Гомбоева Ц.Б.-заместитель директора по НМР,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кижингинская СОШ им. Х.Намсараева»
Работа стажировочной площадки
Обучение 25-ти учителей-стажеров на базе Бадинской СОШ №15 Хилокского района Забайкальского края, прежде всего, направлено на развитие личности самого учителя как субъекта учебной деятельности, расширение его профессиональных интересов и потребностей. Данная стажировочная площадка проходила по двум направлениям «Развитие компетенции учителя иностранного языка в условиях перехода на ФГОС нового поколения» и «Формирование у учащихся этнокультурной компетентности через использование новых информационных технологий».
На установочном занятии заместитель директора по НМР Гомбоева Ц.Б ознакомила учителей – стажеров с ключевыми идеями опыта своей школы, а также обозначила проблемное поле стажировки. В ходе работы стажировочной площадки использовались различные формы обучения: лекции, семинарские занятия, практические занятия (стажерские пробы), групповая, индивидуальная работа стажеров и защита работ на конференции.
Теоретический модуль организовали преподаватели БГУ: Содномов С.Ц., д.п.н., доцент, Нанзатова Э.П., к.п.н., учитель – практик Маханчеева В.Н. При подаче теоретической части основной упор был сделан на методику обучения чтению, коммуникативно-познавательным задачам чтения, работе с текстами различных функциональных стилей, разработку коммуникативных задач. Маханчеева В.Н. провела семинарское занятие по теме «Система обучения чтению». Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся, которая направлена на извлечение информации из письменного фиксированного текста. В процессе обучения иностранному языку чтение выступает в качестве цели и средства. Как цель - учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации, как средство - учащиеся должны пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала.
Терентьева М.В. подготовила доклад «Использование ИКТ в обучении английскому языку». Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой. Стажеры пришли к выводу, что данная проблема актуальная, т.к. применение информационных технологий значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения. Развитие познавательных способностей и творческой активности, учащихся на уроках английского языка сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
Слушатели получили возможность ознакомиться с технологией организации курса АРИЗ и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Практикум по решению творческих задач был организован Донитовым М.Д.
Особый интерес у стажеров вызвал доклад Маханчеевой В.Н. «Профильное обучение как условие эффективного профессионального самоопределения школьников». Ею обобщен опыт создания системы по поддержке одаренных детей в школе, созданию профильных классов разных направлений. Школа входит в состав Университетского образовательного комплекса БГУ, созданы условия для осуществления дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Преподавание иностранного языка является не только введением ученика в мир иноязычной культуры, но и осмысленным пониманием ими родной культуры, что важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения, в культурном развитии детей. Именно компонент регионоведческого содержания значим в социокультурном контексте обучения иностранному языку. Успешность работы по его реализации напрямую зависит от степени готовности к этому самих учителей иностранного языка. Эта проблема и определила важное направление стажировочной площадки. В современных школьных учебниках российская культура представлена в виде кратких заданий. Для изучения страноведческого материала по нашей республике имеются немало учебно-методических пособий, но недостаточно пособий по районам республики. В связи с этим учителями английского, бурятского языков выпущено учебное пособие «Моя малая Родина - Кижинга», которая содержит географические, исторические, биологические, искусствоведческие сведения о Кижинге на трех языках: бурятском, русском, английском. Уроки, практические занятия проводились на материале данного учебного пособия.
Сультимова С.Ц., региональный победитель конкурса учителей бурятского языка «Эрхим багша» провела урок с комментарием по теме «Балжан Хатан» в 7 классе и Презентацию об участии во Всероссийском конкурсе учителей родного языка в г. Саранск (Республика Мордовия). Учителя – стажеры пришли к выводу, что любой родной язык формирует у учащихся этнокультурную компетенцию.
Янаева С.А. выступила с докладом «Межкультурное регионоведение на уроках иностранного языка», где был представлен проект «Родник», реализованный в школе в 2012 году. Проект представляет информации об историческом наследии родного края для пользователей, заинтересованных в пропаганде культурно-исторического наследия малой Родины в сети Интернет; дополняет комплекс мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, ответственности за её судьбу. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, края, памятников культуры, архитектуры, никогда не совершит акта вандализма. Он просто будет знать им цену. Он прислушается к своим родным, близким, которые объясняют ему что такое: Любовь к Родине, Отчизна, родной дом, Семья.
Все лекции были очень интересны, познавательны, слушатели отметили их содержательность, практическую значимость. В работе использовались материалы и вспомогательные средства: медиатека, компьютерный класс, лингафонный кабинет, интерактивная доска, проектор, учебно - методическое пособие образовательной программы интегрированного курса (презентации, Интернет - ресурсы, методические пособия, ЭОР), а также учебное пособие «Моя малая родина - Кижинга».
В практической части стажировки слушателям была предложена работа в мастер-классах ведущих учителей школы: мастер – класс по чтению “ The Wonder of Buryatia ” в 11 классе Маханчеевой В.Н., урок по теме «Animals» в 6 классе Терентьевой М.В., внеклассное занятие по теме“Halloween” Лхасарановой Л.Ц.
Урок чтения в 11 классе посвящен знакомству с феноменом нетленного тела Пандито Хамбо-Ламы XII Даши – Доржо Итегилова и направлен на развитие личностных результатов учащихся, способствует их нравственному и духовному воспитанию, формированию способности анализировать и давать оценку явлениям. Учитель использует следующие приемы обучения: ориентировка, снятие трудностей, проверка понимания текста на уровне содержания, вычленение логических единиц смыслового содержания и интерпретация. На уроке формировались умения выделения основной смысловой информации, умения сокращения текста, умения интерпретации текста. Учащиеся высказывают свою точку зрения, личное отношение к явлению, тем самым урок решает коммуникативно-познавательную, ценностно-ориентационную задачу.
На уроке в 6 классе по теме «Animals» продуманы методы обучения и формы организации познавательной деятельности. Учащиеся участвуют в учебном диалоге, сотрудничают в совместном решении проблемы и строят монологические высказывания. Урок способствует воспитанию доброжелательного отношения к миру животных через создание эмоционально положительной атмосферы на уроке. Мультимедийная презентация «Animals in our life» демонстрирует аутентичный материал и создает англоязычную атмосферу, повышает интерес учеников к предложенному аспекту английской литературы.
Внеклассное мероприятие в 7 классе направлено на коммуникативно-речевое развитие учащихся через сообщение знаний о символах и традициях празднования "Хеллоуина" в Великобритании. Мероприятие имеет большой воспитательный аспект: повышает интерес к изучению английского языка, воспитывает культуру языкового общения, чувство уважения к истории и культуре страны изучаемого языка. Учитель использует презентацию, видеофильм, красочные рисунки и прочие предметы для оформления помещения, раздаточный материал с заданиями. В конце урока проведена творческая работа детей по изготовлению праздничных тыкв со свечами.
В ходе стажировочной площадки произошли изменения в программе, так как бурятский язык не ведется в Бадинской школе. По просьбе администрации школы, самих стажеров проведена коррекция программы стажировочной площадки, были привлечены учителя русского языка и литературы. Учителями русского языка и литературы проведены мастер - классы: интегрированный урок МХК и литературы по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе (Чимитдоржиева Ц.Ц.), урок литературы в 5 классе «В поэтической мастерской Ф.И.Тютчева» (Сидорова Л.Н.). Учитель технологии Дашицыренова Ж.Л провела мастер-класс в 6 классе «Развитие творческих способностей детей через изготовление куклы-оберега», учитель шахмат Донитов М.Д. – мастер – класс « Язык шахмат един для всех». На данных урока учителя используют системно – деятельностный подход, что формирует личностные результаты учащихся: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению.
Параллельно с уроками учитель шахмат Донитов М.Д. и учитель информатики Базаржапов Б.С. провели сеанс одновременной игры в шахматы с учащимися и родителями школы.
Руководитель школьного музея Санжимитыпова Л.Б. развернула выставку «МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсараева в инновационном пространстве».
Одним из основных направлений стажировки стало ознакомление с психолого-педагогическим сопровождением образовательных программ. Психолог школы Дубшанова А.Л. провела анализ потребностей в обучении и формулирование ожидаемых результатов у стажеров. В течение всей работы стажировочной площадки активно работала аналитическая группа, проводилась рефлексия по выявлению собственных проблем и достижений в ходе стажировки.
Слушатели сами побывали в роли учеников, выполняя различные тесты по выявлению характеристик мышления. Они получили методические рекомендации по выполнению психологических тестов, обработке и интерпретации результатов. Работа стажировочной площадки была плотной, содержательной. Наши слушатели не были только созерцателями, они сами активно занимались проектной деятельностью, работали с документами по анализу уроков и заполнению карт посещения занятий, выступали в роли репортеров и готовили интервью для газеты, защищали проекты.
По итогам стажировочной площадки проведен круглый стол «Что должен изменить в себе учитель для более эффективного формирования коммуникативной и социокультурной компетенции?».
На заключительном занятии подведены итоги работы стажировочной площадки. Слушатели пришли к единому мнению, что такая форма повышения квалификации вполне приемлема и эффективна, отметили ещё один положительный момент - получение документа о повышении квалификации, не выезжая за пределы района. При этом дали положительную оценку ее работе и выразили желание о необходимости продолжения целенаправленной и систематической работы в районе по этому направлению в будущем.
Стажировочная площадка продемонстрировала возрастающую потребность учителей – стажеров в перенимании и креативной трансформации передового инновационного опыта профессиональной компетенции учителя как главного субъекта образовательного процесса.
В рамках стажировочной площадки проведена Республиканская комплексная олимпиада по русскому, бурятскому и английскому языкам «Лингва-2013» (Приложение) среди учащихся 9-11 классов, где приняли участие 77 учащихся из 33 школ республики. Участие представителей Забайкальского края придало олимпиаде статус регионального уровня. Разработку заданий данной олимпиады осуществили Дамбаева А.Н., старший преподаватель Центра сопровождения образовательных учреждений и педагогических кадров, к.ф.н. (английский язык), Степанова И.Ж., доцент кафедры филологии БГУ, к.ф.н. (русский язык), Будожапова Л.Б., доцент кафедры филологии БГУ, к.ф.н. (бурятский язык). По общему мнению членов жюри, данное мероприятие имеет хорошую перспективу для его дальнейшего развития. Как отметили ученые, необходимо, чтобы в процессе обучения уделялось внимание не только бурятской, русской, английской, но и общечеловеческой культуре. Важно сформировать позитивное восприятие культур и языков.
В день олимпиады проведен республиканский семинар учителей- филологов, где Содномов С.Ц. выступил с лекцией «Об особенностях обучения языкам в условиях поликультурной среды», Нанзатова Э.Э. – «Инновационные технологии в обучении языкам». «Межкультурный подход в языковом образовании». Методисты считают, что трилингвизм играет прогрессивную роль в глобальном обществе.
Во второй части олимпиады под руководством наших молодых учителей Дубшановой С.Б., Манхировой Н.Р. и Дубшановой А.Л., был проведен творческий проект «Добро пожаловать!». Учащиеся представляли города: Москва, Лондон, Улан-Удэ на трех языках с целью привлечения туристов из разных стран и приглашения их в свой город. Среди девятых классов приняли участие 34 человека, среди десятых – 24 человека, одиннадцатых – 28 человек. Дети в качестве домашнего задания подготовили презентации по теме «Моя малая Родина».
Олимпиада, по мнению самих участников, прошла на высоком уровне, дети получили заряд положительных эмоций, завели новых друзей и выразили, однозначно, желание повторного участия в данной олимпиаде.
В период проведения олимпиады была организована экскурсия «По святым местам Кижинги» для руководителей и членов жюри. Экскурсия проходила на трех языках, гидами выступили члены кружка «Родничок» (руководитель Янаева С.А.). Подготовка двух-трех языкового переводчика с русского на иностранный и бурятский языки направлена на создание единого лингвистического пространства как основы образовательно-воспитательной системы в школе.
В заключении следует сказать, что учитель осваивает сегодня новую, практико – преобразующую компетенцию, которая вносит новые аспекты в понимании сущности профессионализма педагога. Это связано с тем, что в системе образования решаются такие сложные задачи, как выбор новой педагогической парадигмы, перестройка личностной ценностно-смысловой сферы, системы индивидуальной профессиональной деятельности педагога.