СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Стили воспитания. 10 ошибок, которые допускают родители"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе отражены стили родительского поведения, основные ошибки, которые допускаются в воспитании детей, а также информация для тех, кто хочет быть хорошими родителями.

Просмотр содержимого документа
«"Стили воспитания. 10 ошибок, которые допускают родители"»

Тема: Стили родительского воспитания. «10 ошибок, которые допускают родители»


Вступление.


Можно ли позволять ребёнку выражать свои чувства? Ответ может быть только положительным. К сожалению, многие родители с детства усвоили, что чувство страха, гнева, печали нельзя выражать открыто. Следствием этого убеждения является то, что родители решительно не знают, как справиться с ребёнком, проявляющим негативные эмоции. Выделяются следующие стили родительского поведения:


«Командир-генерал». Этот стиль исключает альтернативы, держит события под контролем и не позволяет выражать негативные эмоции. Основное требование к ребёнку – «Приди в себя!» – обычно вызывает обиду, стремление к сопротивлению и жестокости с его стороны. Убеждение, что «все права принадлежат мне» составляют суть подобного требования.


Основными средствами воздействия на ребёнка такие родители считают приказы, команды и угрозы, призванные эффективно контролировать ситуацию.


«Родитель-психолог». Некоторые родители выступают в роли психолога и пытаются анализировать проблему.


Они задают вопросы, направленные на диагностику, интерпретацию и оценку, предполагая, что обладают высшим знанием. Это в корне убивает попытки ребёнка открыть свои чувства. Родитель психолог стремится вникнуть во все детали с единственной целью – направить ребёнка по правильному направлению.


«Судья». Этот стиль родительского поведения позволяет считать ребёнка виновным до вынесения приговора. Единственное, к чему стремится такой родитель, это доказать собственную правоту.


«Священник». Этот стиль родительского поведения близок к учительскому. Поучения сводятся преимущественно к морализированию по поводу происходящего. Например, «священник» обычно начинает свои высказывания со слов: «Ты должен…», или «Ты не должен…». «Священник» стремится к тому, чтобы ребёнок испытывал лишь «правильные» чувства. К сожалению, этот стиль безлик и не имеет успеха в решении семейных проблем.


«Циник». Такие родители обычно полны сарказма и стараются, так или иначе, унизить ребёнка. Например, они могут заявить: «Ты будешь командовать в своём доме, когда он у тебя появится» или «Прекрасно, эти качества тебе здорово помогут». «Циник» демонстрирует господство посредством отчуждения и отвращения к происходящему.


Основными «орудиями» «циника» являются насмешки, прозвища, сарказм или шутки, способные «положить ребёнка на лопатки».


Родитель может сказать себе: «Что в этом плохого? Мои родители обращались со мной также и ничего, я жив.» Это верно, но дело в том, что все подобные стили родительского поведения нарушают основные принципы роста и развития ребёнка. Используемые родителями приказы, указания, предупреждения и морализирования не отвечают потребностям ребёнка в доверии, инициативе и сознании. Например, если ваш ребёнок опрокинул стакан с молоком, можно спросить: «Разве ты неуклюжий?». Ещё лучше сказать: «Вот бумажное полотенце, чтобы вытереть молоко», что, собственно, и следует сделать в подобной ситуации. Родитель должен действовать, а не реагировать.


Кроме того, рассмотренные стили родительского поведения, никоим образом не мотивируют ребёнка исправиться, а только подрывают главную цель родителей – помочь ребёнку научиться решать проблемы. Напротив, родитель добьётся только того, что ребёнок будет чувствовать себя отверженным.


Когда ребёнок испытывает негативные чувства по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими, анализировать свои чувства и поведение. Ребёнок или родитель, занятый, в первую очередь тем, чтобы защитить собственные чувства, не способен к эффективному взаимодействию.


Использование рефлексивного общения взрослыми


Построение позитивных отношений между родителями и детьми является делом одновременно радостным и утомительным. В одних случаях ваши усилия вознаграждаются, в других вы испытываете разочарование. Это требует огромной работы как ребёнка, так и взрослого.


Для тех, кто хочет быть хорошими родителями.


? Беседуйте с ребёнком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребёнка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребёнком. Тон, которым Вы обращаетесь к ребёнку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.


? Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый, выбрав способ действия, не должен колебаться. Он должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.


? Снимите контроль. Контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.


? Поддерживайте ребёнка. И учитель, и родитель может поддержать ребёнка, признавая его усилия и вклад, равно, как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребёнок не достигает успеха.


? Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, взрослый должен не отчаиваться, а остановиться и проанализировать переживания и поступки. В результате в следующий раз взрослый будет знать, как поступить в подобной ситуации.


? Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к ребёнку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.















Приложение № 1.

Групповая психодиагностическая и профилактическая работа.


Тест для родителей,

которые желают знать – каковы они?

Ответы


Да – 3 балла Нет – 2 Иногда – 1 балл


1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

5. Поставить себя на место ребенка?

6. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

7. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

8. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?

9. Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя так, как хочется, и ни во что не вмешиваться?

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул и просто незаслуженно обидел другого ребенка?

  1. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?


Информирование и рекомендации по данным диагностики.


Подсчитайте очки. Ответ да равен 3 очкам, нет– 2-м, иногда – 1 очко.


Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. То есть, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.


Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностью воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – .... мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект! Серьезно задумайтесь над своим подходом к воспитанию ребенка.


Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого. Нелишнее обратиться к помощи специалистов - педагогов, психологов.