СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стимулирование мотивации к самообразованию учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит материал о работе методического объединения учителей начальных классов в условиях  ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Стимулирование мотивации к самообразованию учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС»

Стимулирование мотивации к самообразованию учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС


В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни”

Концепция ФГОС общего образования”


«Учитель живёт до тех пор, пока он учится.

Как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель». (К.Д. Ушинский)

«Учитель – это тончайший инструмент, вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его представление о деятельности, помогать ему раскрыть все достоинства и красоту звучания этого инструмента». («Правила работы с учителем» Учительская газета)

Качество современного школьного образования во многом зависит от профессионализма учителя, его педагогической культуры. Образовательный процесс – есть система взаимодействия педагога с детьми, выстроенная в адекватных организационных формах, направленных на выявление и развитие потенциала каждого участника (самообразование). Образовательный результат – это, прежде всего, результат ребёнка: итог его работы в образовательном процессе, следствие собственных усилий и собственной деятельности в образовании себя, итоги его освоения предложенного содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста. Миссия педагога в умении и готовности вместе с ребёнком пройти путь познания. . Целью работы МО учителей начальных классов является «Повышение уровня научно-теоретической, методической и психолого-педагогической подготовки учителей». В связи с поставленной целью решаются следующие задачи: 1. Создание условий развития и воспитания творческого мышления, творческой индивидуальности. 2. Обновление содержания образования. Стимулирование поисковых разработок, обмен опытом творчески работающих учителей. 3. Внедрение в практику методов творческого применения и способов деятельности.

Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, их компетенции и эрудиции – это четкая на подлинно научной основе организация методической работы в школе. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи всем членам педагогического коллектива. Не подлежит сомнению, что без постоянного обновления своих знаний и умений поспевать за динамикой общественного и научно-технического прогресса, работа преподавателя в современных условиях просто невозможна, сильно затруднена.

Методические объединения, методический совет, методический день, методическая тема, … словосочетания хорошо знакомые большинству учителей, работающих в школе. Все это составляющие методической работы, но ее структура и содержание для каждого образовательного учреждения имеют свои особенности.

Рассмотрим кратко структуру и содержание методической работы на примере МБОУ СОШ №10. Возможно, предложенный вариант станет: для думающих – перспективой для размышлений; для ищущих – ступенькой для развития; для сомневающихся – возможностью делать по образцу; для критикующих – зерном для опровержения; для учителей – сравнением с работой в своей школе; для руководителей и их заместителей – материалом для круглого стола.

В нашей школе задача методической работы – это создание такой образовательной среды, где был бы максимально реализован потенциал и учащегося и педагогического коллектива. Соответственно методическая работа построена в системе со всем образовательным процессом, и учитель постоянно находится в творческом поиске и в необходимости повышения своего профессионального мастерства.

Почему? Потому что педагоги школы поставлены в ситуацию деятельности, где приходится постоянно повышать свою профессиональную компетентность.

Каковы основные формы методической работы в нашей школе?

Формы методической работы
  • Заседания МС

  • Заседания МО

  • “Дни методического мастерства”

  • Тематические педсоветы

  • Работа учителей над методическими темами самообразования

  • Работа с электронными папками

  • Работа с карточками учета педагогических достижений и повышения квалификации

  • Аттестация педагогических кадров…

Мы говорим, что методическая работа – система, направленная на формирование развивающей профессиональной среды учителя (рисунок №1). Рассмотрим схему, представляющую развивающую профессиональную среду учителя, состоящую из частей:

  • Сотрудничество

  • Обучение

  • Поле достижений

  • Профессиональная деятельность

  • Роли учителя

Один из этапов маршрута профессиональной развивающей среды учителя -“Сотрудничество”. Его составляющие: Методический Совет, Методические объединения, творческие группы, педагогические сообщества, … Являясь членом любого из этих объединений, учитель непосредственно сотрудничает со своими коллегами. Как работает МО? Какова его роль в “сотрудничестве”?

Основополагающей частью работы МО является:

– планирование работы
– тематика заседаний МО
– работа над методической темой.

Как проходит планирование работы МО?

На последнем заседании методического объединения в конце учебного года проходит полный анализ работы МО за год, чтобы составить отчет необходимо задействовать всех членов МО. Именно с этим отчетом и перспективами работы на будущий год выступает руководитель МО.

На итоговом заседании МО в конце года ставятся задачи на новый учебный год и составляется план работы по результатам анализа, выявленных проблем. План работы выстраивается по единой схеме и состоит из нескольких разделов:

Раздел 1. Организационно-педагогическая  работа.

Раздел 2. Работа с молодыми и малоопытными учителями

Раздел 3. Работа по повышению квалификации и профессионального мастерства педагогов

Раздел 4. Основные направления инновационной работы

Раздел 5. Работа с одаренными детьми

Раздел 6. Работа со слабомотивированными  детьми

Раздел 6. Преемственность в обучении между начальным и средним звеном

Задействованы в планировании все учителя, что является примером сотрудничества.

Эти планы собираются и обсуждаются в июне на Методическом совете, где формируется единая система административного контроля. Особенностью такой системы является то, что должна быть отражена каждая параллель и каждый предмет, соответственно и каждый учитель. Аналогично формируется система внеклассной работы по предмету. Все планы составляются по одинаковой сетке, единообразие форм планирования контроля знаний позволяет скоординировать всю работу школы по данному направлению.

Контроль за процессом формирования программных знаний, умений, навыков учащихся, как правило, осуществляется в форме административных контрольных работ и в форме проверки техники чтения, посещения уроков. По их результатам составляется справка, где фиксируется снижение (повышения) уровня, анализируется допущенные детьми ошибки.

По итогам каждой четверти, с целью совершенствования УВП и выявления резервов для повышения качества образования собираются и анализируются информационно-статистические материалы по успеваемости, качеству знаний, уровню воспитанности школьников. Учителя выступают на МО с самоанализом своей работы по повышению качества знаний.

Принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и введение их с 1 сентября 2011 года в учебный процесс образовательного учреждения во многом определил направления деятельности нашего методического объединения учителей начальных классов. Использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения детей требовали определенного уровня компетентности учителя, позволяющей создать образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение планируемых образовательных результатов у ребенка. Переход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному методу потребовали изменения мировоззрения учителя начальных классов, всей привычной системы взаимодействия между ним и обучающимся. Поэтому появилась необходимость организации методической работы в начальном общем образовании, которая и должна была способствовать успешному введению Стандартов начального общего образования.

Основная научно-методическая тема, над которой работал наш коллектив учителей начальных классов

Тема  работы  МО:

«Повышение качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС через внедрение современных  образовательных технологий.

Цель:

совершенствовать педагогическое мастерство  в сфере формирования универсальных учебных действий   через внедрение современных  образовательных технологий.

Задачи:

1.Создать  условия эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса по введению ФГОС начального общего образования.

2.Совершенствовать  педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС  через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.

3.Корректировать   рабочие  программы, отбирать  методы, приемы, средства, технологии, соответствующие новым ФГОС.

4.Внедрять  в практику  работы всех учителей  современные образовательные технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся, УУД.

6.Применять  информационные технологии для развития познавательной активности  и творческих способностей обучающихся.

В течение учебного года проводим по 4 тематических заседаний методического объединения, например:«Обновление содержания образования посредством введения ФГОС", «Современные образовательные технологии, как одно из условий повышения качества образования», «Формирование коммуникативных УУД. Работа в малых группах.»

Тематика каждого заседания связана с вопросами ФГОС: «Организация образовательного процесса в начальной школе», «Возможности реализации ФГОС средствами математики», «Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка», «Новые образовательные технологии в контексте стандарта второго поколения», «Формирование читательской компетентности: проектные задачи по литературному чтению», «Нетрадиционные формы урока как способ активации познавательной деятельности учащихся в рамках ФГОС НОО», «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса» и др. Учителя принимают активное участие в теоретической и практической части каждого заседания.

Большая работа проходит между заседаниями: ознакомление с нормативно-правовыми документами по введению ФГОС, разработка и обсуждение образовательной программы, рабочих программ учебных предметов и программ внеурочной деятельности, изучение основных критериев оценки качества современного УМК для младших школьников и т.п.; проводятся контрольные работы, срезы по предметам, муниципальная диагностика по предметам; взаимопосещения уроков, взаимопроверка тетрадей; проходит обсуждение результатов диагностических работ; подготовка к конкурсам, олимпиадам.

Особенности подготовки и проведения “Дня методического мастерства”

– на стенде в учительской за две недели до методического дня вывешивается специальный информационный лист
– на листе “Дня методического мастерства” сообщается: какие учителя и в каких классах будут давать уроки, тема урока, особенности или форма проведения урока, также на этот лист (в специальную графу) записываются все желающие посетить данный урок
– 5-7 учителей дают открытые уроки на любом, по их желанию классе, весь педагогический коллектив распределяется на посещение этих уроков
– задача МО– помочь учителю в подготовке урока
– во время урока присутствующие учителя заполняют специальные листы с разными вариантами анализа урока, тем самым, повышая свою методическую грамотность.
– после проведения открытых уроков учителя сдают завучу конспект и самоанализ открытого урока 
– в конце учебного дня – “круглый стол” обсуждение открытых уроков.

В течение учебного года проводится работа по решению проблемы преемственности между детским садом и школой, начальной школой и основной школой.

Организация работы по темам самообразования являет собой систему непрерывного образования педагогов и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения предмету и повышения результативности.

В прошедшем учебном году учителя работали по следующим темам:

I.

Темы  самообразования педагогов

Уровень представления

Сроки

1.

Мурашова Т.В.

"Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Школьный

МО начальных классов

В течение года

2.

Брушницкая Ю.Б.

"Формирование коммуникативных УУД в рамках реализации ФГОС"

Школьный

МО начальных классов

В течение года

3.

Галуцкая Т.М.

"Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как средство реализации ФГОС"

Школьный

Городской

МО начальных классов

В течение года

4.

Коваленко Л.Н.

"Формирование общеучебных умений у младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Школьный

МО начальных классов

В течение года

5.

Кузнецова М.В.

«Формирование осознанного чтения у обучающихся младших классов с речевыми нарушениями»

Школьный

МО начальных классов

В течение года

6.

Саулич В.В.

"Развитие орфографической зоркости как средство развития грамотной личности"

Школьный

МО начальных классов

В течение года

7.

Абросимова О.Г.

"Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий"

Школьный

МО начальных классов

В течение года

8.

Разумова И.А,

«Формирование положительной мотивации учения младших школьников»

 

Школьный

МО начальных классов

В течение года

 

9.

Кузнецова Л.В.

«Использование современных образовательных технологий (в том числе ИКТ) в учебно - воспитательном процессе в условиях перехода на ФГОС"

Школьный

МО начальных классов

 

В течение года

 

10.

Бондарева Н.Г.

"Развитие познавательных способностей на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО"

Школьный

МО начальных классов

В течение года

11.

Пестова Т.В.

«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Школьный

МО начальных классов

 

В течение года



Работая по темам самообразования, учителя совершенствовали свой профессиональный уровень, изучали литературу, апробировали различные приемы в обучении учащихся, выступали на методических объединениях, проводили мастер-классы, разрабатывали дидактический материал, уроки, занятия, отслеживали динамику развития учащихся, анализировали свою деятельность.


Освоение современных технологий

В начальном звене учителя стремятся к реализации комплекса мер по информатизации образовательного процесса. В течение года проводили уроки с использованием мультимедиа, готовились к урокам и мероприятиям, используя возможности компьютера.

В своей работе учителя используют элементы технологий проблемного, дифференцированного, здоровьесберегающего обучения, игровую технологию, проектно-исследовательскую технологию, наибольшее внимание уделяется технологии развивающего обучения.

Работа с родителями обучающихся

При переходе на ФГОС НОО большая работа проводится и с родителями обучающихся. Были организованы консультации по вопросам: «Родителям о ФГОС», «Портфолио – как оценка достижений планируемых результатов в начальной школе», «Преподавание в начальной школе предмета «Основы православной культуры». Проводилось родительское собрание по теме «Использование нового учебно-лабораторного оборудования на уроках».

Таким образом, можно сказать, что правильно спланированная, организованная работа ШМО способствует совершенствованию и профессиональному росту педагогов в условиях реализации ФГОС.

Мной отмечены только некоторые особенности методической работы школы, направленные на повышение профессиональной компетентности учителя. Рассмотрена возможная схема “профессиональной развивающей среды учителя”, используя которую учитель может разработать свой образовательный маршрут и стать не просто учителем “Нашей новой школы”, а “Человеком XXI века”.