Степан Эрьзя ( 08 ноября 1876 — 24 ноября 1959)
Казанцев Игорь
5А класс
С кульптор Степан Нефёдов, который позже взял себе псевдоним Эрьзя, увлекался лепкой и рисованием с детства. Он учился иконописи, живописи и рисунку у известных мастеров конца XIX — начала ХХ века, изучал скульптуру в Италии, работал с разными материалами: мрамором, бетоном, чугуном и экзотическими породами дерева. Многие работы Эрьзя высекал без предварительных набросков, и искусного виртуозного мастера прозвали за границей «русским Роденом»
Степан Нефёдов родился 8 ноября 1876 года в селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии. Его родители — Дмитрий и Мария Нефёдовы — были крестьянами и принадлежали к марийской народности эрьзя.
Мальчик рос замкнутым и необщительным. Больше всего он любил лепить из глины фигурки людей и животных, рисовать углем или мелом. Дмитрий Нефёдов первым заметил художественные способности сына и отправил его учиться сперва в церковно-приходскую школу села Алтышево, потом в иконописную мастерскую села Алатырь, а затем в такую же мастерскую в Казани . Мастера ездили расписывать церкви в разных городах Поволжья, и Степан Нефёдов путешествовал вместе с ними, обучаясь тонкостям работы.
В 1896 году Нефёдов попал на выставку Михаила Врубеля . Работы известного художника так вдохновили его, что он решил изучать живопись и получить высшее образование. В 1901 году Степан Нефёдов переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями на отделении живописи были Константин Коровин , Валентин Серов , Леонид Пастернак и другие известные художники.
В 1903 году молодой художник перевелся на отделение скульптуры, где преподавали Сергей Волнухин и Павел Трубецкой. В это время Нефёдов и взял вместо настоящей фамилии псевдоним Эрьзя.
Эрьзя… Это не имя, это даже не псевдоним. Это прозвище… одной из старинных и далеких народностей – мордвы… Этот маленький народ, затерянный среди изумрудных лугов и безграничных болот Симбирской губернии, орошаемой великой рекой Волгой, имеет какое-то этническое родство с финнами.
Скульптура «Последняя ночь осужденного перед КАЗНЬЮ» 1909Г.
РАБОТА НЕ СОХРАНИЛАСЬ
СКУЛЬПТУРА «Марта» 1912Г Мордовский республиканский музей имени Степана Эрьзи г. Саранск
«Портрет балерины Софьи Федоровой» 1915г. Музей Государственного академического большого театра, Москва
В 1906 году Степан Нефёдов-Эрьзя закончил учебу и вскоре уехал за границу. Три года он провел в Италии, где постоянно совершенствовал скульптурное мастерство. Он работал в редкой технике прямого высекания: вырезал фигуры из камня без предварительных набросков и проектов.
Первым заметным успехом Эрьзи стала работа «Последняя ночь осужденного перед казнью». Мастер создал ее под впечатлением от Бутырской тюрьмы в Москве: в годы учебы он подрабатывал тем, что фотографировал осужденных революционеров. Скульптура заняла первое место на Международной выставке в Венеции в 1909 году. Она произвела такое впечатление на посетителей выставки, что малоизвестного скульптора стали называть «русским Роденом» и «деревенским Микеланджело».
В 1910 году Эрьзя переехал из Италии во Францию . Там его работы приобретали и крупные музеи, и частные коллекционеры. В этот период мастер работал в основном над скульптурными портретами — «Норвежская женщина», «Марта», «Тюремный священник». Благодаря цепкой памяти и умению работать без эскизов ему удавалось выполнять их всего за один-два сеанса.
В 1914 году началась Первая мировая война , и Степан Эрьзя вернулся в Россию. В военное время он работал санитаром в московском военном госпитале, времени на занятия скульптурой у него почти не оставалось. Самые известные из редких работ этого периода — «Монголка» и «Портрет балерины Софьи Федоровой». Помимо излюбленного мрамора, мастер начал экспериментировать и с новыми для себя материалами — цементом, железобетоном, металлом. В этот же период он занялся деревянной скульптурой: его вдохновляли резные изделия мордовских мастеров.
После революции Степан Эрьзя работал над мифологическими и национальными образами — скульптурными портретами эрзянских и мордовских женщин, библейской Евы и древнегреческой Леды. Занимался он и агитационным искусством, которое соответствовало советскому Плану монументальной пропаганды: создавал памятники Карлу Марксу и Владимиру Ленину, фигуры рабочих и крестьян, оформлял Дом союза горняков в Баку.
С 1918 по 1926 год Степан Эрьзя жил на Урале и Кавказе, куда отправился в поисках редких пород мрамора. Эти годы стали временем творческого кризиса: не было качественного материала, подходящих помещений и оборудования для работы. Ограничения накладывала и государственная политика революционного позитивизма: любое произведение искусства должно было соответствовать идеям нового мира. «Меня подавила революция. Я согнулся под её тяжестью... Наконец, я закончил борьбу» , — писал Эрьзя. В 1926 году он принял решение об эмиграции, уехал сначала в Париж, а оттуда — в Аргентину.
За годы жизни в Буэнос-Айресе Эрьзя научился создавать скульптуры из экзотических пород дерева — квебрахо и альгарробо. Необыкновенно твердая древесина требовала долгой обработки. Но это окупалось ее качествами: выразительной текстурой и красивыми оттенками — от почти белого до красновато-коричневого.
Из этих материалов скульптор вырезал скульптуры «Автопортрет», «Отрешенный», «Портрет аргентинской девушки». Всего за годы жизни в Аргентине он создал более 180 скульптур из разных материалов.
В 1950 году Степан Эрьзя вернулся в СССР. Правительство выделило ему мастерскую в Москве, где Эрьзя организовал постоянную выставку своих работ. В 1956 году скульптора наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Степан Эрьзя умер 24 ноября 1959 года.
Его похоронили в столице родной Мордовии — Саранске.
Именем скульптора названы несколько художественных музеев, улицы в Москве и Саранске .