СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стажёрская площадка в рамках работы профессионального сообщества «Основы формирования экологической культуры дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие творческого потенциала и мотивации к деятельности педагогов, повышение их профессионального мастерства, по вопросам экологического воспитания.

Задачи:

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
  2. Разработать план работы педагогов в данном направлении; 
  3.  Развивать познавательный интерес у педагогов;
  4. Установить тесное сотрудничество между педагогами детских садов.

Просмотр содержимого документа
«Стажёрская площадка в рамках работы профессионального сообщества «Основы формирования экологической культуры дошкольников»»

Стажёрская площадка в рамках работы

профессионального сообщества «Основы формирования экологической культуры дошкольников»

Место проведения: Детский сад № 79, ул. Каменская 56

Дата/время: 31.10.2021г. 13.30

Педагоги участники:

Детский сад № 52

Образцова Юлия Александровна, воспитатель, СЗД

Детский сад № 79

Еремина Ирина Анатольевна, воспитатель, ВКК

Печерских Елена Валерьевна, воспитатель, IКК

Детский сад № 93

Королева О.Н., воспитатель, IКК

Тема: «Нетрадиционные методы и средства обучения в экологическом воспитании»

Форма: Семинар- практикум

Цель: развитие творческого потенциала и мотивации к деятельности педагогов, повышение их профессионального мастерства, по вопросам экологического воспитания.

Задачи:

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);

  2. Разработать план работы педагогов в данном направлении; 

  3. Развивать познавательный интерес у педагогов;

  4. Установить тесное сотрудничество между педагогами детских садов.

План семинара-практикума:

  1. Введение, вступительное слово

  2. Игра «Ассоциации».

  3. «Метеослужба как современная форма экологических наблюдений и экспериментов с детьми дошкольного возраста» - воспитатель Детского сада № 52 Образцова Юлия Александровна,

  4. «Использование сенсорных ящиков при формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста». воспитатель Детского сада № 93 Королевой Оксане Николаевне

  5. «Экологическая тропинка, как средство экологического воспитания» воспитатели Детского сада № 79 Еремина Ирина Анатольевна и Печерских Елена Валерьевна

Трансляция опыта работы по созданию экологической тропинки с использованием мультимедийной презентации.

  • Игра «Педагогическая змейка»

  • Мозговой штурм «Составление схемы экологической тропинки»

  • Игра «Цепочка среды обитания».

  1. Итог – рефлексия



Ход семинара-практикума:

Не то, что мните вы, — природа.
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев

Добрый день, уважаемые коллеги!  

Сегодня мы пригласили вас на семинар-практикум по теме «Нетрадиционные методы и средства обучения в экологическом воспитании».

Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. В детском саду ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения здесь любовью и уважением к природе. На сегодняшний день приветствуются самые активные формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и появляется опыт использования этих знаний в практической деятельности. На сегодняшнем семинаре практикуме мы рассмотрим следующие формы работы с детьми по экологическому воспитанию и образованию:

  • Метеослужба как современная форма экологических наблюдений и экспериментов с детьми дошкольного возраста»;

  • «Экологическая тропинка, как средство экологического воспитания»;

  • «Использование сенсорных ящиков при формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

Песня «Дорогою добра». Игра «Ассоциации».

Предлагаем поиграть в игру «Ассоциации» (вхождение в тему), попробуйте с ассоциировать себя и коллег своей команды с различными природными явлениями, животными или предметами, можно употреблять выражения «цветёт как роза», «работаю как лошадь», «устала как собака» и т. д.

Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Ассоциации экологического содержания:

Внешность, характер, манера поведения человека ассоциируются у вас:

  • со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

  • с природным явлением;

  • с животным (зверь, птица, насекомое);

  • с растением (дерево, кустарник, цветок);

  • с минералом.

Предлагаем зачитать свои ассоциации и проверить, есть ли совпадения. Вот видите, как тесно мы связаны с природой! Наши знания экологии, помогли сейчас применить их на практике.


СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ

воспитателю Детского сада № 52 Образцовой Юлии Александровне, «Метеослужба как современная форма экологических наблюдений и экспериментов с детьми дошкольного возраста»;

воспитателю Детского сада № 93 Королевой Оксане Николаевне «Использование сенсорных ящиков при формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

воспитателям Детского сада № 79 Ереминой Ирине Анатольевне и Печерских Елене Валерьевне «Экологическая тропинка, как средство экологического воспитания»

К эффективным формам взаимодействия педагога с детьми при формировании экологической культуры можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. Все это можно реализовать, создав «Экологическую тропу» на территории детского сада. И сегодня мы с вами поговорим об этом. Для того, чтобы у детей сформировать не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности, нами и было принято решение о создании на территории нашего детского сада «Экологической тропинки «Зелёная сказка».

-А как вы думаете, что такое экологическая тропинка, дайте ей определение.

Экологическая тропинка - специально разработанный маршрут для познавательной экскурсии, проложенный таким образом, чтобы на сравнительно небольшом отрезке пути можно было увидеть, как можно больше разнообразных интересных экологических объектов или явлений.

Педагогическая змейка:

Для определения вашего понимания сущности экологической тропы мы предлагаем вам лист бумаги, который запускаем как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением «экологическая тропа», сложить лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.

(Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами).

Вот и мы в свое время, взвесив все ЗА и ПРОТИВ, на одном из педсоветов приняли решение о необходимости создания экологической тропинки на территории ДОУ.

В 2016 году наш детский сад принимал участие в конкурсе по озеленению территории, проводимых РУСалом, и занял первое место. По результатам конкурса, при реализации проекта, на территории нашего детского сада были высажены саженцы наиболее подходящих видов деревьев, кустарников и цветочных культур. Оформлены точки экологической тропинки. По всему маршруту экологической тропинки «Зелёная сказка» регулярно проводятся занятия, экскурсии, целевые прогулки по экологическому воспитанию дошкольников. А также праздники развлечения, с участием родителей.

Сейчас мы хотим поделиться с вами опытом создания нашей экологической тропинки. Маршрут экологической тропинки представляет собой движение или от одного объекта к другому, или к определенной точке экологической тропы, наглядно показан нумерацией и схематичным изображением на картосхеме тропы, нарисованной на фасаде здания.

Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов, которые были специально созданы нами на территории ДОУ №79. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задания педагога и хозяина тропинки «Старичка Лесовичка».

Но, сначала мы поставили себе Цель: Создание творческой группы для работы по реализации проекта «Экологическая тропинка «Зелёная сказка». Создание условий для развития экологического сознания дошкольника, начал экологической культуры через озеленение и благоустройство территории детского сада. Организации массовых мероприятий по экологическому воспитанию.

Для достижения цели определили первоочередные Задачи:

  1. Совершенствование территории детского сада через улучшение условий для отдыха, занятий спортом, игры и развития детей.

  2. Развитие познавательного интереса ребенка к миру природы, формирования чувства ответственности за ее сохранность, его самоидентификацию в качестве части природы через организацию деятельности на экологической тропинке.

  3. Формирование познавательной активности дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропинки.

  4. Привлечение детей к участию в деятельности по уходу за объектами экологической тропинки, по охране и защите природы.

  5. Повышение уровня педагогического мастерства педагогов в вопросах организации разнообразных форм работы с детьми по экологическому воспитанию.

Наметили Предполагаемые результаты:

  1. Улучшены условия на территории детского сада для отдыха, занятий спортом, игры и развития детей.

  2. Участие детей в организации и проведении различных экологических мероприятий, в том числе трудовых.

  3. Повышен уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

  4. Дети умеют применять полученные знания в других видах деятельности.

  5. Активизация деятельности работников и родителей детского сада по благоустройству и озеленению территории привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;

  6. Удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников создание своего «образа» территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения

Продумали формы и методы работы с дошкольниками и родителями в процессе реализации проекта. К участию в проекте были привлечены педагоги и сотрудники детского сада, родители детей, воспитанники старшего дошкольного возраста, труженик тыла, жители микрорайона. Перед тем, как приступить к созданию экологической тропинки, разбили свою деятельность на этапы:

  1. Создание творческой группы для работы по реализации проекта «Экологическая тропинка «Зелёная сказка».

  2. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

  3. Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде рисунков-символов для собственной проработки идей.

  4. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропинки» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. В МДОУ д/c № 79 хозяином тропинки был выбран «Старичок Лесовичок».

  5. Составление паспорта экологической тропинки.

  6. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

  7. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

  8. Оформление тропинки и изготовление элементарного оборудования для организации деятельности, проведения опытов и наблюдений, игр.

  9. Разработка методического материала и конспектов деятельности на экологической тропинке.

Затем был составлен План-график работ по проекту и определены Сроки проведения работ. За организацию каждой разработанной экологической точки были назначены ответственные: педагоги групп и специалисты.

На нашей экологической тропинке было организовано 11 экологических точек. Также, были разработаны методические материалы и конспекты деятельности на экологической тропинке, которые активно использовались нами в летний и осенний период.

  1. «Пруд»

  2. «Уголок леса»

  3. «В деревне у бабушки Матрёны»

  4. «Дубовая аллейка»

  5. «Огород бабушки Федоры»

  6. «Метеостанция»

  7. «Туристическая база «Привал»

  8. «Цветочный лабиринт»

  9. «Зеленая аптека»

  10. «Цветочная палитра»

  11. «Тропа туриста»

 В этом учебном году в нашем детском саду реализуется проект "Эколята - дошколята", направленный на формирование природолюбия воспитанников. В дальнейшем, в рамках реализации проекта, планируем экологическую тропинку дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения, в зависимости от сезона, тематического планирования работы Детского сада, актуальности и интереса воспитанников.

Мозговой штурм.

А сейчас, мы предлагаем вам самостоятельно разработать схему своей «Экологической тропинки» на территории МДОУ, с выбором экологических точек наиболее значимых для вас и детей.

Возможно, эти схемы вам пригодятся в будущем!

Какие экологические точки вы бы посоветовали нам добавить?

Песня «Изгиб гитары жёлтой».

Вот и подошёл к концу наш семинар-практикум. Мы надеемся, что он был для вас интересным и полезным, что вопросы, затронутые на нем, не оставили никого из вас равнодушным и способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.


Упражнение – рефлексия «Оживи росток»

Просим вас оценить наш семинар-практикум. Если он был полезен и интересен для вас – оживите наш росток оранжевым лепестком, а если информация была бесполезной – синим. Желаем вам успехов и благодарим вас за активное участие!