Внеклассное мероприятие по литературе «Сто часов счастья»
Цели: формирование любви к поэзии, воспевающей и выражающей человеческие чувства, нравственную чистоту; интереса к творчеству Вероники Тушновой. Форма проведения: литературное кафе. Вероника Тушнова - удивительная поэтесса ХХ века. Вся ее жизнь связана с поэзией, она - в ее стихах, в ее книгах. Эта жизнь порывистая, трепетная, напряженная. Последняя ее книга под названием "Сто часов счастья" - это книга о любви, о трудном и ни с чем не сравнимом счастье. Учитель Открываю томик одинокий — Томик в переплете полинялом. Человек писал вот эти строки. Я не знаю, для кого писал он. Пусть он думал и любил иначе — И в столетиях мы не повстречались… Если я от этих строчек плачу, Значит, мне они предназначались. 1-й ведущий. Родилась Вероника Михайловна Тушнова в 1915 году в Казани. Отец ее — преподаватель микробиологии в Казанском ветеринарном институте. В Казани Вероника окончила среднюю школу, а затем, уже в Ленинграде, куда переехала семья, поступила в медицинский институт. Отец мечтал, что дочь пойдет по его стопам, будет продолжательницей его научных работ, но мечте не суждено было сбыться. Дочь не окончила институт, хотя проучилась в нем 3 года. 2-й ведущий. В Москве, куда семья переехала из Ленинграда, Вероника занялась живописью. Почти в это же время началось серьезное увлечение поэзией, хотя стихи писала с детства. Вот как она сама пишет об этом: "Меня часто спрашивают: "А когда вы начали писать стихи?" и мне всегда бывает трудно ответить на этот вопрос. Что понимать под словом "писать стихи"? Складывать фразы в правильно чередующиеся, зарифмованные строки? Если так, то я начала писать в самом раннем детстве, лет в 6 — 7:" ...Солнышко светит и греет, Птичек слышны голоса... 1-й ведущий. "Стихи у меня, — продолжала Вероника,— получались такие же гладкие и аккуратные, как многие из тех, которые я читала в детских книгах. И слова в них те же, и писать их было легко и просто". В 1941 году она подала заявление в Литературный институт имени А.М. Горького и была принята, но только учиться ей не пришлось. Началась война. В институт Вероника Тушнова пришла, но уже через полтора десятилетия, и не как студентка, а как известный поэт и руководитель творческого семинара. 2-й ведущий. В 1945 году издательство "Молодая гвардия" познакомила читателей с поэтическим сборником Вероники Тушновой, который называется "Первая книга". Вся дальнейшая жизнь Вероники Тушновой связана с поэзией, она — в ее стихах, в ее книгах. Эта жизнь порывистая, трепетная, напряженная. Жизнь такая, будто Тушнова хотела вместить в каждый прожитый ею год, по крайней мере, десятилетие. Она была уверена, что жизнь измеряют "когда годами, когда часами", а порою лет пять или десять минуте случается перевесить". Вот такие минуты дороги Тушновой, они — как вехи ее жизни, они — в памяти сердца. 1-й ведущий. Как и другие поэты, чья молодость была опалена огнем войны, Тушнова лирически взволнованно писала о трагических событиях, переживаемых страной, связывая свой рассказ с воспоминаниями о мирных днях, близких людях. 2-й ведущий. По-настоящему дарование Тушновой — поэтессы раскрылось в последний период ее творчества: сборнике "Память сердца" (1958 год), "Второе дыхание" ( 1961), и особенно — "Сто часов счастья" (1965). Смело вторгаясь в "чувств неосвоенную область", она во весь голос говорит о высокой любви, призывает к подлинно человеческим отношениям между людьми. Она верила в своих современниц, считала их прекрасными и звала их к душевной щедрости и мужеству, и сама была щедрой и мужественной. 1-й ведущий. Тушновой не надо было делать усилий над собой, настраиваясь на поэтическую волну. Она никогда не теряла ее в себе. Для нее и любовь была высоким градусом земного тепла, поддерживала и наполняла жизнь. А нелюбовь становилась предлогом к уходу, к исчезновению.
2-й ведущий. Лучшие стихи Вероники Тушновой наглядно и тонко помогают доброму делу – борьбе за нравственную чистоту человека.
1-й ведущий. Любовь – сквозная тема в стихах Вероники Тушновой, с нею связаны горе и радость, утраты и надежды, настоящее и будущее. 2-й ведущий. Но уже годом позднее, когда в любовную тему вторгается драматическая нота, меняется не только интонация, но и колорит, лексика, образная структура стиха, словно оживают, наполняются жгучей страстью слова и звуки, они уже могут "жечься и колоть"...
1-й ведущий. Чувство любви в лирике В. Тушновой подвижно и богато, возвышенно и трагично. Трагический отблеск смерти тоже коснулся ее лирики.
2-й ведущий. Эти стихи Тушновой оказались вещими. Не стало для нее ни русских елей, ни снега, ни людей, которых она так любила. И вот перед нами тоненькая книга стихотворений под названием "Сто часов счастья". Последняя ее книга. Книга о любви, о трудном и ни с чем не сравнимом счастье, которым она наделяет человека в этом тревожном мире.
1-й ведущий. "Сто часов счастья" — мужественная книга. Вероника Тушнова выливала ее из насмерть раненого сердца, будучи тяжело больной. Любовь – ее щит и оружие в борьбе с недугом. Читаешь страницу за страницей "Сто часов счастья", погружаясь в сложный мир чувств, и соглашаешься с поэтом: "сердце человека беззащитно без любви, любовь – вот величайший стимул воли и жизнедеятельности. Любовь дает человеку мужество и делает его сердце зрячим. 2-й ведущий. Тушнова писала о любви по-своему, нашла, казалось, среди исчерпанного новую, особую интонацию. Это неровное дыхание – ее. Ее кровная боль. Та самая, не оставляющая спокойным обнаженность сердца. И любовь эта, трудная, поздняя - тоже ее. Она только подтверждает особенность нашей поэзии середины века: любовная лирика – вовсе не привилегия юности.
|