Стоит ли наказывать ребёнка?
Консультация для родителей
Рачёва Елена Алексеевна г.Северск МБДОУ Д/С№27
С момента своего рождения ребенок общается со взрослым. Взрослый для него - олицетворение любви и защиты или же власти, требующей полного подчинения. Идеальное представление о родителе - родитель, безусловно, принимающий своего ребенка, эмоционально поддерживающий его в трудной ситуации. Но часто семья оказывается средой, где растущий человек впервые попадает в неприятные для него жизненные ситуации. И в первую очередь это связано с наказаниями, когда взрослый пытается прекратить нежелательное, неодобряемое им поведение ребенка.
Как взрослые воспринимают процесс наказания? В каждой семье есть представление об идеальном воспитании, которое в той или иной мере соответствует реальному поведению родителей в конкретной ситуации.
Специалистам известно, что использование агрессивных форм наказаний (физических или вербальных) как средства воспитания скрывает в себе ряд опасностей.
Родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для них примером - действует механизм подражания. Они подготавливают почву для усвоения ребенком силовых способов решения собственных проблем.
Агрессивный ребенок - это, как правило, ребенок с низкой самооценкой, отвергаемый сверстниками, с плохой успеваемостью.
Дети, которых часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Боясь наказаний, ребенок может лгать, обманывать родителей, будет с ними неискренним.
Инстинктивная боязнь физического наказания приводит к появлению стойкого чувства страха.
Если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть истинную причину, породившую подобные действия.
Изменение в поведении ребенка после наказания происходит в основном только в присутствии человека, который его наказал (в идеале - ребенок должен правильно поступать под действием собственного внутреннего контроля).
Чем же рискуют родители, наказывая ребенка? Прежде всего самим ребенком, его состоянием. Возможные негативные последствия для детей, подвергающихся наказаниям: появление агрессивности, психологического стресса, психических нарушений и пограничных личностных расстройств.
Как правило, принято обвинить непослушных детей, но стоит разобраться в причинах плохого поведения. Выявить истинную причину непослушания и плохого поведения можно, если родители обратят внимание на собственные чувства.
Психологи выделили четыре основные причины нарушений поведения детей, часто скрытые от родителей.
Первая - борьба за внимание. Ребенок постоянно отрывает родителей от дел, желая общения с ними, и досаждает своими «выходками». Отсюда у
родителя возникает чувство раздражения. (Совет: будьте внимательны к ребенку в совместных играх, на прогулках)
Вторая - ребенок борется за самоутверждение, восстает против чрезмерной родительской власти и опеки, что вызывает у родителя гнев. (Совет: уменьшите свой контроль за ребенком)
Третья - желание отомстить (ребенок обижен на родителей: резкое замечание, невыполненное обещание и т.д. со стороны матери или отца). Ответное чувство у родителя - обида. (Совет: спросите себя, что заставило ребенка причинить вам боль. Какая боль у него самого?)
Четвертая - ребенок глубоко переживает свое неблагополучие, он потерял веру в собственный успех. Как следствие у родителя возникает чувство отчаяния, безнадежности. (Не допускайте в адрес ребенка никакой критики. Найдите доступный для него уровень задач).
Причиной наказания ребенка не всегда оказывается его поведение. Порой истинная причина - в самом родителе, в его эмоционально- экспрессивном состоянии в момент наказания или в незнании других путей выхода из сложившейся ситуации. Стимулом наказаний часто является реакция родительского раздражения на психологические качества ребенка.
Если родителя раздражают в ребенке грубость, агрессия, то в них самих и в близких людях факторами раздражения признаются несдержанность, вспыльчивость. Если родитель отмечает, что ребенок его не раздражает, то внутренними факторами раздражения родитель признает нехватку времени, терпения, нерешительность, усталость. Можно сделать выводы:
В условно благополучных семьях наказание как способ родительского воздействия на ребенка явление распространенное. В реальных трудных ситуациях педагогическая некомпетентность родителей проявляется в требованиях беспрекословного подчинения взрослому, в жестком отношении (агрессивные формы наказаний) к ребенку.
В семьях, применяющих физические наказания к детям, важнейшая потребность ребенка - потребность в безопасности - подвергается серьезному испытанию.
Все родители в детстве подвергались наказаниям и большинство из них используют наказание как форму воспитательного воздействия в отношении своих детей.
Наибольшее раздражение у родителей вызывают психологические проявления их ребенка (плаксивость, упрямство, невнимательность).
Прежде, чем ругать или наказывать сына или дочь за плохое поведение, посмотрите, а соблюдаете ли вы сами те правила, которым учите его. Ваши слова должны подкрепляться личным примером.
Дети никогда не слушались взрослых, зато исправно им подражали.
Джеймс Болдуин
Источники:
Мaam.ru
materinstvo2.com
Малахова Н.Е.. педагог-психолог медико-психолого-педагогической службы ГО У Центр
развития ребенка - д/с №2333, Москва Журнал «Управление ДОУ» №4. 2004г.
Северск 2021г.