СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стилистические фигуры речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию можно использовать на уроках русского яызыка и культуры речи.В ней рассматриваются основные стилистические фигуры и приводятся примеры из текстов русских писателей и поэтов

Просмотр содержимого документа
«Стилистические фигуры речи»

Подготовила учитель русского языка и литературы  Мартыненко Олеся Анатольевна  Русский язык и культура речи.  Выразительные возможности русского синтаксиса(фигуры речи)

Подготовила учитель русского языка и литературы

Мартыненко Олеся Анатольевна

Русский язык и культура речи.

Выразительные возможности русского синтаксиса(фигуры речи)

Фигурами речи называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста

Фигурами речи называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста

Инверсия (перестановка слов) придает художественной речи большую выразительность. С помощью инверсии писатели акцентируют внимание на том слове, которое несет основную смысловую нагрузку в высказывании, чем добиваются наибольшего воздействия на читателя .

Инверсия (перестановка слов) придает художественной речи большую выразительность. С помощью инверсии писатели акцентируют внимание на том слове, которое несет основную смысловую нагрузку в высказывании, чем добиваются наибольшего воздействия на читателя .

Прямой и обратный порядок слов в предложении Прямой и обратный порядок слов  Подлежащее-сказуемое Обратный порядок слов ( инверсия )   Сказуемое-подлежащее Море шумит  Согласованное определение - определяемое слово  Определяемое слово –несогласованное определение  Определяемое слово – Хороший день выдался сегодня Шумит море  согласованное определение Слышен шум моря  Несогласованное определение  Сказуемое-дополнение  -определяемое слово Он любуется картиной  Дополнение- сказуемое День хороший выдался сегодня Слышен моря шум Он картиной любуется

Прямой и обратный порядок слов в предложении

Прямой и обратный порядок слов

Подлежащее-сказуемое

Обратный порядок слов ( инверсия )

  Сказуемое-подлежащее

Море шумит

Согласованное определение - определяемое слово

Определяемое слово –несогласованное определение

Определяемое слово –

Хороший день выдался сегодня

Шумит море

согласованное определение

Слышен шум моря

Несогласованное определение

Сказуемое-дополнение

-определяемое слово

Он любуется картиной

Дополнение- сказуемое

День хороший выдался сегодня

Слышен моря шум

Он картиной любуется

 Литературные примеры  На севере диком стоит одиноко  На голой вершине сосна,  И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим  Одета, как ризой, она. (М.Ю.Лермонтов)

Литературные примеры

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

(М.Ю.Лермонтов)

 Бессоюзие или Асиндетон —  одна из стилистических фигур:  оборот поэтической речи,  который состоит в пропуске  между словами и предложениями соединительных союзов.  Их отсутствие придаёт речи стремительность, выразительность.

Бессоюзие или Асиндетон — одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, который состоит в пропуске между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придаёт речи стремительность, выразительность.

Литературные примеры  Ночь, улица, фонарь, аптека,  Бессмысленный и тусклый свет .  А. Блок.  «И на Арбате мчатся, мчатся в Вечность:  пролеток черных быстротечность,  рабочий, гимназист, кадет...  Проходят, ветер взвив одежды,  глупцы, ученые, невежды» .  А. Белый.

Литературные примеры Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет . А. Блок. «И на Арбате мчатся, мчатся в Вечность: пролеток черных быстротечность, рабочий, гимназист, кадет... Проходят, ветер взвив одежды, глупцы, ученые, невежды» . А. Белый.

Многосоюзие   — избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний. Многосоюзие подчёркивает роль  каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи, позволяет одной фразой передать насыщенность картин.

Многосоюзие   — избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний.

Многосоюзие подчёркивает роль 

каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи, позволяет одной фразой передать насыщенность картин.

Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудесна она сама, эта дорога  (Н. В. Гоголь) Моих ушей коснулся он,  И их наполнил шум и звон:  И внял я неба содроганье,  И горний ангелов полет,  И гад морских подводный ход,  И дольней лозы прозябанье (А. С. Пушкин)

Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудесна она сама, эта дорога

(Н. В. Гоголь)

Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье

(А. С. Пушкин)

Парцелляция  – синтаксическй прием, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Используется с целью усиления выражений эмоций, характеристики состояния субъекта и т.п.

Парцелляция – синтаксическй прием, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Используется с целью усиления выражений эмоций, характеристики состояния субъекта и т.п.

Утром, ярким, как лубок.  Страшным. Долгим. Ратным.  Был разбит стрелковый полк.  Наш. В бою неравном (Р. Рождественский) Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. ( Из газет )

Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном

(Р. Рождественский)

Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. ( Из газет )

Оксюморон   (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу ( горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность

Оксюморон   (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу ( горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность

С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу  ( И. С. Шмелев);  Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);  Но красоты их безобразной  Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)  И зелень мертвую ветвей,  И корни ядом напоило (А.С. Пушкин)

С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу ( И. С. Шмелев); Есть тоска веселая в алостях зари

(С. А. Есенин); Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг.

(М. Ю. Лермонтов) И зелень мертвую ветвей, И корни ядом напоило (А.С. Пушкин)

Антитеза   (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы.  Для создания антитезы обычно используются антонимы

Антитеза   (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы

Ты богат, я очень беден,  Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);   Вчера еще в глаза глядел,  А ныне — все косится в сторону,  Вчера еще до птиц сидел, —  Все жаворонки нынче — вороны!  Я глупая, а ты умен,  Живой, а я остолбенелая.  О вопль женщин всех времен:  «Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт

(А. С. Пушкин); Вчера еще в глаза глядел, А ныне — все косится в сторону, Вчера еще до птиц сидел, — Все жаворонки нынче — вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?»

(М. И. Цветаева)

Риторический вопрос   — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение.  Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению

Риторический вопрос   — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению

Литературные примеры Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,  Зачем поверил он словам и ласкам ложным,  Он, с юных лет постигнувший людей? (M. Ю. Лермонтов)    Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое семечко липы? (К. Паустовский)

Литературные примеры

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей? (M. Ю. Лермонтов)

Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое семечко липы?

(К. Паустовский)

Риторическое восклицание  — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.  Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью

Риторическое восклицание  — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью

Литературные примеры То было в утро наших лет —  О счастие! о слезы!  О лес! о жизнь! о солнца свет!  О свежий дух березы.  (А. К. Толстой);   Увы! пред властию чужой  Склонилась гордая страна.  (М. Ю. Лермонтов)

Литературные примеры

То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой); Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

Риторическое обращение  — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.  Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения

Риторическое обращение  — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения

Литературные примеры Друзья мои!  Прекрасен наш союз.  Он, как душа, неудержим и вечен  (А. С. Пушкин);   О, глубокая ночь!  О, холодная осень! Немая!  (К. Д. Бальмонт)

Литературные примеры

Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин); О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

Повтор   — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.   Разновидностями повтора являются  анафора, эпифора и подхват.

Повтор   — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

Разновидностями повтора являются  анафора, эпифора и подхват.

Анафора   или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений    Эпифора  — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений Подхват  — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи

Анафора   или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений

Эпифора  — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений

Подхват  — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи

Литературные примеры(Анафора) Лениво дышит полдень мглистый,  Лениво катится река.  И в тверди пламенной и чистой  Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев)  Она подумала: неужели эта красота еще и сейчас является людям, неужели за это время, которое она прожила на свете, красота совсем нисколько не увяла и не померкла? (В. Г. Распутин)

Литературные примеры(Анафора)

Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака

(Ф. И. Тютчев) Она подумала: неужели эта красота еще и сейчас является людям, неужели за это время, которое она прожила на свете, красота совсем нисколько не увяла и не померкла? (В. Г. Распутин)

Литературные примеры(Эпифора) Хоть не вечен человек,  То, что вечно, — человечно.  Что такое день иль век  Перед тем, что бесконечно?  Хоть не вечен человек,  То, что вечно, — человечно (А. А. Фет)

Литературные примеры(Эпифора)

Хоть не вечен человек, То, что вечно, — человечно. Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно, — человечно

(А. А. Фет)

Литературные примеры(Подхват) Повалился он на холодный снег,  На холодный снег, будто сосенка,  Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов)  Серпилин молчал. Молчал и думал не о раздельном обучении и не о сыновьях этой все сильнее нравившейся ему женщины, а о собственной жизни и о собственном сыне ... (К. М. Симонов)

Литературные примеры(Подхват)

Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору

(М. Ю. Лермонтов) Серпилин молчал. Молчал и думал не о раздельном обучении и не о сыновьях этой все сильнее нравившейся ему женщины, а о собственной жизни и о собственном сыне ... (К. М. Симонов)

Итак, фигуры речи служат для передачи настроения, усиления эффекта от фразы, они повсеместно используются в художественных целях как в поэзии, так и в прозе.

Итак, фигуры речи служат для передачи настроения, усиления эффекта от фразы, они повсеместно используются в художественных целях как в поэзии, так и в прозе.