Стертая форма дизартрии и ее особенности в Городской школе молодого специалиста «Коррекционная работа с детьми со стертой формой дизартрии» МАУ ИМЦ г. Томска (12.10.2016 г.);
Жаркова Мария Александровна,
Учитель-логопед
МАДОУ №77
ТОМСК 2016
Термин «стертая дизартрия» впервые был предложен О.А. Токаревой «Стертая дизартрия» - легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. По ее мнению, обычно эти дети большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют.
М.П. Давыдова
Стертая дизартрия: нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры, можно отнести к легкой псевдобульбарной дизартрии.
Недостатки произношения носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения – смазанность, размытость
Л.В. Лопатина
определяет как «…речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи)».
По словам Л.В. Лопатиной, при стертой дизартрии все симптомы проявляются в нерезко выраженной форме. Ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, которые отрицательно влияют на формирование других сторон речи.
А.Н. Корнев.
СФД - это расстройство как избирательное, негрубое, но довольно стойкое нарушения звукопроизношения, которое сопровождается легкими, своеобразными проявлениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов.
При этом нет тотальных полиморфных нарушений звукопроизношения, как при дизартрии у детей с детскими церебральными параличами, нет нарушений тонуса и сократительной способности артикуляционных мышц.
Категория нарушений произносительной стороны речи занимает промежуточное положение между дислалией и дизартрией , что терминологическое обозначение данного речевого нарушения не отражает клинической и нозологической самостоятельности данной группы. Для подобного типа нарушения речи А.Н. Корневым предложен термин « вербальная диспраксия ».
Исследования И.Б. Карелиной , изложенные в диссертационной работе «Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами», позволили автору ввести новую терминологию, трактуя стертую дизартрию как минимальные дизартрические расстройства (МДР).
Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольская впервые отметили, что недостатки звуковой стороны речи у детей со стертой дизартрией проявляются на фоне неврологической симптоматики и на фоне нарушения двигательной стороны процесса звукопроизношения.
Определена типология расстройств в зависимости не только от неврологической симптоматики, двигательных нарушений, но и фонематического и общего развития при различных формах дизартрии легкой степени.
Авторы выделили виды стертой дизартрии :
· нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата (стертая псевдобульбарная дизартрия);
· слабость, вялость артикуляционной мускулатуры (стертая псевдобульбарная дизартрия);
· затруднения в выполнении произвольных двигательных актов (корковая дизартрия);
· различные формы моторной недостаточности (смешанные формы дизартрии).
Стертая форма дизартрии (СФД)- медицинский диагноз Доктор детский психиарт , психоневролог, невропатолог
После консультаций с доктором для каждого ребёнка с диагнозом «стёртая» дизартрия» составляется комплекс коррекционных мероприятий, который включает в себя 3 блока :
-медицинский - определяется врачом (кроме медикаментозных средств, назначаются ЛФК, рефлексотерапия, иглоукалавание, спелеотерапия (минеральные и солевые источники), физиотерапия и др.);
- психолого-педагогический - определяется педагогами и психологом. Основные направления :
развитие слухового, зрительного восприятия, формирование фонематического слуха, развитие и коррекция пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти мышления;
- коррекционно-логопедический - определяет учитель-логопед– проводится преимущественно в индивидуальном плане, учитывая структуру дефекта.
Для детей со стертой дизартрией характерны:
- Фонетические нарушения.
- Фонематические нарушения.
- Нарушение просодики.
- Нарушение лексико-грамматического компонента языка.
- Расстройство общей моторики.
- Расстройство мелкой моторики пальцев рук.
- Расстройство артикуляционной моторики .
Этиология (причина) стертых дизартрий связывается с органическими причинами , действующими на фоне мозговых структур в пренатальный, натальный и постнатальный периоды.
Обратить внимание на причинную обусловленность возникновения нарушений звукопроизношения, тщательно проанализировать анамнестические данные, выявив неблагоприятные факторы внутриутробного и раннего развития ребенка.
.
Неблагополучные факторы
пренатального периода :
токсикоз беременности, хронические заболевания матери, инфекционные заболевания (особенно в первой половине беременности), недоношенность, резус-конфликтная ситуация и другие виды несовместимости крови матери и плода.
натального периода :
стремительные или затяжные сухие роды, явления асфиксии новорожденных различной степени выраженности. Наиболее часто встречающейся патологией в родах является слабость родовой деятельности матери, угрожающая асфиксией плода и требующая применения разнообразных средств родовспоможения.
ранний постнатальный период :
различные заболевания – соматические и инфекционные, особенно с высокой температурой, которые отрицательно влияют на психомоторное и речевое развитие.
Причины вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие:
- Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается: недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.
- Двигательные расстройства: трудность нахождения определенного положения губ и языка, необходимого для произнесения звуков.
- Оральная апраксия.
- Минимальная мозговая дисфункция. Легкие формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму,
- Имеющих в анамнезе другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития или родов. В этих случаях легкие, «стертые» формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции, т.е. рассматриваются как один из симптомов ММД.
Функциональная дислалия
определение
СФД
Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата
Дифференциальная диагностика
Нарушение звукопроизношения при недостаточной иннервации речевого аппарата
Причины: неблагоприятное речевое окружение, неправильное речевое воспитание
Неврологическая симптоматика отсутствует
Причины: органическое поражение ЦНС
Могут быть расстройства ВНС: плохой сон, потливость, бледность или гиперемия.
Проявлений неврологической симптоматики в мелкой моторике –нет.
Неврологическая симптоматика присутствует
В ВНС потливость верхних и нижних конечностей, повышенная саливации.
Неврологическая симптоматика в мелкой моторике-пальчиковые пробы выполняются не полностью страдает общая моторика, нет ловкости, подвижности движений, тремор рук, покачивание
Проявлений неврологической симптоматики в мимической мускулатуре нет.
Психический статус: нет расстройства интеллекта и эмоционально- волевой сферы.
Нарушения движений мимической, лицевой мускулатуры
Состояние навыков самообслуживания: опрятны и аккуратны .
Общее соматическое состояние : здоровы.
Психический статус: быстрая истощаемость нервных процессов, снижение памяти, внимания
Состояние навыков самообслуживания: не опрятны и не всегда аккуратны
Нарушений просодики нет.
Общее соматическое состояние: соматически ослабленны, часто болеют
Речь мало выразительная, тихая с изменением темпа и плавности
Еще более сложной оказывается возможность одновременного выполнения движений.
Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена ( межзубные звуки, боковые, горловой «р»)
Звукопроизношение не ухудшается.
Особенности речевых нарушений: замены, искажения (фонологические дефекты речи)
Нарушение координации с выпадением отдельных звеньев движений.
Произвольность речевых движений сохранна.
Могут наблюдаться лексико-грамматические расстройства, в том числе и нерезко выраженные
Нарушения лексико-грамматической стороны нет.
По структуре речевого дефекта
(ФН, ФФН или ФФНР, ОНР)
По структуре речевого дефекта
(ФН, ФФН или ФФНР)
Лопатина Л.В. выделяет три группы детей с СФД 1 группа Психолого-педагогическая классификация Р.Е.Левиной (ФН) Звукопризношение -искажение или отсутствие звуков. Фонематический слух полностью сформирован. Слоговая структура не нарушена. Дети успешно овладевают навыками словоизменения и словообразования . Связная монологическая речь формируется в соответствии с возрастными нормами . 2 группа По классификации Левиной – это дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. (ФФН или ФФНР). Звукопроизношение - множественные замены и искажения . Фонематический слух - нарушен При обучении их звуковому анализу возникают трудности . Слоговая структура – перестановки и другие ошибки. Активный и пассивный словарь отстает от нормы . Ошибки при грамматическом оформлении речи . Связная монологическая речь характеризуется употреблением двусложных, нераспространенных предложений . 3 группа По классификации Р.Е. Левиной – дети с общим недоразвитием речи. (ОНР). Звукопроизношение - полиморфный характер Фонематический слух - выраженное нарушение : недостаточно сформированы слуховая и произносительная дифференциация звуков, что не позволяет овладеть звуковым анализом. Слоговая структура слов- более выражено нарушение . Экспрессивная речь сформирована неудовлетворительно . Трудности понимания сложных логико-грамматических конструкций предложений. Активный и пассивный словарь значительно отстает от возрастных нормативов , лексико-грамматические ошибки носят множественный и стойкий характер . Связной речью не овладевает
Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.
1-й этап — подготовительный.
2-й этап — выработка новых произносительных умений и навыков.
3-й этап — выработка коммуникативных умений и навыков.
4-й этап — преодоление или предупреждение вторичных нарушений.
5-й этап — подготовка к обучению в школе.
1-й этап — подготовительный.
Цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов.
Включает в себя шесть направлений:
1) Нормализация мышечного тонуса ( массаж и самомассаж лица и языка, точечный массаж, физкультурная образовательная деятельность по программе детского сада)
2) нормализация моторики артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика, упражнения на определение положения губ (гласные звуки);
упражнения на различение узкого и широкого кончика языка; упражнения на определение положения кончика языка (поднят, опущен)).
3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха
4) нормализация голоса
5) нормализация просодики( игры на развитие интонаций, изменений тембра и темпа речи, модуляции голоса по высоте, логическое ударение, соблюдение пауз)
6) нормализация мелкой моторики рук (массаж и самомассаж рук,
пальчиковые игры и игры для развития мелкой моторики: штриховка, пуговицы, бусы «Сухой бассейн» и т.д. )
2-й этап — выработка новых произносительных умений и навыков.
Направления:
- выработка основных артикуляционных укладов,
- определение последовательности работы над звуками,
- развитие фонематического слуха,
- постановка звука
- автоматизация,
- дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).
3-й этап — выработка коммуникативных умений и навыков .
Направления:
- выработка самоконтроля,
- тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях
4-й этап — преодоление или предупреждение вторичных нарушений.
Ранняя диагностика и коррекционная работа с детьми с СФД.
Коррекционная работы с детьми группы риска в разные возрастные периоды.
5-й этап — подготовка к обучению в школе.
Направления:
- формирование графомоторных навыков
2) развитие связной речи
3) развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка
При стертой дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических операций.
Одним из важных направлений коррекционно-логопедической работы -развитие артикуляционной моторики.
Эту работу осуществляют по двум направлениям :
-формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
-формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.
Наиболее распространёнными у дошкольников со стертой формой дизартрии являются нарушения произношения .
Определяющим моментом при постановке звука, является:
-формирование статико-динамических ощущений,
-четких артикуляционных кинестезий
-кинестетического образа движений артикуляционных мышц.
Шаховская С.Н.
«Работу необходимо проводить с максимальным подключением всех анализаторов»
Самыми распространенными у дошкольников со стертой дизартрией нарушение произношения:
-свистящих звуков
-шипящих звуков.
-соноры [р] и [л].
Группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более далеких, хотя и более сложных по артикуляции.
В ряде случаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают функциональные пробы.
Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.
Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.
Основные аспекты :
Для выявления точного логопедического заключения необходимо тщательное психолого-медико-педагогическое обследование с изучением медицинской карты ребенка, ознакомление с анамнестическими данными, заключением врача.
Следует поддерживать тесную взаимосвязь с родителями , не только с целью получения информации о раннем развитии ребенка, но с целью разъяснения особенностей данного нарушения.
Важным фактором в работе с детьми со стертой степенью дизартрии является формирование четких статико-динамических ощущений артикуляционных мышц.
Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.
Коммуникативная направленность обучения – использование сюжетных, дидактических игр, проектной деятельности в процессе автоматизации звукопроизношения.
Спасибо за внимание.