Подготовила учитель русского языка и литературы
Мартыненко Олеся Анатольевна
Русский язык и культура речи.
Выразительные возможности русского синтаксиса(фигуры речи)
Фигурами речи называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста
Инверсия (перестановка слов) придает художественной речи большую выразительность. С помощью инверсии писатели акцентируют внимание на том слове, которое несет основную смысловую нагрузку в высказывании, чем добиваются наибольшего воздействия на читателя .
Прямой и обратный порядок слов в предложении
Прямой и обратный порядок слов
Подлежащее-сказуемое
Обратный порядок слов ( инверсия )
Сказуемое-подлежащее
Море шумит
Согласованное определение - определяемое слово
Определяемое слово –несогласованное определение
Определяемое слово –
Хороший день выдался сегодня
Шумит море
согласованное определение
Слышен шум моря
Несогласованное определение
Сказуемое-дополнение
-определяемое слово
Он любуется картиной
Дополнение- сказуемое
День хороший выдался сегодня
Слышен моря шум
Он картиной любуется
Литературные примеры
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю.Лермонтов)
Бессоюзие или Асиндетон — одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, который состоит в пропуске между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придаёт речи стремительность, выразительность.
Литературные примеры Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет . А. Блок. «И на Арбате мчатся, мчатся в Вечность: пролеток черных быстротечность, рабочий, гимназист, кадет... Проходят, ветер взвив одежды, глупцы, ученые, невежды» . А. Белый.
Многосоюзие — избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний.
Многосоюзие подчёркивает роль
каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи, позволяет одной фразой передать насыщенность картин.
Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудесна она сама, эта дорога
(Н. В. Гоголь)
Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье
(А. С. Пушкин)
Парцелляция – синтаксическй прием, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Используется с целью усиления выражений эмоций, характеристики состояния субъекта и т.п.
Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном
(Р. Рождественский)
Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. ( Из газет )
Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу ( горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность
С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу ( И. С. Шмелев); Есть тоска веселая в алостях зари
(С. А. Есенин); Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг.
(М. Ю. Лермонтов) И зелень мертвую ветвей, И корни ядом напоило (А.С. Пушкин)
Антитеза (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы
Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт
(А. С. Пушкин); Вчера еще в глаза глядел, А ныне — все косится в сторону, Вчера еще до птиц сидел, — Все жаворонки нынче — вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?»
(М. И. Цветаева)
Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению
Литературные примеры
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей? (M. Ю. Лермонтов)
Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое семечко липы?
(К. Паустовский)
Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью
Литературные примеры
То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой); Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)
Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения
Литературные примеры
Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин); О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)
Повтор — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.
Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват.
Анафора или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений
Эпифора — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений
Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи
Литературные примеры(Анафора)
Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака
(Ф. И. Тютчев) Она подумала: неужели эта красота еще и сейчас является людям, неужели за это время, которое она прожила на свете, красота совсем нисколько не увяла и не померкла? (В. Г. Распутин)
Литературные примеры(Эпифора)
Хоть не вечен человек, То, что вечно, — человечно. Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно, — человечно
(А. А. Фет)
Литературные примеры(Подхват)
Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору
(М. Ю. Лермонтов) Серпилин молчал. Молчал и думал не о раздельном обучении и не о сыновьях этой все сильнее нравившейся ему женщины, а о собственной жизни и о собственном сыне ... (К. М. Симонов)
Итак, фигуры речи служат для передачи настроения, усиления эффекта от фразы, они повсеместно используются в художественных целях как в поэзии, так и в прозе.