Министерство образования Республики Мордовия
ГОУ СПО «Ичалковский педагогический колледж им. С.М. Кирова»
Утверждаю:
______________ Е.Г. Шестакова
«___» ____________2010г.
Выпускной квалификационный проект
Стилизация образа человека
в технике «кожепластика»
Автор выпускного квалификационного проекта:
Н.Н. Федина, студентка V курса 511 группы очной формы обучения
Специальность: 050603 – Изобразительное искусство и черчение
Научный руководитель: О.В. Рябова – преподаватель
дисциплин ХГО
Рецензент: С.А. Масленникова – заслуженный работник
культуры РМ
Рождествено 2010
Пояснительная записка
Введение
«Жил в стародавние времена в стольном городе Киеве богатырь Никита – кожи мял да рубил, потому и прозвище ему дали – КОЖЕМЯКА. Ни один человек с ним силой сравниться не мог, да что человек, одолел Никита в честном бою даже трёхглавого змея, что повадился губить прекрасных киевлянок.
И за подвиг этот не захотел богатырь никаких наград: «Мне работа моя всех ваших даров милее. Пустите меня обратно в слободу Кожевенную».
И вернулся Никита к себе в слободу. Опять стал кожу мять да в светлом Днепре вымачивать».
Не случайно именно кожевенных дел мастером изобразили славного богатыря. Ведь уже в стародавние времена былинные кожевники были в особом почете, а из кожи выделанной их руками, каких только изделий не делали.
Тема моего дипломного проекта: «Декоративная стилизация образа человека в технике «кожепластика».
Основной целью моего дипломного проекта стало ознакомление с элементами теории и освоение технологических приемов, направленных на создание изделий из кожи. Формирование творческой активности и эстетического отношения к труду.
Так же мною был поставлен ряд основных задач:
ознакомиться с возможностями работы с кожей;
вызвать интерес к данному виду декоративно-прикладного творчества;
учиться правильным приемам подготовки и обработки кожи;
ознакомление с инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с кожей;
развитие художественного вкуса и самостоятельности;
2
- коррекция личности путем пробуждения фантазии и чувства прекрасного.
Кроме того, поскольку родиной изделий из кожи принято считать Африку, мне непременно захотелось отразить в своей работе именно африканскую тематику, а конкретно, стилизованный образ женщины.
Африка – гигантский остров готовый уплыть в океанскую синь. Почти со всех сторон омывают её моря и океаны. Она – родина многих народов больших и малых населяющих бескрайние её просторы. Они любят свою землю считая её необыкновенной…
Именно здесь впервые люди и начали обрабатывать кожу.
Из истории
Этот удивительный материал – кожу – создала сама природа. Когда-то собственная кожа была единственной «одеждой» человека. Археологические раскопки показали, что ещё в каменном веке древние мастера умели добротно выделывать кожу, и шла она даже на строительство жилищ. Их остатки обнаружены в частности на Украине в Сибири, да и на других континентах. Уже на древнеегипетских фресках можно рассмотреть основные этапы работы древних кожевников. Есть на них и дубление и отделка кожи [14, с. 28].
Изделия из неё надежно защищают от холода влаги и в то же время отлично «дышат». Кожаная пластика – один из самых популярных видов декоративно-прикладного творчества.
Обработка кожи, пожалуй, одно из древнейших ремёсел на земле. Из кожи изготавливали практически всё. Люди научились обрабатывать кожу много тысячелетий назад. Это ремесло помогало не только изготовить орудия труда, предметы быта, но и украсить жилище.
Кожевничество – старейший славянский промысел, процветающий здесь
уже в VI – VII веках. При археологических раскопках в Москве и Новгороде
3
были найдены остатки хорошо оборудованных кожевных мастерских относящихся к XI – XII векам. И уже в XVIII веке русские кожевники были в числе лучших мастеров Европы. Впоследствии был открыт первый завод по отделке сафьяна, что на целое столетие раньше всей Европы.
И всё же в русской глубинке всяк крестьянин был сам себе кожевник. Кожаные вещи в семьях берегли, зная какой немалый труд в них вложен. Человечество по достоинству оценило их прочность, практичность, элегантность, пластичность, и, благодаря этим качествам уже не одно поколение не выходит кожа из моды [14, с.28]!
Сегодня художественные изделия из кожи – дело новое, необычное.
В наше время изделия из натуральной кожи пользуются большим спросом, несмотря на высокую цену. А ещё кожа – очень доступный и податливый материал, работу с которым может освоить каждый.
Освоив простые технические приемы работы с разными видами кожи, и пользуясь несложными инструментами, каждый желающий может изготовить изящные и модные предметы бижутерии, композиции из цветов, настенные панно, сувениры.
Их ассортимент можно разнообразить, создавая собственные эскизы, давая свободу собственной фантазии. Все эти изделия могут быть замечательным подарком и украшением в домашнем интерьере [6, c. 56].
При творческой работе с кожей формируется художественная и духовная культура, развивается творческая активность. Художественная деятельность находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.
При знакомстве с декоративно-прикладным искусством, народными традициями осуществляется творческое развитие учащихся.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или в коммерческих целях [17, с.13].
4
Кожа – как универсальный материал
Человек научился изготовлять одежду из шерсти, льна, а так же шёлка, хлопка, тапы, лыка, соломы, вискозы, полимеров…
Что это как не кожзаменители? Хотя название это принято относить к так называемой искусственной коже, но каждый из этих материалов обладает лишь отдельными свойствами кожи и, ни один не может заменить её полностью.
Кожаное сырье – материал дефицитный, дорогой, поэтому относиться к нему надо особенно бережно. Между тем, в стране ежегодно раскупается до 150 миллионов изделий из натуральной кожи. Какова дальнейшая их судьба?
Но если хорошо подумать вторая жизнь этих вещей может оказаться достаточно интересной и разнообразной. Ведь кожа сейчас – один из самых модных и востребованных материалов.
Кожа – прекрасный материал для поделок она пластична, послушна и достаточно прочна. Увлекательная работа с кожей по силам не только взрослым, но и детям.
Словом, даря коже вторую жизнь, мы сами испытываем одно из самых прекрасных чувств – радость созидания творчества.
Культура труда
Изготовление изделий из кожи является одним из древнейших занятий человека. В разные времена из кожи делали одежду и обувь воинские доспехи конскую упряжь оружие маски для представлений посуду и многое другое. Чтобы научиться работать с кожей, рукодельнице нужно знать свойства и особенности этого материала.
Шкура на различных частях тела животного выполняет не одинаковые задачи, поэтому кожи, выделанные из разных частей шкуры, существенно отличаются по качеству.
5
Работа с кожей очень трудоёмка. Она требует особой аккуратности и тщательности. Стол должен быть хорошо освещен.
Инструменты приспособления и материалы нужно разложить в строгом порядке, заранее проверив заточку и исправность ножей.
Необходимо заранее подготовить коробку для мусора, надеть фартук.
При работе с кожей необходимо беречь инструменты и помнить правила техники безопасности.

Правила техники безопасности
Ножи обязательно должны находиться в специальных чехлах. Ножом можно работать только в направлении от себя. При шерфовании кожи нож направляют от середины к краю детали. При ручном шитье не обойтись без металлического напёрстка.
Чтобы инструменты и пробойники не тупились и не повреждались при хранении, их следует держать защищёнными в чехлах. Все режущие инструменты должны быть хорошо заточены.
6
Перед выполнением проекта я проделала исследовательскую работу по изучению видов, приемов и различных техник работы с кожей.
Виды кож:
Существует множество квалификаций кож различающихся по виду и возрасту животных, от которых они получены, а также по способам обработки и окраски. Вот некоторые примеры.
Сафьян – кожа из козьих шкур растительного дубления слабопрожированная и ярко окрашенная.
Велюр – изготавливается из шкур с дефектами лицевой поверхности. Кожа хромового дубления, отделанная со стороны бахромы под бархат при шлифовании.
Замша – кожа из шкур лося северного оленя дикой козы и т. п. жирового дубления. Ворс густой, но не пушистый и без блеска кожа мягкая плохо впитывает воду.
Шагрень – мягкая кожа растительного дубления из шкур коз и овец имеющая красивый мелкий рельефный рисунок.
Лайка – кожа из шкур овец, коз, собак; дубление алюминиевыми квасцами с применением соли муки и желтка.
Спилок – получается при двоении толстой кожи, часто имитирует более дорогие сорта кож при нанесении на него искусственного рисунка.
7
Технологические приёмы обработки кожи.
Подготовка кожи к работе.
Если кожа новая её нужно всего-навсего почистить щёткой, смыть штампы.
Старую кожу увлажнить сложить и поместить на некоторое время в полиэтилен. Сухую кожу обрабатывают глицерином.
Хранить подготовленную кожу лучше скрученной в рулоны.
Шерфование
Применяется достаточно хорошо для утончения кожи. Выкроенную деталь шерфуют по периметру, на ширину оплётки. При работе с кожей необходимо шерфовать не только край, но и места сгибов и декора.
При необходимости утончения всего куска кожи то сначала шерфуют края и только затем середину. Причём в этом случае кожу обрабатывают до толщины бумажного листа.
Для упрощения самого процесса шерфования толстая кожа нуждается в предварительном увлажнении. Причём кожа должна быть влажной, но не мокрой. Нож при шерфовании должен быть хорошо заточен.
Вощение
Для придания блеска и предохранения кожи от износа и загрязнения готовое изделие следует покрыть воском – навощить.
Перед нанесением на кожу воск растворить в бензине и наносить губкой.
Можно смочить губку в бензине, потереть о воск, а затем нанести на кожу. После высыхания изделие полировать фланелью.
Приёмы художественной обработки кожи
Существует множество приёмов и технологий обработки кожи.
В зависимости от изделия и в соответствии с замыслом эти приёмы используются как в отдельности, так и в сочетаниях.
8
То, что сегодня называется художественной обработкой кожи, появилось вместе с цивилизацией. Разные народы использовали кожу и украшали предметы из неё по-разному. В Европе вместе с книгопечатанием появилось тиснение: дамские сумки и пояса украшали аппликация и вышивка. На севере кожу отделывали мехом, а на Востоке научились покрывать золотом.
Кожаные одежда и обувь мебель и обои переплёты книг и ножны для оружия неговоря уже о декоративных украшениях сопровождали человечество на протяжении всей его истории.
Тиснение – выдавливание декора на поверхности кожи, своеобразная штамповка.
Перфорация – один из древнейших приёмов, где при помощи пробойников различной формы в коже высекают отверстия округлой формы, расположенные в виде орнамента.
Пирография – выжигание декора на поверхности кожи.
Гравировка – резьба, применяющаяся при работе с тяжёлыми плотными кожами (шара, черпак, юфть).
Аппликация – в кожевном деле – наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие.
9
Интарсия – по сути то же что инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык в стык».
Драпировка, или жмурка, - один из самых эффектных способов обработки кожи.
Прием этот заключается, в предварительно смазке клеем мягкой пластичной кожи, и формировке складок.
Обтяжка – в буквальном смысле обтяжка кожей изделия
Этапы работы:
Проделанную мною работу над практической частью дипломного проекта можно условно подразделить на этапы:
Подбор и изучение литературы по изготовлению изделий выполненных в технике «кожепластика».
При изучении техники пользовалась в основном методическими пособиями разработанные преподавателями ХГО, а также выдержками из некоторых сайтов в интернете и прочей литературой интересующего меня содержания.
Составление эскизов и зарисовок сюжета для декоративного панно. Выбор наиболее удачного из них.
Выбор тематики. Первоначально меня заинтересовал мордовский костюм – яркий, видный, привлекающий внимание. Затем была идея отразить тематику народов дальнего севера и т. д. …
10
Впоследствии я остановилась на африканской тематике, т. к. считаю африканскую самобытную культуру крайне интересной и увлекательной. 
Работа над заключительным вариантом. Цветовой расклад на итоговом варианте.
Первоначально работа планировалась в тёплом колорите, но затем, посоветовавшись с руководителем, я решила выполнить панно в контрастной золотисто – чёрной гамме.
5. Заготовка материалов и инструментов.
С заготовкой и подбором материалов и инструментов особых сложностей не возникло - почти все необходимое имелось ранее.
В этом и заключается, на мой взгляд, один из основных плюсов данной работы – возможность вторичного использования материалов - в частности кожи.
Непосредственно выполнение декоративного панно в соответствии с утверждённым эскизом. Использование различных техник декорирования кожи.
11
Окраска рамы и основы изделия;
Для фона и декорирования рамы я выбрала цвет контрастный чёрному – «светлое золото».
Прописка дальнего плана маслом
Затем прописала дальний план, имитируя барханы пустыни.
Работа над фигурой.
- придание фигуре объемности с помощью пластилина;
- создание формы с помощью плавленого воска;
полученную объемную форму смазала кремом (максимальной жирности) и залила плавленым воском. Затем отделила получившуюся парафиновую форму от пластилина.
- заливка алебастра в готовую форму;
Разведя сухой алебастр до нужной консистенции, залила его в парафиновую форму. Необходимо дождаться полного его высыхания.
- обтягивание элементов кожей
Декоративная деталировка, оформление.
Заключение
И сегодня мы изготавливаем различные изделия, пытаясь открыть новые грани творчества, наполнить искусство техники «кожепластика» новыми традициями сегодняшней культуры.
Современное панно настолько многогранно, что в нем могут сочетаться различные стили и направления.
Декоративные изделия доказали своё право на жизнь и продолжает украшать различные экспозиции и наши жилища своей неуловимой прелестью и восхищать нас нежным очарованием.
Техника «кожепластика» не только многогранна, но и доступна: приобрести изделие всегда возможно не только на выставках - продажах, а даже через Интернет.
Пластика (лат. plastica - лепка) – в искусстве способ формообразования.
Кожепластика, пожалуй, наиболее оригинальный способ формообразования.
12
Кожа - особый материал, выразительный, декоративный и «покладистый», он легко поддаётся формированию, но одновременно диктует приёмы работы и сам стиль.
Кожная пластика многообразна: детские поделки, дизайнерские решения,
декоративно-прикладное искусство, самостоятельная творческая работа…
Прогресс не стоит на месте, поэтому все большее количество наших современников приобщается к таинственному волшебному миру прекрастного.
Магия искусства от настоящих творцов, которые создают произведения, раскрашивая мир образностью своего индивидуального видения, продолжает радовать нас неисчерпаемостью новых жанров декораторского творчества художественного владения различными техниками.
Этот удивительный материал – кожу – создала сама природа. Изделия из неё надежно защищают от холода влаги и в то же время отлично «дышат». Кожаная пластика – один из самых популярных в настоящее время видов декоративно-прикладного творчества.
13
Список используемой литературы:
1. Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из кожи. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999.
2. Скребцова Т.О. Объемные картины из кожи. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2006, c. 20
3. Софьина Т.Ф. Технология. Кожа: вторая жизнь вещей (конспекты занятий, материалы к урокам в 9-10 классах). – Волгоград: «Учитель», 2004.
4. Шахова Н.В. Сувениры из кожи: брелки, колье, панно, аксессуары. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.
5. Филиппова С.Н. Изделия из кожи. М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Про», 2003.
6. Лихачев Б.Т. О проблемах эстетического воспитания. - М. «Прометей» 1992. – 56с.
7. photographer.ru: Современная творческая фотография. – М., 1999. – Режим доступа: photographer.ru/cult/theory/64.htm - 38k
8. planetadisser.com: Планета диссертаций. - М., 2004. - Режим доступа: planetadisser.com/see/dis_240911.html - 59k
9. grenada.al.ru: Библиотека ансамбля. – М., 2004. - Режим доступа: grenada.al.ru /kebra.htm - 27k
10. www.artgorod.ru: АРТ-город. – М., 2002. - Режим доступа: www.artgorod.ru / - 52k
11. www.litvinovgallery.ru: The virtual art gallery. – Washington, 1999. - Режим доступа: www.litvinovgallery.ru /peyzazhi.htm - 15k
12. draw.demiart.ru: Уроки рисования. – М., 2007 - Режим доступа: draw.demiart.ru /category/21peyzazh/ - 32k
13. akvis.com: программы для работы с графическими редакторами. – М., 2005. - Режим доступа: akvis.com /ru/artwork-tutorial/examples/urban-landscape.php - 30k
14
14. Голиков А.Н., Базулина Л.В. Сувениры из кожи. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999 с. 28
15. Анатольева Т.В. Картины из кожи. – Ростов Н./Д.: «Феникс», 2004.
16. Софьина Т.Ф. Технология. Кожа: Пособие для начинающих. – Волгоград: «Учитель», 2007.
17. Наркаева Н.В. Панно из кожи. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005.
18. Филиппова С.Н. Декорирование. М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Про», 2006.
19. Долгинин А..Д. 100 поделок. - М. «Прометей» 1995.
20. photographer.ru: Современное творчество. – М., 2000. – Режим доступа: photographer.ru/cult/theory/64.htm - 38k
21. planetadisser.com: Собрание идей. - М., 2005. - Режим доступа: planetadisser.com/see/dis_240911.html - 59k