стр. 104-108
Михаил Михайлович Пришвин (1973-1954)
Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию привык, что уже не мог проспать восход солнца.
И часто я думаю: что если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько у людей прибыло бы здоровья, радости, жизни и счастья!
Из воспоминаний М.Пришвина
Что особенно запомнилось М.М. Пришвину из своего детства?
Моя охота и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.
Иногда люди выходят в лес и берут с собой не простое ружьё, а фоторужьё, камеру, фотоаппарат и бродят по лесу, ищут свои замечательные находки в природе, а потом показывают нам, печатают в журналах, и все наслаждаются этой изумительной красотой.
В чём заключалась охота М.М. Пришвина?
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах — разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
Какие важные слова вы хотели бы запомнить на всю жизнь?
Кто из писателей так же, как Пришвин, любил природу и писал о ней?
Отгадайте ребус.
Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. В них она часто высмеивала недостатки людей — жадность, лень, грубость. Смеётся в своих стихах Агния Львовна над недостатками людей очень просто, легко, незлобно, с лукавинкой, так, чтобы не обидеть человека, но чтобы он понял, что делать и поступать так больше не стоит, это нехорошо!
Стихи А.Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже дедушки и бабушки. Поэтому, наверное, в них есть маленький секрет — они запоминаются сразу и на всю жизнь. Например, есть несколько маленьких стихотворений, которые объединяются в цикл стихов под названием «Игрушки».
Идёт бычок, качается...
Наша Таня...
Я люблю свою лошадку...
Борис Владимирович Заходер написал много прекрасных стихов для детей. Это «Серая звёздочка», «Строители», «Кискино горе», «Куда спешат головастики», «Про сома», «Собачкины огорчения» и многое другое. Как и С.Я. Маршак,
Б. Заходер занимался переводом произведений иностранных авторов на русский язык.
Благодаря ему мы узнали такие сказки, как «Винни-Пух и всё-всё-всё» (А.А. Милна), «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (А. Линдгрен), «Питер Пен, или Мальчик, который не хотел расти» (Дж. Барри), «Приключения Алисы в стране чудес» (Л. Кэрролла).
Сергей Владимирович Михалков не сразу стал писателем. Он был и разнорабочим на ткацкой фабрике, и помощником в геологоразведочных экспедициях. Но потом стихи начинающего писателя стали всё чаще появляться на страницах журналов и газет.
Во время Великой Отечественной войны он побывал почти на всех фронтах, писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, то есть был военным корреспондентом. С.В. Михалков — автор гимна нашей страны. Причём гимн ему пришлось писать три раза. Что такое гимн России?
Согласны ли вы с названием стихотворения?
Почему Агния Львовна так назвала своё стихотворение?
Прочитайте это стихотворение ещё раз. Что вы узнали о Танюше?
Чем же занималась Таня весь день? Прочитайте, что она сказала маме перед сном.
Посмотреть:
http://www.youtube.com/watch?v=zf0ORySSWrE
Как А.Л. Барто удаётся так играть в слова?
Какое многозначное слово использовала она в своём стихотворении?
Назовите несколько новых значений этого слова.
Прочитайте это стихотворение выразительно.
У нас получится игра в слова.
Сколько детей нужно выбрать для чтения этого стихотворения?
Смотреть http://www.youtube.com/watch?v=g5m6rkLqaD4#t=21
Кто герои стихотворения?
Что вы узнали о Серёже?
Удалось ли Серёже перехитрить папу?
Как вы понимаете фразу «А хочешь на пари...»?
Как папа отнёсся к Серёжиной хитрости?
Прочитайте это стихотворение выразительно.
Найдите строки, в
которых автор смеётся
над Серёжей?
Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать; Родились у нас котята - Их по счету ровно пять.
РАЗ - котенок самый белый, ДВА - котенок самый смелый, ТРИ - котенок самый умный, А ЧЕТЫРЕ - самый шумный.
ПЯТЬ - похож на ТРИ и ДВА - Тот же хвост и голова, То же пятнышко на спинке, Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята - РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ! Заходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать.
Что вам показалось особенно смешным?
Что произошло в семье?
Прочитайте строки о каждом котёнке. Как вы думаете, с каким чувством ребёнок рассказывает о своих котятах?
А зачем мальчик приглашал друзей?'
Какое настроение появляется у всех при чтении стихотворения
С. Михалкова?
Что вы узнали о А.Л. Барто,
Б. Заходере, С.В. Михалкове?
Какие стихи вы читали?
Какое понравилось больше всего?
Какое хотелось бы выучить наизусть?
Оцените свою работу на уроке.