«Внедрение STEAM – технологий в образовательный процесс ДОУ»
Составитель: Маерова Наталья Геннадьевна, 2022 год.
Срок реализации: 1 учебный год (с 01.09. 2022 по 31. 04.2022)
Участники: участники базовой площадки, воспитатели, воспитанники старшей группы «Рябинушка» и подготовительной к школе группы «Лесовичок», родители.
Типовые особенности:
- По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий
- По количеству участников: групповой.
- По продолжительности: долгосрочный.
Цель: внедрение образовательного модуля STEM-технологии: «Математическое развитие»
Задачи:
1. Создать в ДОУ педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.
2. Организовать работу образовательного модуля STEM-технологии: «Математическое развитие»
3. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.
4. Развивать умения сотрудничества и взаимодействия с другими участниками проекта.
Для достижения цели и решения задач был выбран следующий модуль:
Образовательный модуль «Математическое развитие»
Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития (карточки), логические головоломки в том числе и «Танграм», пособие, сделанное своими руками «Математика» (из фетра в виде книги), счёты, и др. Через образовательный модуль «Математическое развитие» - реализуется комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет. Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно исследовательской деятельности.
НОД:
Тема: Путешествие в страну Математики.
Тип занятия: тренировочное.
Цель: Отрабатывать навыки и умения детей по пройденным темам.
Задачи:
1. Создать условия для счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке, закреплять умения называть «соседей числа».
2. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
3. Закрепить умение ориентироваться на плоскости и понимать пространственную терминологию (вверху-внизу, над-под, слева-справа, в центре, в середине, в углу, между, рядом и т.д.).
4. Закрепить знания о составе чисел 4, 5, 6 из двух меньших чисел.
5. Развивать умение соотносить цифру с числом; умение сравнивать два рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно; отгадывать математические загадки.
6. Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Материалы: Телеграмма, замок с геометрическими фигурами, набор цифр на каждого ребенка от 1-10, карточки с заданиями на сравнение чисел, ткань синяя (море) и карточки с количеством морских обитателей, числовые домики, карточки с изображением количества жильцов разных по цвету, карточки для рисования на ориентировку в пространстве, математические загадки, фломастеры.
Конспект занятия по ФЭМП с использованием игровой технологии.
Цель: закрепить знания детей по ФЭМП в соответствии с возрастной группой.
Задачи: образовательная:
- совершенствовать навыки обратного счета в пределах 20.
- продолжать составлять арифметические задачи (по сюжетной картинке, по предложенному сюжету);
- активизировать речь детей, в постановке правильных речевых высказываний.
развивающая:
- упражнять в сравнении чисел (используя математические знаки);
- развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление в выполнении предложенных заданий;
воспитательная:
- воспитывать упорство в преодолении трудностей, добиваясь поставленной цели; чувство коллективизма.
Материал: цифры, сюжетные картинки, игрушки, карточки с изображением геометрических форм, математические знаки - ;+; = ;
Предварительная работа: порядковый и обратный счет; знакомство с цифрами, арифметическими знаками, решение арифметических задач, сравнение чисел.
«Занимательное путешествие по островам математики»
(дидактические игры математического содержания)
Обучающие задачи:
- закрепить знания о днях недели, частей суток, временах года, умение составлять арифметические действия, выделять условие, вопрос, ответ;
- упражнять в счете в пределах десяти в прямом и обратном порядке.
Развивающие задачи:
- развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, логически мыслить.
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приемы:
- игровые приёмы;
- наглядные приёмы (использование иллюстраций);
- словесные приёмы (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- анализ занятия, поощрение.
Предварительная работа:
- дидактические игры математического содержания;
- моделирование из геометрических фигур.
Демонстрационный материал: «Телеграмма», карточки с названиями «Островов» разной геометрической формы.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, счетные палочки, карточки с иллюстрациями для решения задач, карандаши.
Совместная деятельность: настольные игры математического характера, подвижные игры, ребусы, судоку.
Материально-техническое: развивающий центр занимательной математики «Все знайки»
Этапы реализации: (сентябрь 2022-апрель 2022 учебный год).
Внедрение STEAM – технологий предполагается реализовать в три этапа:
1 этап - подготовительный (сентябрь 2022г.)
Диагностика (мониторинг) (октябрь 2022 г.)
2 этап - практический, основной (ноябрь 2022 – март 2022г.)
3 этап – итоговый (апрель 2022г.)
План реализации проекта
Этап | Содержание этапа | Направление работы |
I этап подготовительный: сентябрь | Изучение литературы по данной теме. Создание педагогически целесообразной развивающей среды. | Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. Обогащение предметно развивающей среды для реализации на практике STEM-технологии. Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе STEM-технологии. |
Октябрь | Диагностика (Мониторинг) | важнейший инструмент проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, является основой для принятия эффективных управленческих решений. |
II этап Практический, основной: декабрь-март 2021-2022 гг. | Работа с родителями 1. Родительское собрание. «STEM образование в ДОУ» Памятка для родителей «STEM-образование: игры для развития инженерного мышления у ребенка» 2. Консультация «Веселая математика дома». Цель: познакомить родителей с игровыми способами развития навыков счета, логического мышления, воображения. 3. Консультация «Математические игры по дороге домой». Цель: учить родителей играм, направленным на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи ребенка. 8. Консультация «Освоение ИКТ в дошкольном возрасте. Плюсы и минусы». Работа с педагогами: 1. Консультация для педагогов «Использование STEM образования в ДОУ» 2. Информационный стенд: буклеты, памятки по данной теме. 3. Педсовет «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через STEM – образование в формате ФГОС». Работа с детьми: Модуль «Математическое развитие» (игры и занятия с математическим содержанием в течение года) | Информационное сопровождение родителей воспитанников по применению STEM технологии. Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Дать представления о STEM-технологии и методах работы в дошкольном образовательном учреждении Информационное сопровождение педагогов по данной теме. Подбор, накопление и систематизация материалов для реализации задач образовательных модулей. Внедрение элементов STEM-технологии в работу с дошкольниками. |
III этап аналитический: апрель 2022 г. | Подвести итоги работы по проекту в виде: - диагностика детей, анкетирование родителей «Применение STEM -технологии в воспитании ребенка в ДОУ и семье»; - родительского собрания «STEAM технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников»; - презентации на основе материалов по данному проекту на педсовете ДОУ. | Производить обмен материалами из опыта работы по проекту через информационные ресурсы. Анализ результатов работы по внедрению технологии в организацию образовательной деятельности. |
Тематическое планирование с детьми:
Месяц, год | Название занятия | Цели, задачи. |
Сентябрь 2022год | Изучение литературы по данной теме. | Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. |
Октябрь 2022год | Диагностика (Мониторинг) | важнейший инструмент проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, является основой для принятия эффективных управленческих решений. |
Ноябрь 2022год | Занятие с использованием игры «Танграм» «Сказка про девочку Машу» | - Развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. - Продолжать знакомить с игрой «Танграм» - Учить сочетать выкладывание картинок из геометрических фигур с речевым материалом. - Учить составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец. |
Декабрь 2022год | «По страницам геометрических фигур» с использованием элементов STEM-технологии | - формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности. -Закрепить название геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник); выделить их свойства (форма, цвет, размер); - закреплять счетные умения в пределах 5; - Развивать пространственное представление о направлениях (верх-низ, лево - право); - развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; - воспитывать интерес к занятиям математикой. |
Январь 2022год | «Заколдованное сердце» | -Закрепить счет в пределах 10, состав числа 8 из двух меньших; -закрепить знания о последовательности дней недели; -закрепить знания о свойствах геометрических фигур, научить решать примеры на сложение и вычитание. -Создавать условия для развития мышления, сообразительности; развивать смекалку, воображение; -Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; воспитывать интерес к математическим занятиям; воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации. |
Февраль2022год | «Путешествие в парк» | - Развитие познавательной активности детей, через дидактический материал с математическим содержанием (STEM- оборудование). задачи: -Закрепить математические знания через STEM- оборудование по математике; -Создавать условия для развития мышления, сообразительности; развивать смекалку, воображение; -Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, в паре; воспитывать интерес к математическим занятиям. |
Март 2022год | «Решаем задачи». | - Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10; - Познакомить детей со структурой задачи; - Упражнять в счете в пределах 10, уметь называть «соседей» названного числа; - Коррекция внимания через игру, «Какой цифры не стало»; - Воспитывать интерес к счетной деятельности. |
Апрель 2022год | Диагностика (Мониторинг) | важнейший инструмент проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, является основой для принятия эффективных управленческих решений. |
Ожидаемые результаты
1. Создание в ДОУ педагогически целесообразной, научно-творческой, развивающей среды.
2. Организация работы образовательного модуля STEM-технологии: «Математическое развитие»
3. Обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности, уверенности в себе.
4. Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации совместных мероприятий.
5. Знакомство родителей воспитанников с информацией по STEM образованию.