственную связь теоретических знаний с практической работой;

- развитие самостоятельности обучающегося в выполнении учебных и практических заданий и умение контролировать их результаты;

- формирование положительной мотивации к обучению.

Большое значение для успешной адаптации ребенка к условиям коррекционной школы имеет и внеклассная работа – экскурсии, встречи с выпускниками и родителями, тематические недели и вечера по профессиям, классные часы и т.д.

Велика и роль родителей, которые своими действиями могут как способствовать успешной и наиболее скорой адаптации ребенка к новым условиям обучения, так и наоборот, воспрепятствовать ей.

В период реализации образовательной программы в рамках коррекционной школы родителям воспитанников необходимо учитывать то обстоятельство, что учащимся с нарушением интеллекта необходимо оказание комплексной помощи, так как они испытывают трудности на всех этапах развития в силу своих психофизиологических особенностей. Если с раннего возраста правильно корректировать особенности развития ребенка с ОВЗ, высока вероятность появления уже в юношестве установки на сознательное построение собственной жизни, а направленность в будущее находит свое выражение в стимулировании процесса учебы и развития, который дает возможность приобретать новый опыт, учиться на нем и интегрировать его.

Трудовое обучение играет важнейшую роль в процессе успешной адаптации ребенка с ОВЗ не только к условиям обучения в коррекционной школе, но и к жизни в современном обществе. Можно утверждать, что лишь при наличии социальной и трудовой компетентности человеку удается найти верное направление дальнейших действий, поддерживать необходимую интенсивность контактов, с людьми, найти свое место в жизни. Социальный опыт и компетентность должны формироваться целенаправленно по определенной программе организации деятельности, по формированию этих качеств, так как опыт приобретается только на практике.

Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности. Полагаем, что процесс трудового обучения является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности (основной составляющей социальной адаптации) и, следовательно, при правильной организации трудового обучения социальная адаптация будет более успешной.

Организация обучения на уроках труда строится таким образом, чтобы расширялись рамки коррекционной работы над личностью ребенка с ОВЗ и тем самым создавались условия для более успешного овладения им программного материала. Наряду с этим, именно на уроках трудового обучения осуществляется повышение эффективности и качества обучения воспитанника путем оказания ему помощи в адаптации к условиям и задачам образовательного учреждения.

В результате успешного прохождения адаптации к условиям обучения в коррекционной школе дети с ОВЗ формируют ряд навыков и умений, необходимых в том числе и в повседневной жизни. Так, воспитываются положительные качества личности ученика (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе и т. д.). Ребенок приобретает элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества, появляется представление о доступных приёмах труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интереса к трудовой деятельности. Кроме того, формируются организационные умения в труде: своевременный приход на занятия, организованность входа в класс, работа исключительно на своем рабочем месте, правильное расположение на нем материалов и инструментов.

Своевременная психолого–педагогическая поддержка обучающихся специальной (коррекционной) школы на уроках труда создает у школьников ситуацию положительного отношения к учению в целом.

Таким образом, трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке учащихся коррекционной школы к самостоятельной практической деятельности на производстве и в быту, а активное включение обучающихся в процесс трудовой деятельности способствует успешной и своевременной адаптации детей с ОВЗ к условиям обучения в коррекционной школе. Как следствие, разрешается и основная задача школы для детей с ОВЗ - создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие механизмов компенсации недостатков в психическом или физическом развитии каждого обучающегося, воспитанника и на этой основе осуществляется решение его проблем в социально-трудовой адаптации и реабилитации, интеграции в условия современного общества.