Консультация для родителей
«О пользе игры на музыкальных инструментах»
Научиться и уметь играть на музыкальном инструменте – мечта каждого ребёнка. Музыкальное воспитание в детском саду является составной частью этого вида детской музыкальной деятельности. В связи с ограниченным временем в детском саду и индивидуальной возможностью для каждого ребенка, родители могут помочь дома в формировании игры детей на музыкальных инструментах. Для этого понадобятся некоторые музыкальные и шумовые инструменты и знание простых правил музицирования.
А игра в шумовом оркестре – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования. Музыка всегда (наряду с движениями, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют приобщать детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. С помощью шумовых музыкальных инструментов дети приобщаются к участию в музицировании и желании «общаться» с музыкой. Таким образом
игра на детских музыкальных и шумовых инструментах стимулирует быстрое развитие музыкальных способностей: у детей улучшается качество пения (чище интонируют звуки), качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм); развивается мелкая моторики, координация движений.
Игра на музыкальных инструментах положительно влияет в детской психологии и методике на развитие речи дошкольников, улучшается слух и формируются ритмические способности. Выявлено то, что сниженный слух и слабое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Выявлено то, что если чувство ритма несовершенно, не сформировано у детей, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
А также вышесказанное влияет и на умение играть на музыкальных и шумовых инструментах. Игра на шумовых музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Игра доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, расширяет сферу музыкальной деятельности, развивает познавательную, волевую сферы ребёнка, такие личностные качества, как общительность, самостоятельность, дисциплинированность, выдержку, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, умение сконцентрировать внимание, повышает ответственность за правильное исполнение своей партии.
Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы, и привыкают действовать в коллективе согласованно. Игра на шумовых музыкальных инструментах открывает для детей удивительный мир музыкальных звуков, способствует улучшению качества музыкально ритмических движений, чувства ритма. А самое главное, обогащается его эмоциональная сфера — своеобразный иммунитет от жизненных неудач. Ведь эмоции дают возможность оценивать происходящие события с точки зрения значимости их для каждого из нас.
Таким образом, игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует созданию благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка, позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире. Окружающий нас мир состоит из огромного количества звуков. Звуки окружают нас везде, где бы мы ни находились. Громкие и тихие, резкие и плавные, короткие и продолжительные, самые разнообразные звуки всегда привлекают внимание детей. С самого рождения малыши реагируют на звуки, учатся их понимать и различать.
Рекомендуем родителям обращать внимание на то, что каждый предмет может стать источником какого-либо звука, стоит только приложить немного фантазии и желания. Для домашнего музицирования игрушки и инструменты продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребенком дома из подручных материалов. Так малыш заодно приобретет полезные навыки ручного труда. Ненужные небольшие коробочки (из-под духов, шкатулочки и др.) можно наполнить различными сыпучими крупами: горохом, чечевицей, песком, а также бусинками. Затем закрыть коробочку, можно заклеить скотчем, а поверх этого — разноцветной бумагой, а можно и самоклейкой. Можно собирать крышечки от бутылок. Они пригодятся для изготовления румбы. Можно использовать небольшой (15—20 см) деревянный стержень, к верхней его части прикрепить несколько крышечек. Они должны находиться на небольшом расстоянии друг от друга (1—2 мм). Потрясите новый инструмент — теперь на нем можно аккомпанировать веселым мелодиям или передавать различные явления природы.
Возможно отрезать верхушку от пластиковой бутылки. Подуть в нее — и вы услышите завывания вьюги. А если провести пальцем по поверхности надутого воздушного шарика, можно услышать оригинальный скрипящий звук.
В каждом доме всегда есть ненужные пуговицы. Возьмите старую варежку и расшейте ее пуговицами. Теперь наденьте ее и постучите пальцами об основание ладони. Вот и готов еще один новый музыкальный инструмент. Можно взять расческу, обернуть ее зубья папиросной бумагой и подуйте.
А если постучать деревянными кубиками друг о друга, получится простой, но достаточно громкий музыкальный инструмент.
Ребенок же по своей природе любопытен, активен, ему хочется потрогать все своими руками, проверить, как всё работает, как устроен тот или иной предмет. Особенно детей привлекают предметы, из которых они могут извлечь звуки. И когда в его руках что-то начинает звенеть, шуршать, стучать или пищать, ребенок испытывает огромную радость.