Просмотр содержимого документа
«Степень диссоциации»
Урок № Дата_____________
Степень диссоциации
Цели урока:
личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
метапредметные: формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
предметные: сформировать понятия о сильных и слабых электролитах; показать количественную характеристику электролитической диссоциации — степень диссоциации
Тип урока: повторение и обобщение
Ход урока
І. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
Написать уравнения диссоциации веществ HNO3,H2SO4, NaNO3, Сa(OH)2,NH4OH
III. Изучение нового материала
Поскольку электролитическая диссоциация - процесс обратимый, то в растворах электролитов наряду с их ионами присутствуют и молекулы. Другими словами, различные электролиты, диссоциируют на ионы в различной степени. Полнота распада (сила электролита) характеризуется количественной величиной:
Степень диссоциации α – отношение числа диссоциированных молекул n к общему числу молекул N, находящихся в растворе. Выражается в процентах. Степень диссоциации зависит от:
1. от природы электролита и растворителя: чем полярнее химическая связь в молекуле электролита и растворителя, тем сильнее выражен процесс диссоциации электролита на ионы.
2. от концентрации электролита: с уменьшением концентрации электролита, т.е. при разбавлении его водой, степень диссоциации всегда увеличивается.
3. от температуры: степень диссоциации возрастает при повышении температуры (повышение температуры приводит к увеличению кинетической энергии растворённых частиц).
В зависимости от степени диссоциации различают электролиты сильные и слабые. Электролиты со степенью диссоциации больше 30% обычно называют сильными, со степенью диссоциации от 3 до 30% — средними, менее 3% — слабыми электролитами. Составление схемы
Классификация электролитов | Сильные электролиты | Средние электролиты | Слабые электролиты |
Значение степени диссоциации (α) | α30% | 3%≤α≤30% | α |
Примеры | 1. Растворимые соли; 2. Сильные кислоты (НСl, HBr, HI, НNО3, Н2SO4); 3. Сильные основания – щёлочи. | H3PO4 H2SO3 | 1. Почти все органические кислоты 2. Некоторые неорганические кислоты (H2CO3, H2S); 3. Почти все малорастворимые в воде соли, основания и гидроксид аммония 4. Вода. |
IV. Закрепление знаний
1. Что означает выражение "степень диссоциации соляной кислоты 90 %, 0,2?
2. Работа по карточкам
3.Задача: В реакции с азотной кислотой прореагировало 0,1 моль оксида меди (II). Найдите массу и количество нитрата меди (II), получившегося в результате реакции.
V. Подведение итога урока
из чего состоят растворы электролитов?
откуда появляются при растворении гидратированные ионы?
от чего зависит распад на гидратированные ионы?
VI. Домашнее задание
Оценивание работы учащихся