Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 45 г. Витебска имени В.Ф. Маргелова»
Конспект урока по предмету «Изобразительное искусство»
Конек-Горбунок (лепка)
(2 класс)
Подготовила: Бородина А.П., учитель начальных классов
Витебск, 2021
Тема: Конек-Горбунок (лепка)
Цель: расширение представлений о скульптуре как виде изобразительного искусства
Задачи:
познакомить со старинными мерами на примере сказки Ершова «Конек-Горбунок»;
пополнять лексический запас слов учащихся;
способствовать воспитанию эстетического отношения к искусству, интереса к чтению и книге.
способствовать воспитанию взаимовыручки, дружбы, умения преодолевать трудности;
развивать мелкую моторику.
Предметы: изобразительное искусство, инженерия, математика, литература, физика, география.
Учебно-методическое обеспечение урока и оборудование: учебное пособие; пластилин, карта Европы, презентация.
Ход урока
Организационный момент
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,-
Начнем скорей урок!
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке :»Приходи!».
Эта присказка, ребята,
Сказка будет впереди.
Вступительная беседа
1.Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее, -
Начнём скорей урок!
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: « Приходи!».
Эта присказка, ребята,
Сказка будет впереди.
1.Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее, -
Начнём скорей урок!
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: « Приходи!».
Эта присказка, ребята,
Сказка будет впереди.
Предлагаю вам отгадать мою загадку:
Жадно, весело он дышит
Свежим воздухом полей.
Сизый пар кипит и пышет
Из пылающих ноздрей.
Полон сил, удал на воле,
Громким голосом заржал.
Встрепенулся – и в поле
Быстроногий поскакал. (Конь)Слайд 2
Конь – это благородное, гордое, красивое и преданное животное. С давних времен он был верным другом и помощником человека.
Одомашненная лошадь и осёл выполняли большинство тяжёлой механической работы для человека до изобретения парового и электрического двигателей.
Когда Джеймс Уатт изобрел паровую машину, то для демонстрации возможностей машины ему пришлось сравнивать мощность нового устройства с мощностью лошади. В результате была введена единица мощности — лошадиная сила. Слайд 3
До изобретения двигателя внутреннего сгорания основной экологической проблемой городов был конский навоз и моча. Одна лошадь выделяет в среднем 15 кг навоза и 4 литра мочи в день. В крупных городах конца XIX века, таких как Лондон, Париж и Нью-Йорк в транспорте было занято от 200 до 500 тыс. лошадей, оставлявших на улицах огромное количество навоза. Проблема очистки улиц была решена лишь с заменой лошадей автомобилями в первом десятилетии XX века. Слайд 4
Давайте вспомним произведения, в которых встречается конь. «Иван царевич и серый волк», «Сивка –Бурка», «Царевна – лягушка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Морозко», «Слепая лошадь».
Слайд 5
Еще в былинах у всех богатырей были сильные, богатырские кони. Рассмотрите иллюстрации к сказкам и ответьте: Все ли лошади похожи? Какой конь отличается от всех? Что это за сказочный конь?
Разгадайте пиктограмму:
СГТОМРБХАУНВТСМОХКАВ
Чем отличается «Конек – Горбунок» от обычного коня ? Слайд 6
Ростом (Три вершка, короткие ноги, на спине с двумя горбами, большие уши (Аршинные).
(Изучение слов «Три вешка», «Аршинные» уши)
Арши́н: старорусская единица измерения длины. 1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м;
Другое название этой меры — шаг. В сотнях шагов был проградуирован прицел на винтовке образца 1891 года (Мосина), винтовке Бердана, пулемётах Максим и других системах, бывших на вооружении Русской императорской армии, хотя высоты на топографических картах указывались в саженях. Слайд 7
Вершо́к — старорусская единица длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка». Макс Фасмер связывает вершок со значением «верхняя фаланга указательного пальца». Слайд 8
Знакомство со сказкой
Прослушайте аудиоприложения сказки (https://www.youtube.com/watch?v=ID0BHUv8zLQ) .
Найдите в словаре значение слов: пенять, балаган, жомах, седмица, городничий, бич.
Объясните значение фразеологизмов:
Сонная тетеря – 1. О человеке, который очень любит поспать. 2. О нерасторопном, медлительном, вялом человеке.
Мыкать век – жить мучительно тяжело, бедствуя и терпя большие лишения.
Определите жанр произведения:
Древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях, имеющий целью нравоучение или развлечение. (Сказка)
На какие 2 группы делятся все сказки? ( авторские и народные)
Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.)
Какие виды народных сказок вам знакомы? ( Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.)
О чем рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках высмеивается скупость, жадность, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных людей. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества людей.)
О чем рассказывают волшебные сказки? ( В волшебных сказка присутствует элемент волшебства, герои этих сказок вымышлены. В ней происходят чудесные, фантастические события)
О чём нам рассказывают сказки о животных? (В сказках о животных действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Высмеивается поведение животных за которыми стоит человек.)
Физкультминутка.
1. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки вытянуты в стороны. Выполнить круговые движения руками.
2. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Вытянуть левую руку вверх, прогнуться вправо, вернуться в исходное положение, затем выполнить упражнение в другую сторону
3. Потренируем мышцы глаз: сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна).
- Достаточно, ребята, приступаем к работе.
Постановка проблемы.
Конек-Горбунок насколько известен, что в некоторых городах этому персонажу установлен памятник. Слайд 10-12
К какому виду изобразительного искусства мы относим такого рода памятники? (скульптура)
Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твердых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.
А хотели бы вы себе такого преданного, хорошего друга, как наш конек из сказки? Вот сегодня каждый из вас попробует создать своего Конька-Горбунка, а создавать его будем из пластилина.
Сегодня я покажу вам, как вылепить Конька – Горбунка. Обратите внимание, какой формы пластилин? (Валик)
Сгибаем его дугой, затем стекой надрезаю с одной стороны почти до середины и делю на 2 части, одну поднимаю вверх для шеи и головы. Нижние части мы делим пополам, чтобы получись пары ног – передние и задние. Верхнюю часть пластилина мы оттягиваем, сначала шею, потом придаем форму голове (Немного удлиненная и заостренная). От спины оттягиваем 2 горба и аккуратно все заглаживаем Осталось дополнить нашу работу деталями: грива, хвост и уши. Делим кусок пластилина на 3 части для гривы, хвоста и ушей. Из одной части скатываем столбик, делим пополам, сплющиваем и немного заостряем – это уши. Из второй тоже скатываем столбик, сплющиваем, по длинной стороне оттягиваем и прищипываем, придаем форму гривы. Таким образом, делаем и хвост. Присоединим все к туловищу и наш Конек – Горбунок готов.
Пальчиковая гимнастика:
Стоит в поле теремок –
На двери висит замок.
Открывает его волк-
Дерг, дерг, дерг, дерг!
Пришел Петя – петушок
И ключом открыл замок.
В процессе работы добиваться выразительности решений. В конце ребята представляют свои работы. Обсуждение какой конек получился самый быстрый, самый яркий, у кого красивая грива и т.д. Приложение 1
Определение главной мысли.
Технология «Корзина знаний»
Чему учит эта сказка? Что автор хотел сказать читателю? (настоящей дружбе, победе сил добра и справедливости над силами зла, ведь жадность ни к чему хорошему не приводит, а добро, честность и справедливость всегда побеждают зло)
Вывод: Главная мысль заключается в настоящей крепкой дружбе Ивана и Конька – Горбунка. Прославление дружбы, основанной на честности, доверии и взаимовыручке. Верный друг ценнее всех богатств.
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
Приложение 1