Слайд 10 4). Беседа по вопросам: – Вереск – растение пиктов. Какими вы себе представляете пиктов? (Это – маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые). – Мы говорим о мире, труде. (Слова «мир», «труд» прикрепляются к доске.) – Чем был вереск для пиктов? (Вереск для пиктов – это жизнь). – Как защищали пикты свои земли? Докажите текстом. На вересковом поле На поле боевом Лежал живой на мертвом И мертвый на живом. - Как сражались пикты? (Автор не описывает. Но мы понимаем, что это война не на жизнь, а насмерть. Прекрасное вересковое поле стало страшным). – Мы говорим о войне и смерти. (Слова «война», «смерть» прикрепляются к доске.) - Как к пиктам относится автор? (Он им сочувствует: малютки-медовары, бедные пикты) – А король? Найдите эпитет, характеризующий его (король шотландский, безжалостный к врагам). – Докажите, что король безжалостный. (По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили). – Найдите глаголы в первых шести строфах баллады. В какой форме использовал их автор? Почему? (Был, пили, пришел, погнал, лежал, настало, нашли – форма прошедшего времени. Этим подчеркивается, что события баллады были давно). – С точки зрения композиции как можно назвать эту часть баллады? (Это зачин). – Прочитайте 7 строфу. Что изменилось? Почему? (Король едет, чайки реют – глаголы в настоящем времени. Благодаря этому мы становимся как бы свидетелями происходящего). – Как чувствует себя король? Зачем ему вересковый мёд? (Он недоволен, глядит угрюмо. Завоеваны земли пиктов, а напитка король так и не отведал. Значит, победа еще неполная). – Так король – главный герой? (Нет, главные герои – последние оставшиеся в живых пикты). – Какие «последние пикты»? (Старик – карлик и мальчик пятнадцати лет. Мудрый и совсем юный. Учитель и ученик). – Чем грозит король? Как ответили пикты? Гневно король промолвил: – Пытка обоих ждет, Если не скажете, черти, Как вы готовите мед! Пикты ответили молчанием. – Как они молчат? О чем они думают в этот момент? (Молчат с достоинством. Наверное, герои думают о жизни, о смерти, о том, как сохранить тайну, переживают друг за друга). – Мы говорим о достоинстве. (Слово «достоинство» прикрепляется к доске.) - Где происходит допрос? Назовите детали. (Крутой берег моря, валы, звенящий вереск). – Как вы думаете, это важно? (Конечно, важно. У старика и мальчика нет выхода. С одной стороны – море, с другой – враги. Жалко героев, страшно за них). – Молчание – золото. Но… Прочитайте слова старика. Слово – тоже поступок. Оцените поступок старика. (Это предательство). – Мы говорим о предательстве. (Слово «предательство» прикрепляется к доске.) - Попробуйте описать чувства мальчика. Докажите текстом. (Появляется образ эха. Оно донесло до старика последние крики). – Как вы думаете, что будет потом? (Пытка, костер). – Может быть, старик выдаст тайну? Докажите текстом. (Нет, не выдаст, ведь… Из вереска напиток Забыт давным-давно…) – Назовите черты баллады в «Вересковом мёде» Р.Л.Стивенсона (Напряженный сюжет, диалог, авторское отношение, пейзажный зачин, неожиданный финал). – Так, где же тайна? (Тайна – рецепт приготовления верескового меда). – Но ведь это всего лишь напиток? Почему пикты не выдали секрет? (Вересковый мед – это традиция пиктов. Передать рецепт – это значит предать свой народ, Родину). – Для кого это – заветная тайна, а для кого – святая? Почему? – Какой старик? (Гордый, стойкий, настоящий герой). – Презрение к смерти рождает героев. Почему у героя нет имени? (Так поступил бы каждый из пиктов). – Старик во имя высокой цели приносит в жертву собственного сына и самого себя. Как называется такой поступок? (Самопожертвованием). – Мы говорим о самопожертвовании. (Слово «самопожертвование» прикрепляется к доске.) – К какому типу баллад вы отнесёте «Вересковый мёд» Стивенсона? (Это героическая баллада). – Как вы думаете, почему баллада называется «Вересковый мёд», а не, например, «Старик и сын»? (Вересковый мед – это святая тайна, которую пикты никому не выдали. Они погибли непокоренными, непобежденными). |