Стажёрская площадка в рамках работы
профессионального сообщества «Основы формирования экологической культуры дошкольников»
Место проведения: Детский сад № 79, ул. Каменская 56
Дата/время: 31.10.2021г. 13.30
Педагоги участники:
Детский сад № 52
Образцова Юлия Александровна, воспитатель, СЗД
Детский сад № 79
Еремина Ирина Анатольевна, воспитатель, ВКК
Печерских Елена Валерьевна, воспитатель, IКК
Детский сад № 93
Королева О.Н., воспитатель, IКК
Тема: «Нетрадиционные методы и средства обучения в экологическом воспитании»
Форма: Семинар- практикум
Цель: развитие творческого потенциала и мотивации к деятельности педагогов, повышение их профессионального мастерства, по вопросам экологического воспитания.
Задачи:
Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
Разработать план работы педагогов в данном направлении;
Развивать познавательный интерес у педагогов;
Установить тесное сотрудничество между педагогами детских садов.
План семинара-практикума:
Введение, вступительное слово
Игра «Ассоциации».
«Метеослужба как современная форма экологических наблюдений и экспериментов с детьми дошкольного возраста» - воспитатель Детского сада № 52 Образцова Юлия Александровна,
«Использование сенсорных ящиков при формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста». воспитатель Детского сада № 93 Королевой Оксане Николаевне
«Экологическая тропинка, как средство экологического воспитания» воспитатели Детского сада № 79 Еремина Ирина Анатольевна и Печерских Елена Валерьевна
Трансляция опыта работы по созданию экологической тропинки с использованием мультимедийной презентации.
Игра «Педагогическая змейка»
Мозговой штурм «Составление схемы экологической тропинки»
Итог – рефлексия
Ход семинара-практикума:
Не то, что мните вы, — природа.
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы пригласили вас на семинар-практикум по теме «Нетрадиционные методы и средства обучения в экологическом воспитании».
Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. В детском саду ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения здесь любовью и уважением к природе. На сегодняшний день приветствуются самые активные формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и появляется опыт использования этих знаний в практической деятельности. На сегодняшнем семинаре практикуме мы рассмотрим следующие формы работы с детьми по экологическому воспитанию и образованию:
Метеослужба как современная форма экологических наблюдений и экспериментов с детьми дошкольного возраста»;
«Экологическая тропинка, как средство экологического воспитания»;
«Использование сенсорных ящиков при формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».
Песня «Дорогою добра». Игра «Ассоциации».
Предлагаем поиграть в игру «Ассоциации» (вхождение в тему), попробуйте с ассоциировать себя и коллег своей команды с различными природными явлениями, животными или предметами, можно употреблять выражения «цветёт как роза», «работаю как лошадь», «устала как собака» и т. д.
Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?
Ассоциации экологического содержания:
Внешность, характер, манера поведения человека ассоциируются у вас:
со стихией (огонь, воздух, вода, земля);
с природным явлением;
с животным (зверь, птица, насекомое);
с растением (дерево, кустарник, цветок);
с минералом.
Предлагаем зачитать свои ассоциации и проверить, есть ли совпадения. Вот видите, как тесно мы связаны с природой! Наши знания экологии, помогли сейчас применить их на практике.
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
воспитателю Детского сада № 52 Образцовой Юлии Александровне, «Метеослужба как современная форма экологических наблюдений и экспериментов с детьми дошкольного возраста»;
воспитателю Детского сада № 93 Королевой Оксане Николаевне «Использование сенсорных ящиков при формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».
воспитателям Детского сада № 79 Ереминой Ирине Анатольевне и Печерских Елене Валерьевне «Экологическая тропинка, как средство экологического воспитания»
К эффективным формам взаимодействия педагога с детьми при формировании экологической культуры можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. Все это можно реализовать, создав «Экологическую тропу» на территории детского сада. И сегодня мы с вами поговорим об этом. Для того, чтобы у детей сформировать не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности, нами и было принято решение о создании на территории нашего детского сада «Экологической тропинки «Зелёная сказка».
-А как вы думаете, что такое экологическая тропинка, дайте ей определение.
Экологическая тропинка - специально разработанный маршрут для познавательной экскурсии, проложенный таким образом, чтобы на сравнительно небольшом отрезке пути можно было увидеть, как можно больше разнообразных интересных экологических объектов или явлений.
Педагогическая змейка:
Для определения вашего понимания сущности экологической тропы мы предлагаем вам лист бумаги, который запускаем как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением «экологическая тропа», сложить лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.
(Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами).
Вот и мы в свое время, взвесив все ЗА и ПРОТИВ, на одном из педсоветов приняли решение о необходимости создания экологической тропинки на территории ДОУ.
В 2016 году наш детский сад принимал участие в конкурсе по озеленению территории, проводимых РУСалом, и занял первое место. По результатам конкурса, при реализации проекта, на территории нашего детского сада были высажены саженцы наиболее подходящих видов деревьев, кустарников и цветочных культур. Оформлены точки экологической тропинки. По всему маршруту экологической тропинки «Зелёная сказка» регулярно проводятся занятия, экскурсии, целевые прогулки по экологическому воспитанию дошкольников. А также праздники развлечения, с участием родителей.
Сейчас мы хотим поделиться с вами опытом создания нашей экологической тропинки. Маршрут экологической тропинки представляет собой движение или от одного объекта к другому, или к определенной точке экологической тропы, наглядно показан нумерацией и схематичным изображением на картосхеме тропы, нарисованной на фасаде здания.
Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов, которые были специально созданы нами на территории ДОУ №79. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задания педагога и хозяина тропинки «Старичка Лесовичка».
Но, сначала мы поставили себе Цель: Создание творческой группы для работы по реализации проекта «Экологическая тропинка «Зелёная сказка». Создание условий для развития экологического сознания дошкольника, начал экологической культуры через озеленение и благоустройство территории детского сада. Организации массовых мероприятий по экологическому воспитанию.
Для достижения цели определили первоочередные Задачи:
Совершенствование территории детского сада через улучшение условий для отдыха, занятий спортом, игры и развития детей.
Развитие познавательного интереса ребенка к миру природы, формирования чувства ответственности за ее сохранность, его самоидентификацию в качестве части природы через организацию деятельности на экологической тропинке.
Формирование познавательной активности дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропинки.
Привлечение детей к участию в деятельности по уходу за объектами экологической тропинки, по охране и защите природы.
Повышение уровня педагогического мастерства педагогов в вопросах организации разнообразных форм работы с детьми по экологическому воспитанию.
Наметили Предполагаемые результаты:
Улучшены условия на территории детского сада для отдыха, занятий спортом, игры и развития детей.
Участие детей в организации и проведении различных экологических мероприятий, в том числе трудовых.
Повышен уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
Дети умеют применять полученные знания в других видах деятельности.
Активизация деятельности работников и родителей детского сада по благоустройству и озеленению территории привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;
Удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников создание своего «образа» территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения
Продумали формы и методы работы с дошкольниками и родителями в процессе реализации проекта. К участию в проекте были привлечены педагоги и сотрудники детского сада, родители детей, воспитанники старшего дошкольного возраста, труженик тыла, жители микрорайона. Перед тем, как приступить к созданию экологической тропинки, разбили свою деятельность на этапы:
Создание творческой группы для работы по реализации проекта «Экологическая тропинка «Зелёная сказка».
Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде рисунков-символов для собственной проработки идей.
Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропинки» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. В МДОУ д/c № 79 хозяином тропинки был выбран «Старичок Лесовичок».
Составление паспорта экологической тропинки.
Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.
Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.
Оформление тропинки и изготовление элементарного оборудования для организации деятельности, проведения опытов и наблюдений, игр.
Разработка методического материала и конспектов деятельности на экологической тропинке.
Затем был составлен План-график работ по проекту и определены Сроки проведения работ. За организацию каждой разработанной экологической точки были назначены ответственные: педагоги групп и специалисты.
На нашей экологической тропинке было организовано 11 экологических точек. Также, были разработаны методические материалы и конспекты деятельности на экологической тропинке, которые активно использовались нами в летний и осенний период.
«Пруд»
«Уголок леса»
«В деревне у бабушки Матрёны»
«Дубовая аллейка»
«Огород бабушки Федоры»
«Метеостанция»
«Туристическая база «Привал»
«Цветочный лабиринт»
«Зеленая аптека»
«Цветочная палитра»
«Тропа туриста»
В этом учебном году в нашем детском саду реализуется проект "Эколята - дошколята", направленный на формирование природолюбия воспитанников. В дальнейшем, в рамках реализации проекта, планируем экологическую тропинку дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения, в зависимости от сезона, тематического планирования работы Детского сада, актуальности и интереса воспитанников.
Мозговой штурм.
А сейчас, мы предлагаем вам самостоятельно разработать схему своей «Экологической тропинки» на территории МДОУ, с выбором экологических точек наиболее значимых для вас и детей.
Возможно, эти схемы вам пригодятся в будущем!
Какие экологические точки вы бы посоветовали нам добавить?
Песня «Изгиб гитары жёлтой».
Вот и подошёл к концу наш семинар-практикум. Мы надеемся, что он был для вас интересным и полезным, что вопросы, затронутые на нем, не оставили никого из вас равнодушным и способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.
Упражнение – рефлексия «Оживи росток»
Просим вас оценить наш семинар-практикум. Если он был полезен и интересен для вас – оживите наш росток оранжевым лепестком, а если информация была бесполезной – синим. Желаем вам успехов и благодарим вас за активное участие!