СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворения А.С.Пушкина об осени.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стихотворения А.С.Пушкина об осени.»

Учитель надомного обучения – Криворучко Т.В.

Учебник – Чтение. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / авт. – сост. З.Ф.Малышева. – 14-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 287 с.

Тип урока: обобщение и повторение

Тема урока чтения: Стихотворения А. С. Пушкина об осени.

Цели:

  • Повторить и обобщить знания о творчестве А. С. Пушкина.

  • Развивать творческие способности и память обучающейся.

  • Формировать чувство прекрасного, интерес к творчеству А. С. Пушкина и литературе в целом.

Задачи:

  • учить видеть в стихах выразительные средства языка;

  • определять настроение в стихотворении, учитывать это при выразительном чтении;

  • развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову;

  • прививать любовь к русской поэзии,

  • воспитывать чувство прекрасного.

Планируемые результаты:

Предметные:

уметь прогнозировать содержание произведения, читать стихотворения выразительно; представлять картины осенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке.

Познавательные: анализировать стихотворение, выделять в нём главную мысль, отвечать на вопросы на основе текста стихотворения.

Коммуникативные: обсуждать ответы на вопросы, уметь доказывать свою точку зрения.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; морально-этическая ориентация.

Методы обучения:

1. исследовательский: литературно-художественный анализ текста;

2. словесный: беседа;

3. практический;

4. коммуникативный.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная

Технологии:

1. ИКТ

2. Здоровьесберегающие

3. Личностно-ориентированный подход

Средства обучения: ноутбук, портрет А. С. Пушкина; выставка книг, учебник, мультимедийная презентация.


2.Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационно - деятельностный момент (организационный этап)

Настрой на работу

Взяться за руки, улыбнуться друг другу,

Пожелать интересного урока.


Чтение – это прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ.

Мы учим их – они учат нас.

Подготовка к работе.



Настрой на урок


Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности




3.Постановка учебной задачи

(опрос и проверка домашнего задания)

Слайд 1 - 2. Какому гениальному поэту посвящены эти строчки? "(Пушкин) - вот истинно русская душа, вот где вершины поэзии".  С. Есенин 

Молодец, Альмира, что догадалась. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту А. С. Пушкину.


На предыдущем уроке мы начали изучать большой раздел, который называется «Произведения А. С. Пушкина»

Слайд 3-5

- Рассмотри его портрет. Что ты знаешь о поэте?

- Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». А.С.Пушкин рос, взрослел. Он видел, что Москва пестрела великолепными дворцами богатых людей, а рядом в покосившихся лачугах жил простой народ. Пушкин стал писать свободолюбивые стихи, в которых высмеивал ложь, лицемерие. И, конечно, молодой поэт почти три года писавший такие стихи, не мог остаться безнаказанным. И Александр Сергеевич был сослан в имение своей матери - с. Михайловское. Ссылка в глухую деревню, не ограниченная даже сроком (на год? на 5 лет? навсегда?) Его оторвали от друзей, от родных – всё создавало у Пушкина тяжёлое, подавленное настроение:

«Всё мрачную тоску на душу мне наводит».

Здесь, в селе Михайловском , он пишет свой роман «Евгений Онегин». Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (и – затруднение - что ещё? - ... другие стихотворения об осени, написанные Пушкиным).


Чтение строк и определение имени поэта






Проверка домашнего задания - пересказ «Публичное испытание» (по наводящим вопросам учителя, о выступлении Пушкина перед Державиным в Лицее)




Пытается определить учебную задачу


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

Познавательные:

логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков


4. Построение проекта выхода из затруднения при постановке учебной задачи


- А теперь послушай сказку.

Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она капризной. Часто меняла своё настроение. И была у нее волшебная палочка. Дотронется она до листьев и ... раз! Из зеленых они превращаются ... В какие?.. (ответы обучающейся)

Правильно, в красные, коричневые, багряные, лимонные, желто-зелёные и даже лиловые и фиолетовые. Дотронется палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими и тяжкими слезами. Покрутит палочкой над головой - налетит ветер порывистый, безжалостно сорвет с деревьев наряд и то ли унесет его далеко, до реки, то ли, того хуже, бросит в придорожную грязь. Как ты думаешь, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет плакать небо?

Осень в России всегда была порой, которую воспевали писатели, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием.

Ответы: грустное, печальное, тоскливое, плаксивое, слезливое, мрачное; гневное, вредное, озорное.










Ответы обучающейся и

разгадывание темы (стихотворения об осени).

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Объяснение нового материала






























































Физ. минутка








Продолжение работы по теме.

Обобщающая беседа с включением нового материала.















































































Слайды 6 - 8. Осенние иллюстрации.

- Прослушай стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» (аудио)

Проверка первичного восприятия произведения. - Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?

- Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему ты так считаешь?

- Созвучно ли оно с твоим настроением?

Словарная работа. - При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давай объясним их значение. (Караван, листвы сень, покров, обнажалась).

- Прочитай по строчке, выделяя главное слово

Уж небо осенью дышало,

- Как ты думаешь, что значит «небо дышало»?

Уж реже солнышко блистало,

- Что значит реже?

- Как ты понимаешь «солнышко блистало»?

- Подбери похожее слово к слову «блистало». (сияло)

- Прочитаем следующую строчку.

Короче становился день,

- Что в этой строчке означает слово «короче»?

- Теперь рано темнеет и поздно светает.

- Прочитай эти три строчки выразительно, соблюдая логическое ударение.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

(Послушать обучающуюся. Дать оценку.)

- Молодец. Ты читала медленно, красиво, правильно выделила голосом главное слово.

Лесов таинственная сень

- О чём говорит поэт? - Непонятно слово «сень».

- Поэт так называет осенние листья на деревьях в лесу.

- Как ты понимаешь выражение «таинственная сень»? В нём скрыта какая-то тайна.

С печальным шумом обнажалась,

- Все ли слова понятны? - Непонятно слово «обнажалась».

Ложился на поля туман,

- Какую картину ты представила?

- А если бы ты была художником, то какие цвета красок бы выбрала?

Гусей крикливых караван тянулся к югу;

- Что такое караван?

- Поэт нам нарисовал картину, изображающую перелёт птиц.

Приближалась довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

- Что хотел нам показать поэт этими строками?

- Почему ноябрь – пора скучная?


Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Руки согнули,

Кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

В сторону руки,

Плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад.

Осеннее творчество Пушкина

Ни одно время года не вызывало в Пушкине такого очарования, как осень. Обычно осень в поэзии связана с настроениями грусти. Пушкин же само увядание природы изображает как могучее проявление жизни.

Действительно, вдохновляла осенняя пора Пушкина к творчеству, в сознании поэта строки рождались сами. В биографии поэта есть особый творческий период, который называют «Болдинской осенью».

«Болдинская осень» Пушкина – это, пожалуй, один из тех периодов, когда творчество из великого русского гения текло рекой. Александр Сергеевич как раз готовился к свадьбе с Натальей Гончаровой, но после помолвки, состоявшейся весной 1830 года, появились некоторые материальные трудности, чтобы их решить, поэт отправился в нижегородское имение Болдино. Поехал в деревню он 31 августа 1830 года и планировал задержаться там не дольше недели, после чего возвратиться обратно к невесте, но судьба распорядилась иначе. Во время пребывания в Болдино началась эпидемия холеры и, из-за установленного карантина, писатель не мог вернуться ни в Москву, ни в Петербург.

«Болдинская осень» Пушкина подарила миру много интересных и талантливых произведений, как в прозе, так и в стихах. Деревня благотворно повлияла на Александра Сергеевича, ему нравилась уединенность, чистый воздух, красивая природа. К тому же ему никто не мешал, поэтому писатель творил с раннего утра и до ночи, пока муза не покидала его. «Болдинская осень» в жизни Пушкина считается самым ярким периодом его творчества. Именно в деревне он раскрылся во многих жанрах и создал максимальное количество произведений за небольшой отрезок времени (в Болдино он пробыл около 3 месяцев). Именно осенью 1830 года Александр Сергеевич создал свои лучшие лирические шедевры.

Никогда больше он так много не создавал произведений, как в болдинскую осень 1830 года. Здесь он

  • окончил роман в стихах «Евгений Онегин»,

  • написал 4 маленьких трагедии,

  • « Сказку о попе и о работнике его Балде»,

  • «Повести Белкина»,

  • стихотворную повесть «Домик в Коломне»,

  • «Историю села Горюхина»,

  • около 30 стихотворений

  • и большое количество литературно - критических статей и заметок.

Осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил и энергии. Осень, как это ни странно, очень благотворно сказывалась на воображении поэта и вдохновляла его к созданию шедевров.

(Чтение учителем)

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).


И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.


И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.


- Итак, в стихотворениях Пушкина об осени тоска и грусть переходят в светлые радостные чувства. 

- Давай с тобой вспомним ранее изученные стихотворения А. С. Пушкина об осени, чтобы убедиться в этом.

- Не забывай, что при чтении очень важно делать паузы в нужном месте, они бывают разной длительности.

***

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

***

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.




Ответы обучающейся


Чтение произведения обучающейся и анализ.


Значение непонятных слов смотрим в словаре

С. И. Ожегова

Олицетворение (дышало)

Работа над выразительностью

Осенний день стал меньше. Теперь рано темнеет и поздно светает.

Солнце на небе меньше появляется, меньше светит.

Посмотреть в словаре: «Сень – укрытие, покров»

Это слово означает стать голым. Что стало голым? (деревья).

Светло серый туман покрывает поле.

Небо стало другим по сравнению с летом. Летом оно светло голубое, а осенью сероватое.

Караван – здесь: летящие друг за другом гуси.

Гусей - крикливых, потому что они, поднимаясь в небо, так созывают всех вместе, боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами.

Наступает самое скучное время,

потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.




Движения головы, рук и туловища

















Слушание обучающейся и закрепление новой информации с помощью наводящих вопросов учителя














Обучающаяся повторяет названия написанных поэтом произведений в «Болдинскую осень».






















Находит «метафору» (употребление слов и выражений в переносном смысле, на основе сходства).



Делает вывод















Выразительное чтение наизусть обучающейся ранее изученных стихотворений.


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением - контроль, коррекция.

6. Закрепление изученного


Сегодня мы вспомнили много красивых поэтических слов нашего великого поэта Пушкина об осени. А русская душа созвучна осени: и в той, и в другой много грусти и печали. Во все века, во все времена люди любили воспевать красоту родной природы, потому что она часть его души. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.

- Какие чувства затронул в тебе урок?

- Что понравилось?

- Прочитав сегодня стихи Пушкина, мы стали счастливее? - - А тот, кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Давай прочтём ещё одно в завершение нашего урока.



***

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной.








Ответы обучающейся







Совместное с учителем чтение стихотворения

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Перед тобой разноцветные осенние листья. Оцени свою работу на уроке: если ты активно участвовала в работе на уроке, делилась своими суждениями и овладела всей информацией, возьми большой листочек; если ты участвовала в уроке, но не всегда могла ответить на вопросы, возьми листочек поменьше;

если ты не разобралась в сегодняшней теме урока, возьми самый маленький листочек.

- Я очень рада, что мы с тобой очень хорошо поработали. И хочется закончить наш урок словами:

У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли, снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.


Ответы детей

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.

8. Домашнее задание

1. Прочесть в учебнике с.39 – 41 (Записки о Пушкине)

2. Нарисовать иллюстрацию к прочитанным стихотворениям.



Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.