СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворения о природе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по литературе

Просмотр содержимого документа
«Стихотворения о природе»

6 КЛАСС

Тема: Стихотворения о природе Е.А. Баратынского, А.К. Толстого.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образов, воспитывать чувство прекрасного к природе.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: экологическое сознание.

Метапредметные –

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Коммуникативные: учатся принимать решение и реализовывать его.

Предметные: выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

ХОД УРОКА:

I. Оргмомент. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

II. Объявление темы и целей урока.

III. Работа над темой урока.

1. Слово учителя.

Русские поэты посвяти природе различных времен года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму.

Первая часть учебника заканчивается подборкой стихотворений русских поэтов 19 века о родной природе. Прочитаем их вместе и попробуем понять, как неяркий, спокойный русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас.

3. Рассказ о жизни и творчестве Е.А. Баратынского.

Евгений Абрамович Баратынский родился в Тамбовской губернии, и там провёл раннее детство. Родители очень заботились о его образовании – в 5 лет он выучился русской грамоте, а в 6 хорошо говорил по-французски и по-итальянски. В 12 лет Баратынского отправили в Петербург в военное учебное заведение – Пажеский корпус.

Баратынский много читал, рано стал писать стихи.

В 18 лет Евгений поступил на военную службу в Петербурге, к этому времени у него уже было написано много стихов.

Его стихи стали появляться в печати, их хвалили, о них хорошо отзывались его друзья, среди которых были Пушкин, Дельвиг и многие другие поэты.

Пушкин любил стихи Баратынского и говорил, что он «принадлежит к числу отличных наших поэтов». Много стихотворений он посвятил русской природе, которую хорошо знал и любил с детских лет.

Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800г в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812г его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816г совершил тяжкий проступок - принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер. С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818г завязывает знакомство с Дельвигом, который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

Читает стихотворение учитель. Сразу можно определить размер стиха: чередование четырехстопного и трехстопного ямба.

— Какое ощущение создает у слушателя изменение длины строки (количества стоп в строках)?

Беседа

— Если вы вспоминаете о лучших днях весны, какие картины вы представляете? Совпадает ли при этом ваше настроение с настроением, которое хотел передать нам Баратынский?

Автор встречает весну восторженным гимном. Он с огромной радостью приветствует раннюю весну, которая приходит на смену зиме. Стихотворение отличает восторженная интонация. Автор хочет слиться с природой и раствориться в ней.

— Что особенно восхищает поэта?

Поэта особенно восхищают весной чистота воздуха, ясность, легкий ветер, облака, торжество пробуждающейся природы.

— Какие слова в этом стихотворении передают ощущение всеобщего движения и жизни?

Поэт все внимание отдает описанию природы, использует много глаголов (слепит, летают, шумят, блестят, несет) и кратких прилагательных и причастий (чист, ясен, обнажены, шумен, душист), что создает впечатление быстрого движения.

Можно вспомнить фетовское: «...Как свеж и чист твой вылетает май!», «Так деве новобрачной / И радостен и чужд ее убор».

— Какие художественные приемы использует поэт?

Олицетворения: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам», «Взревев, река несет / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед!»

Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».

Метафоры: «С ручьем она ручей / И с птичкой птичка!»

Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими , рокочущими «р», передающими звучания ледохода (ручьи, взревев, река), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде …и шумен и душист).

Такой прием в литературе называется аллитерацией –это повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. (Записывается на доске и в тетради)

Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивленно замечает, что полностью сливается с природой в последней строфе:

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!..

Не столько природа уподобляется человеку, живому существу вообще, сколько душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.

Обучение выразительному чтению

Можно начать коллективное чтение стихотворения, затем продолжить по строфам: каждый ученик читает по одной строфе, но так, чтобы сохранялся общий ритм и тон, не возникали ненужные паузы. Затем следует индивидуальное чтение.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого.

А.К. Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине, там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери.

Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь : за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное - это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу , сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.

Стихотворения А. Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А. Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…»

«Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - признавался Чайковский.

А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Стихотворение читает учитель или подготовленный ученик.

— Какими вы представляете стрекоз из этого стихотворения? Что это за существа? Что в тексте настораживает нас, заставляет сомневаться в том, что на зов стрекоз стоит идти?

Современные дети читают много книг про волшебных существ, поэтому они могут легко ассоциировать стрекоз с эльфами или другими сказочными созданиями. Настораживает слово омут и фраза:

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать!

— Стрекозы обращаются к ребенку. Но описано ли в стихотворении, что делает ребенок? Как вы представляете себе всю картину?

Ребенок с мамой пришел летом на реку, чтобы купаться и загорать. Мама задремала, а ребенок засмотрелся на стрекоз, может быть, его тоже стало клонить в сон, и от жары ему стало казаться, что стрекозы не просто летают, но ведут таинственный хоровод и зовут его к себе:

«...Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!..»

Но мы из первой строки знаем, что действие происходит у омута, где берег обрывистый, большая глубина и дно, как правило, глинистое. Мы можем представить, что это стихотворение — первая страница волшебной сказки, которую каждый из нас сочинит в своем воображении.

Возвращаясь к теме начала занятия, определим размер стиха: трехстопный амфибрахий.

IV. Итог урока.

1. Рефлексия.

- С творчеством каких писателей мы с вами познакомились? Что нового узнали? Какие художественные средства мы встретили в стихотворениях?

2. Заключительное слово учителя.

Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.

О жизни поэтов, с чьими именами мы познакомились, их творческом пути мы будем знакомиться в старших классах, а те, кому хочется больше узнать о любимых поэтах, могут прочитать о них во вступительных статьях поэтических сборников. Главное, читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.

V. Д/з. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Е.А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..».