СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стили речи .Официально-деловой стиль

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:

Стили речи .Официально-деловой стиль

Дата:

18.11.15

Класс:

7 классы

Цели  урока:

 

1.Обучающие задачи: познакомить учащихся с особенностями официально-делового стиля, сферой его применения, лексикой; научить отличать нейтральную лексику от официально-деловой; находить речевые штампы в тексте; выработать навык составления отдельных документов официально-делового стиля.  2. Развивающие задачи: развивать навыки составления документов официально-делового стиля; развивать речевую грамотность; развивать мыслительные способности учащихся.  3. Воспитывающие задачи: воспитывать положительную мотивацию к обучению, внимание к средствам языка через работу с текстом. 

Оборудование

«Русская речь» К,У,Кунакова, Ж.Ш.Кудайкулова, Г.У.Кунакова  7 класс Алматы «Атамура»2012

Эпиграф:

« Деловое письмо должно убедить и победить».

Ход урока

Этапы урока:

Запланированная деятельность учителя

Деятельность учащихся

І.Орг.момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Стадия вызова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Осмыс

ление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІV. Физ минутка

 

 

V. Тренировоч-ные упражнения  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Рефлексия

 

 

 

 

VІ. Дом.задание

Орг.момент: приветствие; учёт посещаемости Деление на группы по счету 1,2,3.

Приветствие:

Прежде, чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:  - Я в школе на уроке.  - Сейчас я начну учиться.  - Я люблю учиться.  - Внимание мое растет.  - Память моя крепка.  - У меня сегодня все получится.  - Я начинаю учиться.   

Опрос д/з

 

«Мозговой штурм»:   -Ребята, прежде чем я объявлю тему сегодняшнего урока, мне хотелось бы вам рассказать об одном случае. Учебный год подходил к концу. Очень хотелось в отпуск. Зная, что нужно написать соответствующую просьбу, учитель пришла к директору с такой бумагой:   «Дорогая Светлана Николаевна!  Намаялась я на работе, устала до смерти. Пора в отпуск, хоть отдохну немного. Дайте, пожалуйста, отпуск на два месяца, ведь положено по закону. Отдохну и снова за работу с новыми силами.  Ваша Елена Дмитриевна.»  Прочитала Светлана Николаевна эту бумагу и подумала: «Действительно, пора в отпуск коллеге»  -Что же странного в этом документе и можно ли его таким назвать?  (Здесь используются такие слова, какие уместны только в непринужденной устной беседе) Как называется такой стиль речи? (Разговорный)  -А в подобной ситуации нужно пользоваться стилем официальных документов. Он называется – официально-деловой стиль. Вот и прозвучала тема нашего сегодняшнего урока. Официально-деловой стиль. - Запись в рабочую тетрадь темы урока.  Слово “деловой” означает “относящийся к делу, связанный с делом, работой, службой, предприятием, учреждением”. Официально-деловой стиль речи – это книжный стиль, который функционирует в письменной форме. Официально-деловой стиль обслуживает официальную сферу отношений (между государством и населением, между странами, между предприятиями и т.д.). Это очень точный и лаконичный стиль речи. 

 

1 группа задание.  - А теперь попробуйте исправить данное заявление в соответствии с нормами официально-делового стиля.  Проверка задания.                                Директору  средней школы№32                                              Самсоновой С.Н.                                        от     Смирновой Е.Д.                                      Заявление.  Прошу Вас предоставить мне очередной трудовой отпуск за 2015- 2016 учебный год с 1 июня.                                                     31.05. 2016 г. Смирнова.   

 

Вывод.  Главная черта официального документа – предельно стандартная форма. Если мы пишем заявление, то в правом верхнем углу нужно указать, кому оно адресовано, а чуть ниже -чье это заявление. Слово заявление пишут посередине, после чего кратко излагают суть заявления. Ниже ставят дату и подпись.   

 –Как нам в нашей жизни помогает официально-деловой стиль. В каких жизненных случаях мы с ним сталкиваемся? Для чего он нам нужен?  Деловое сообщение содержит сведения практического характера, помогающие человеку в конкретных жизненных ситуациях: как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (кулинарный рецепт), воспользоваться пылесосом, стиральной машиной, соковыжималкой и другими бытовыми приборами (инструкция по их применению)  Чтобы не потеряться в деловом мире, необходимо уметь составлять различные деловые бумаги, заявления, справки, объяснительные записки. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг делового человека.   

-Задание, которое я хотела бы предложить вашему вниманию теоретическое. Чтобы пользоваться деловым стилем, нужно знать, что он из себя представляет. 

2  группа задание: перед вами лежит сетка таблицы “Официально-деловой стиль” с незаполненными столбцами: 

Цель    Сфера применения  Особенности стиля  Жанры  

А также опорные карточки с определённым содержанием:  Устав, кодекс, закон, приказ, указ, доверенность, расписка, акт, объявление, инструкция, протокол, заявление Переписка граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, составление государственных документов и деловых бумаг Информация Логичность и краткость высказывания.  Предельная точность изложения, которая должна исключить разное толкование   

-Ваша задача заключается в том, чтобы определить, к какому из озаглавленных столбцов таблицы относится каждая опорная карточка, и прикрепить её к таблице. Выполнив правильно задание, вы сможете узнать об этом важном господине очень много нужного и интересного.   

3 группа задание  Распределить названия деловых бумаг по двум группам: названия законодательных документов, названия административно-хозяйственных бумаг.

  Автобиография, заявление, объявление, расписка, указ, закон, устав, договор, доверенность, анкета, инструкция 

 

 

Сегодня мы ее проведем в официально-деловом стиле. Каждый тренер должен точно инструктировать своих воспитанников, чтобы они правильно выполняли команды.

 

«Буратино»

 

 

 

Упр 7(1 группа)

Упр 9(2 группа)

Упр 11(3 группа)

 

Тематический тест « Официально-деловой стиль речи» ( в структурных картах с самопроверкой в парах и со сверкой на доске). 1. Какая характеристика соответствует официально-деловому стилю  А) обиходная, сниженная, эмоциональная лексика

В) терминология и абстрактная лексика

С) стандартизированная лексика

Д) общественно-политическая лексика и фразеология Е) богатство лексики, образность  2. Укажите стиль текста:  В соответствии с заключенным договором организация обязуется выполнить в указанные сроки все работы по благоустройству пришкольной территории.  А) художественный

В) научный

С) официально-деловой 

Д) разговорный

 Е) публицистический  3. Укажите жанр официально-делового стиля:  В понедельник, 10.11, в актовом зале состоится литературный вечер, посвященный творчеству А.С.Пушкина. Начало в 19 часов. Литературный клуб.  А) заявление

В) объявление

С) расписка

Д) характеристика

Е) договор  4. Стиль постановлений, решений, уставов, характеризующийся отсутствием эмоционально окрашенной лексики

А) научный

В) художественный

С) разговорный

 Д) деловой

Е) публицистический  5. Официально-деловой стиль используется при написании

 А) газетных и журнальных статей на политические темы

В) деклараций, конвенций

С) студенческих курсовых работ

Д) рассказов, новелл, повестей, романов

Е) лирических произведений  6. Определите стиль текста: Прошу пересмотреть мою оценку по русскому языку в связи с тем, что я не согласен с засчитанными мне ошибками на 2 и 3 страницах изложения.  А) научный

 В) официально-деловой

С) художественный

Д) разговорный

Е) публицистический 

 

Наш урок завершается. То, с чем мы сегодня знакомились, лишь малая часть того, что скрывает за собой важный господин “Официально-деловой стиль”.   Вопросы для повторения:  1.Назовите основную цель официально-делового стиля.  2.Какова сфера применения данного стиля?  3.В чём особенности официально-делового стиля. 

Эпиграфом к нашему уроку стали слова « Деловое письмо должно убедить и победить». Как вы понимаете их? . В повседневной жизни нам всем очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления ,написания разного рода документов ,деловых бумаг: заявлений, объяснительных записок, жалоб, объявлений ,приглашений, доверенностей ,расписок, характеристик и т.д.  Подобные документы должны быть составлены грамотно, чётко и ясно.  Задача школьной программы по русскому языку научить вас этому. Чтобы в будущем вы были и благодаря этим навыкам востребованы на рынке труда, лучше ориентировались ,были успешными. 

Оценивание работы учащихся на уроке. 

Оцени уровень своей работы

“0” – не испытывал никаких эмоций на уроке;

“+” – было легко, понравилось;

“–” – трудно, не понравилось

   

Написать автобиографию

Приветствуют учителя.Подают список отсутствующих учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики составляют заявление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики работают в тетрадях самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики работают в тетрадях самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики делают физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети пишут о своих впечалениях об уроке