Классная работа 25.11
Тема:
- СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ
Задание 1: Запишите
произведение в виде степени,
назовите основание и пока-
затель степени:
1)0,3· 0,3 · 0,3 · 0,3 · 0,3 · 0,3
2)(-ас)· (-ас)· (-ас)· (-ас)· (-ас)
3)5· 5· 5· 5· 5· 5· 5· 5· 5· 5
4)(х+3) · (х+3) · (х+3) · (х+3)
= (0,3) 6
=(-ас) 5
=5 10
=(х+3) 4
Задание 2: Вычислите:
1) 7 3
2) 2 3 – 6 2
3) (-4) 2 + 5 3
4) 1 7 – 11 2 + 10 3
Задание 3: Представьте данное число в виде степени какого-либо числа с показателем, отличным от 1.
1) 64 2)36 3)121 4)27
=343
= -28
=141
=880
=4 3
=6 2
=11 2
=3 3
Задание 3: Найдите х, если
Задание 4: Вычислите квадрат
куба числа:
1)2 2)4
2 х = 2 5
х 3 = 5 3
х=5
х = 5
(2 3 ) 2 =64
(4 3)2= 4096
Задание 5: Запишите в виде произведения
третью степень числа 4 и найдите
ее числовое значение.
4 3 =4 ·4 ·4=64
Задание 6: Чему равна сумма кубов чисел 5 и 3.
5 3 + 3 3 =125+27=152
Задание 7: Вычислите квадрат куба числа 2.
(2 3 ) 2 =8· 8 =64
Составь слово
по теме урока!
молодец!!!
Задание 8: Покажите с помощью стрелки,
равно ли значение выражения
нулю, положительному числу или
отрицательному числу.
4 2 · (-1) 5
(-3) 4 + (-81)
(-6) 2 - 12
отрицательное
число
положительное
число
нуль
( -10) 6
(-1,3) 3 · 0
(-5) 7
Степень с нулевым показателем.
- 7 0 =1
- (-25) 0 =1
- (-2,6) 0 =1
- 2008 0 =1
Возведение в степень отрицательных чисел.
- (-2) 4 =
- (-2)(-2)(-2)(-2)=16
- (-2) 3 =(-2)(-2)(-2)=-8
Историческая справка
Люди придумали степень с натуральным показателем очень давно.
Поэтому мы с вами сегодня отправимся в путешествие по времени.
Древняя Греция
Древнегреческий учёный Пифагор.
У него была целая школа, и всех его учеников называли пифагорейцами.
Они придумали, что каждое число можно представить в виде фигур. Например, числа 4,9 и 16 они представляли в виде квадратов .
Это интересно
А можете ли вы продолжить мысль пифагорейцев
и нарисовать какое–нибудь число
в виде квадрата?
Древняя Индия.
Индийские учёные независимо от всех остальных
открыли и оперировали степенями с натуральными
показателями до 9 включительно,
называя их с помощью комбинации трёх слов: «ва»( 2-я степень, от слова «варга»-квадрат),
«гха» (3-я степень, от «гхана»-куб)
«гхата»( слово, указывающее на сложение показателей).
Например, 4-я степень- «ва-ва», 5-я – «ва-гха-гхата»,
6-я- «ва-гха».
Составьте сами древнеиндийские названия
для 7-ой, 8-ой и 9-ой степеней.
Правильные ответы:
- 7-ая степень- «ва-ва-гха-гхата»
- 8-ая степень- «ва-ва-ва»
- 9-ая степень- «гха-гха»
16 век
В этом веке понятие степени расширилось: его стали относить не только к конкретному числу,
но и к переменной.
Как тогда говорили «к числам вообще».
Задания
Примеры.
Сделай сам.
Запишем:
Запиши:
- Квадрат разности чисел а и b:
- Квадрат суммы чисел u и v
- Сумму квадратов чисел х и 5
- Куб разности чисел а и 3
- Разность кубов чисел а и 7
- Разность квадратов чисел а и b:
- Куб суммы чисел х и 8:
1. (а-b)²
2. а²-b²
3. х³+8³
4. (х+8)³
Это интересно
Английский математик
Симон Стевин придумал запись для обозначения степени:
запись 3(3)+5(2)-4 обозначала такую современную запись 3 ³+5²-4.
Переведите на современный язык пример Стевина и найдите его значение: 2,5(2)-7(2)·2+2(3)
Правильное решение
2,5 ²-7²·2+2² = 6,25-49·2+4 = 6,25-98+4 =
=-87,75
17 век
Что происходит с понятием степени в этом веке мы можем предсказать сами.
Для этого попробуем ответить на вопрос:
а можно ли число возвести в
отрицательную или дробную степень?
В 17 веке английским учёным
Джоном Валленсом были
придуманы современные
обозначения.
А вот заслуга в их признании
и распространении
принадлежит И.Ньютону .
Он стал использовать эти
обозначения в своих работах,
и таким образом они прижились.
Физкультминутка!!!
- Учебник: №385
- 1 ряд а), г), ж)
- 2 ряд б), д), з)
- 3 ряд в), е),и)
Диктант
- Запишите в виде произведения третью степень числа 4 и найдите её числовое значение.
- Чему равна первая степень числа (-5)?
- Вычислите значение выражения: 2 ³ ·2²
- Чему равна сумма кубов чисел 5 и 3?
- Вычислите квадрат куба числа 3 .
- Запишите в виде произведения четвёртую степень числа 3 и найдите её числовое значение.
- Чему равна первая степень числа 0,5?
- Вычислите значение выражения: 3 ² ·3³ .
- Чему равен квадрат разности чисел 3 и 2?
- Вычислите куб квадрата числа2.
1 вариант
2 вариант
Проверим!
- 4 ³=4·4·4=64
- (-5)¹= - 5
- 2³·2² = 8·4 = 32
- 5³+3³ = 125+27 = 152
- (3³)² =27² = 729
- .
- 0,5
- 3 ²·3³=9·27=243
- (3-2)²=1²=1
- (2²)³=4³=64
1 вариант
2 вариант
Домашнее задание:
№ 383, 384, 390
Дополнительно: составить сказку про СТЕПЕНЬ
Спасибо за внимание!
Урок окончен!