СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стивенсон. Баллада Вересковый мед

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стивенсон. Баллада Вересковый мед»

Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА.

Урок 87. Тема: Р.Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мед».

Класс: 5

Тип урока: урок комбинированный.

Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Р.Л. Стивенсона, с исторической основой баллады «Вересковый мед», закрепить знания о художественных особенностях жанра баллады.

Задачи: Образовательная: продолжить знакомство с творчеством зарубежных писателей и поэтов, познакомить с основными фактами биографии Р.Л.Стивенсона, с исторической основой баллады «Вересковый мед», закрепить знания о литературной балладе; рассмотреть жанровые особенности баллады Стивенсона «Вересковый мёд».

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения поэтического произведения, расширять словарный запас учащихся, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе.

Воспитательная: воспитывать интерес к зарубежной поэзии, к жанру баллады, воспитывать чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

Предметные: учить внимательно слушать учителя и конспектировать главное в рабочей тетради, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, формировать умение слушать и выразительно читать поэзию, навыки анализа поэтического произведения.

Метапредметные: Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые операции, действовать по плану, осознавать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: Уметь определять основную мысль стихотворения, понимать настроение поэта, находить выразительные средства, правильно ставить логические ударения, соблюдать паузы, читать выразительно, вспомнить литературный термин баллада.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.

Заранее заготовить ключевые слова, которые прикрепляются к доске:

жизнь, родина, мир, труд, война, смерть, достоинство, предательство, самопожертвование, подвиг, патриотизм.


Этапы урока


Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

Приветствует учащихся. Организует проверку готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Осуществляют самооценку готовности к уроку.

2. Целеполагание.

Слайд 1 Даже по делу спеша,
Не забудь: этот короткий путь –
Тоже частица жизни твоей.
Жить и в пути умей, - написал С.Я. Маршак.

– Ребята, как вы понимаете эти его слова? (Каждая минута жизни дорога, потому что неповторима). (Слово «жизнь» прикрепляется к магнитной доске.)

Слайд 2 Сегодня на уроке мы должны пройти свой путь, путь постижения мира баллады Р. Стивенсона «Вересковый мед».

- О чем и о ком пойдет речь на уроке? (Мы будем говорить о жизни, об английской литературе и шотландской истории в произведении Р.Л. Стивенсона, и, конечно, немного об авторе).

Слайд 3 Запишите тему урока: Р.Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мед».

Цели: определите цели и задачи на данный урок.

Готовит их к восприятию материала урока, записывает тему урока на доске, помогает учащимся выполнить целеполагание.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.










Записывают тему урока в тетради, ставят перед собой цели на урок.

3. Актуализация знаний.

Слайд 4 – Но вначале давайте вспомним, что такое баллада. (Баллада – это лироэпический жанр, стихотворное произведение, в основе которого лежит историческое событие или предание с острым, напряженным сюжетом – с.292).

– Какие бывают баллады? (Баллады бывают народные и литературные).

Слайд 5 - Назовите приметы литературной баллады. (Сюжет, диалог, тайна, зачин и концовка, чувства автора, чувства героев).

– Уточните: какой сюжет, какая композиция, какой финал. (Напряжённый сюжет, неожиданный финал).

- Какие примеры баллад вы могли бы назвать? (В.А. Жуковский «Кубок»).

- Вспомните, о чем эта баллада? (См. приложение – краткое содержание баллады)



3. Знакомство с биографией и творчеством

Р.Л. Стивенсона.

Слайд 6 Слово учителя. Посмотрите, перед вами портрет известного английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона, который происходил из семьи шотландских инженеров, строителей маяков, а стал прославленным писателем и поэтом. А в своих произведениях не раз обращался к истории горячо им любимой родины, Шотландии и в романах, и в стихах, и в балладах.

- А какой же это род литературы и жанр? Произведение лирическое или эпическое?

1).Инсценировка с учащимися (слова даются заранее – см. приложение Инсценировка). Со слов: Ну, зачем мне знать, какое произведение я читаю – лирическое или эпическое? До слов: Читают все, а вычитывают каждый своё…

Учитель. Вычитать что-то важное нам помогут географ, историк, биолог.

Слайды 7-9

2). Инсценировка «Беседа с географом, историком и биологом»

3).В процессе инсценировки учащиеся смотрят мультфильм, снятый по балладе «Вересковый мед».

Организует инсценировки с учащимися, просмотр мультфильма.

Участвуют в инсценировке, смотрят мультфильм.

4.Физкультминутка


Организует проведение физкультминутки.

Выполняют физкультминутку.

5. Аналитическая беседа по балладе.

Слайд 10 4). Беседа по вопросам:

– Вереск – растение пиктов. Какими вы себе представляете пиктов?

(Это – маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые).

– Мы говорим о мире, труде. (Слова «мир», «труд» прикрепляются к доске.)

– Чем был вереск для пиктов? (Вереск для пиктов – это жизнь).

– Как защищали пикты свои земли? Докажите текстом.

На вересковом поле
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый на живом.

- Как сражались пикты? (Автор не описывает. Но мы понимаем, что это война не на жизнь, а насмерть. Прекрасное вересковое поле стало страшным).

– Мы говорим о войне и смерти. (Слова «война», «смерть» прикрепляются к доске.)

- Как к пиктам относится автор? (Он им сочувствует: малютки-медовары, бедные пикты)

– А король? Найдите эпитет, характеризующий его (король шотландский, безжалостный к врагам).

– Докажите, что король безжалостный. (По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили).

– Найдите глаголы в первых шести строфах баллады. В какой форме использовал их автор? Почему? (Был, пили, пришел, погнал, лежал, настало, нашли – форма прошедшего времени. Этим подчеркивается, что события баллады были давно).

– С точки зрения композиции как можно назвать эту часть баллады? (Это зачин).

– Прочитайте 7 строфу. Что изменилось? Почему? (Король едет, чайки реют – глаголы в настоящем времени. Благодаря этому мы становимся как бы свидетелями происходящего).

– Как чувствует себя король? Зачем ему вересковый мёд? (Он недоволен, глядит угрюмо. Завоеваны земли пиктов, а напитка король так и не отведал. Значит, победа еще неполная).

– Так король – главный герой? (Нет, главные герои – последние оставшиеся в живых пикты).

– Какие «последние пикты»? (Старик – карлик и мальчик пятнадцати лет. Мудрый и совсем юный. Учитель и ученик).

– Чем грозит король? Как ответили пикты?

Гневно король промолвил:
– Пытка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовите мед!

Пикты ответили молчанием.

– Как они молчат? О чем они думают в этот момент? (Молчат с достоинством. Наверное, герои думают о жизни, о смерти, о том, как сохранить тайну, переживают друг за друга).

– Мы говорим о достоинстве. (Слово «достоинство» прикрепляется к доске.)

- Где происходит допрос? Назовите детали. (Крутой берег моря, валы, звенящий вереск).

– Как вы думаете, это важно? (Конечно, важно. У старика и мальчика нет выхода. С одной стороны – море, с другой – враги. Жалко героев, страшно за них).

– Молчание – золото. Но… Прочитайте слова старика. Слово – тоже поступок. Оцените поступок старика. (Это предательство).

– Мы говорим о предательстве. (Слово «предательство» прикрепляется к доске.)

- Попробуйте описать чувства мальчика. Докажите текстом.

(Появляется образ эха. Оно донесло до старика последние крики).

– Как вы думаете, что будет потом? (Пытка, костер).

– Может быть, старик выдаст тайну? Докажите текстом. (Нет, не выдаст, ведь…

Из вереска напиток
Забыт давным-давно…)

– Назовите черты баллады в «Вересковом мёде» Р.Л.Стивенсона (Напряженный сюжет, диалог, авторское отношение, пейзажный зачин, неожиданный финал).

– Так, где же тайна? (Тайна – рецепт приготовления верескового меда).

– Но ведь это всего лишь напиток? Почему пикты не выдали секрет?

(Вересковый мед – это традиция пиктов. Передать рецепт – это значит предать свой народ, Родину).

– Для кого это – заветная тайна, а для кого – святая? Почему?

– Какой старик? (Гордый, стойкий, настоящий герой).

– Презрение к смерти рождает героев. Почему у героя нет имени? (Так поступил бы каждый из пиктов).

– Старик во имя высокой цели приносит в жертву собственного сына и самого себя. Как называется такой поступок? (Самопожертвованием).

– Мы говорим о самопожертвовании. (Слово «самопожертвование» прикрепляется к доске.)

– К какому типу баллад вы отнесёте «Вересковый мёд» Стивенсона?

(Это героическая баллада).

– Как вы думаете, почему баллада называется «Вересковый мёд», а не, например, «Старик и сын»? (Вересковый мед – это святая тайна, которую пикты никому не выдали. Они погибли непокоренными, непобежденными).

Организует беседу с учащимися по балладе, помогая почувствовать, понять и проанализировать ее содержание

Отвечают на вопросы учителя по балладе, понимают, размышляют и анализируют содержание баллады.

6. Заключительное слово учителя

Слайд 11 Баллада Р. Стивенсона «Вересковый мёд» была переведена на русский язык в 1942 году С. Маршаком. Его стихи о жизни прозвучали в начале нашего урока.

– Почему в 1942 году Маршак перевел именно эту балладу? Что, у него не было других дел? (1942 год – трудное время для России, когда победа над врагом зависела от каждого человека. «Вересковый мёд» Р.Л. Стивенсона призывает быть стойкими, любить Родину. Умереть за Отчизну – это подвиг).

– Мы говорим о подвиге. (Слово «подвиг» прикрепляется к доске.)

Конечно, С. Маршак верил, что даже маленький человек должен понять простые вещи: что такое добро, что такое зло. Тогда мы победим. Жанр героической баллады как нельзя лучше отвечал требованиям времени.

– Как называется чувство любви к Родине? (Чувство любви к Родине называется патриотизмом).

(Слово «патриотизм» прикрепляется к доске.)


Беседует с учащимися, помогая почувствовать, понять и проанализировать стихи Л.Филатова.

Отвечают на вопросы учителя, размышляют, пытаются понять и проанализировать стихи Л.Филатова.

7.Подведение итогов урока.

- О ком и о чем мы сегодня говорили на уроке?

- Все ли поставленные цели реализованы?

- Ребята, понравился ли вам урок?

- Кто-то сказал: надо прожить жизнь так, чтобы боги в восторге подарили вторую. Если бы жизнь мог начать сначала старик…

- Как бы он поступил?

Организует формулирование итогов по теме урока в виде беседы.

Формулируют ответы на вопросы в виде монологических высказываний.

8. Рефлексия

Продолжите фразу…

Слайд 12.

- Баллада «Вересковый мед» Р. Стивенсона является …

- Она заставила меня задуматься о …

- Вересковый мед стал символом …


Организует и выполняет контроль рефлексии.

Выполняют рефлексию.

9. Домашняя работа:

Слайд 13

- Перечитать отрывок из романа Д.Дефо «Робинзон Крузо» 6 глава на с. 200- 212, приготовиться к беседе по роману;

- приготовить сообщение об авторе произведения.

* По желанию: написать сочинение-миниатюру «Почему надо читать балладу Стивенсона «Вересковый мёд»?»

Организует инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.




Краткое содержание баллады В.А. Жуковского «Кубок».


Один владыка предложил своим рыцарям совершить подвиг – прыгнуть с горы за царским кубком. К кандидатам не ставились особые условия, свою отвагу мог испробовать как знатный воин, так и простой латник. Главное, чтобы брошенный царем кубок был найден с морской глубине. Тот, кто достанет сосуд, получит его в награду. Озвучив условия, царь бросил с горы в море кубок и стал ждать храбреца, готового совершить подвиг. Но ни рыцарь, ни латник не осмелились прыгнуть в пучину. Вдруг из толпы появился юный паж. Он молча начал раздеваться и готовиться к прыжку. Окружающие мужчины и женщины были удивлены решительностью юноши.

Молодой паж стал на край скалы и начал смотреть на страшную морскую пучину. Удары волн напоминали огонь, заливающийся водой, море клокотало и вздымалось ввысь. Юноша обратился за помощью к своему богу-покровителю и прыгнул со скалы. Весь народ в один голос вскрикнул. Море утихло и начало тихо шуметь, а зрители печально просили у него прощения. Один свидетель этой печальной сцены размышлял, что даже бросил бы царь свой золотой венец с обещанием наградить храбреца престолом, то и это не привлекло его к прыжку. Ведь еще никто живой не выходил из этой пучины. Даже корабли здесь терпели крушения, только щепки всплывали наверх.

В это время из глубины был слышен звук, похожий на рокот грозы, на волнах подымалась шипящая пена. Из бездны вырвался поток воды из оглушительным громом, среди которой кто-то заметил что-то белое. Зрители начали присматриваться и заметили руку и плечо юноши. Молодой паж активно сражался с волнами. Толпу всколыхнул крик радости, ведь юноша плыл только левой рукой, потому что в правой руке держал царский кубок. Он тяжело дышал и долго восстанавливал дыхание. Юноша был рад увидеть божий свет. Народ радовался, что молодой паж выжил и совершил мужественный подвиг, сумев выйти невредимым из смертельной пучины. Выйдя на берег, юноша под радостные приветствия народа преклонил колени перед царем и преподнес ему кубок.

Владыка приказал своей дочери наградить отважного пажа кубком вина. Юноша произнес хвалебные речи государю, ради которого ему было не страшно прыгать со скалы. Паж начал рассказывать, как летел вниз, а затем льющийся из трещины в камне поток затянул его в водоворот. Он опускался все глубже и в отчаянии обратился с мольбой к Богу. Юноша схватился за утес, а в коралле заметил кубок. На глубине он в темноте рассмотрел страшные картины, которые грозили ему смертью. К юноше начало направляться стоногое чудовище, но прилив вовремя выбросил пажа на берег. После рассказа царь пообещал храбрецу к кубку еще и перстень с алмазом, если тот еще раз повторит подвиг и еще поведает истории о морских чудовищах.

Царевна умоляла отца отказаться от такого предложения, но царь остался непреклонным и вновь бросил сосуд в море, пообещав в придачу еще и свою дочь отдать в жены. Юноша бросился в морскую пучину. Бездна на время утихла, а потом продолжила свой шум. Молодой паж на этот раз не смог выбраться из глубины.