

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ РАНХиГС
ФАКУЛЬТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Региональный методический центр в Нижегородской области
Проект «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности»
Пояснительная записка к выпускной работе по теме:
Методическая разработка деловой игры
для обучающихся 9 классов
«Наш успех-семейный бизнес»
Авторы проекта:
Орлова Ксения Николаевна
Пальгуева Татьяна Михайловна
Тиханова Юлия Павловна
Тырыкина Елена Анатольевна
Соколова Светлана Викторовна
Руководители проекта:
Кобзева Ольга Викторовна, методист РМЦ,
зам. начальника отдела ФВШГУ
Рак Евгения Алексеевна, преподаватель РМЦ,
кандидат социологических наук, доцент
Проект допущен к защите
старший методист РМЦ ___________Н.А.Мартынова
Нижний Новгород, 2017
ВВЕДЕНИЕ
Многие мечтают о стабильном заработке и хорошей крепкой семье, которая сумеет оставить наследство. Достичь данную цель можно через создание семейного бизнеса, и чтобы он передавался из поколения в поколения. Это вполне реально и не нужно быть владельцем крупной компании или владеть миллионами в банке. Для этого необходимо определиться с основной идеей для семейного бизнеса. И ознакомиться с теорией вопроса, и конечно изучить чужой опыт. Понятие семейный бизнес давно получило распространение в западной практике, но очень тяжело распространяется на территории России.
Из теории вопроса: семейный бизнес – это вид бизнеса, в котором задействована сама семья, или люди связанные родственными связями. Чтобы создать малое семейное предприятие, нужно освоить умение осуществлять финансовое планирование, которое позволит решать свои финансовые задачи, минимизировать затраты и риски самым выгодным и оптимальным способом. Научится осознавать источники и составляющие семейного благополучия, поддержание баланса текущих расходов и доходов, принятие финансовых решений, основываясь на фактах, а не на иллюзиях.
Привлечь внимание подростка к данной теме легче всего в форме деловой игры. Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата.
В ходе занятия учитель содействует формированию у обучающихся экономического поведения, способности принимать взвешенные обоснованные решения о выборе идеи для собственного дела. Подводит обучающихся к мысли о том, что для достижения благополучия необходимо осуществлять долгосрочное финансовое планирование, аккумулировать сбережения. У учащихся закрепляются понятия: семейного бизнеса; экономических рисков (возможность случайного возникновения нежелательных убытков, измеряемых в денежном выражении); накопления (откладывание части дохода, прибыли на будущие нужды, превращение части прибыли в капитал, увеличение запасов материалов, имущества, наращивание капитала).
Цель внеурочного занятия (деловой игры) - сформировать умение находить идеи для собственного дела, выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Общая характеристика занятия
Вид деятельности воспитанника: внеурочная деятельность
Порядковый номер в теме:4/4.
Тип занятия: деловая игра
Оборудование: ПК с программой Microsoft Excel – 3 шт., флипчарт – 3 шт., маршрутные листы – 3 шт., конверты с заданиями, стартовый капитал в размере 2000 ден. ед. (копатыч), денежные единицы, «Человечки настроения» по количеству участников, памятки «Малое семейное предприятие» по количеству участников.
Методы обучения: эвристический, проблемный, исследовательский.
Цели занятия: достижение не менее 85 % учащихся следующих образовательных результатов.
Предметные образовательные результаты:
-Усвоение и применение понятий по теме «Малое семейное предприятие»: малое семейное предприятие, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, конкуренция , кредиты, риск, деньги.
Овладение предметными умениями:
-Оценивать источники денежных средств для создания семейного бизнеса.
-Осознавать, как правильно сформировать семейный бизнес.
-Вести учет доходов и расходов.
-Оценивать конкурентоспособность предприятия на рынке.
-Развивать критическое мышление.
-Осознавать и оценивать бизнес риски, с которыми связано создание семейного бизнеса.
Метапредметные результаты.
- Умение выявлять риски при развитии семейного предприятия.
-Умение объяснять явления, процессы, связи, выявленные в ходе практической деятельности.
- Умение работать в группе.
Методическая характеристика занятия
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке
Организационный этап. Метод сторителлинга.
Проблемное обучение.
Основной этап. Деловая игра «Наш успех - семейный бизнес» в малых группах;
Технология развития критического мышления;
ИКТ-технологии.
ХОД ЗАНЯТИЯ
№ | Этапы деловой игры | Время этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
| Подготовительный этап | | Подготовка обучающихся экспертов 10 классов. Организует репетицию обучающихся 10 класса. Подготовка родителей экспертов. | Обучающиеся 10 класса готовят маршрутный лист и конверты с заданиями. (Приложение 1) Прохождение тестирования «Способны ли вы стать предпринимателем?» (Приложение 2) Репетиция сторителлинга. «Задача для экономиста». (Приложение 3) |
1 | Организационный момент Актуализация субъектного опыта учащихся | 5 мин. | Мотивирует к выполнению деятельности. Помогает распределению по группам. Знакомит с правилами прохождения игры, правилами заполнения итогов игры в таблице Мicrosoft Excel (Приложение 11) Выступление государственного представителя (в конце игры победившая семья получит гранд в размере 10000 денежных единиц, на дальнейшее развитие собственного бизнеса). | Учащиеся формируют 3 группы (семьи) по выбору предмета, который определит сферу деятельности (Ложка, расческа, игрушка- автомобиль). Приклеивают человечков для определения эмоционального фона участников семей (Приложение 4) Обучающиеся анализируют полученную информацию от государственного представителя и приходят к выводу, что надо правильно сделать расчёты, учитывая бизнес-риски. |
2 | Основной этап: работа в группах |
| Задание1. Название предприятия, логотип. | 5 | Координирует деятельность учащихся вместе с экспертами - родителями. | Выполняют задания из конверта, презентуют перед остальными семьями. Вносят в маршрутный лист. |
| Задание2. Работа с терминами. | 5 | Координирует выполнение задания, контролирует подведение итогов. | Выполняют задания из конверта: сопоставление терминов и их определений. Результаты оформляют на маршрутном листе. (Приложение 5) |
| Задание 3. Решение экономической задачи на расчёт процента по кредиту. | 10 | Координирует выполнение задания, контролирует подведение итогов. | Производят расчёт процентов по кредиту. Результаты оформляют на маршрутном листе. (Приложение 6) |
| Задание 4. Конкуренция. | 5 | Наблюдает, координирует выполнение задания, контролирует подведение итогов. | Выполняют задания из конверта, прислушиваются к совету экспертов, Обосновывают свой ответ перед остальными семьями. Результаты оформляют на маршрутном листе. (Приложение 7) |
| Задание 5. Регионы. | 10 | Координирует выполнение задания, контролирует подведение итогов. | Производят оценивание бизнес рисков, предложенных регионов, записывают на листах «плюсы» и «минусы». (Приложение 8) |
| Задание 6. Реклама. | 10 | Координирует выполнение задания, контролирует подведение итогов. | Выполняют задания из конверта, презентуют перед остальными семьями. (Приложение 9) |
3 | Этап - подведение итогов |
| Задание 7. «Прибыль» | 5 | Контролирует подведение итогов. | Семьи с помощью таблицы Microsoft Excel просчитывают прибыль, полученную при заполнении маршрутного листа. Родители эксперты помогают. (Приложение 10) |
| | | | |
4 | Рефлексивный этап |
| | 5 | Организует деятельность учащихся по самостоятельному подведению итогов занятия; озвучивает возникающие проблемы при существовании семейного бизнеса. Оценивает эмоциональный фон обучающихся на заключительном этапе (человечки). | Совместно родителями экспертами и учителем подводят итоги занятия посредством диалога.
Приклеивают человечков в соответствие с эмоциональным фоном на макет. (Приложение 4 )
|
| | | Награждает команды за проделанную работу; говорит заключительные слова | Победители получают грант в размере 10 000 ден.ед. Получают памятку с указанием интернет-ресурсов. (Приложение 12 ) |
Учебно-методическое обеспечение
Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. Детские дома, школы-интернаты.
Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. Детские дома, школы-интернаты
Жданова, А. О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
file:///C:/Users/User/Downloads/3%20%D0%94%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4.%20(1).pdf
4.Жданова, А. О. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
file:///C:/Users/User/Downloads/%D0%9A%D0%98%D0%9C.pdf
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 14-32, 33-54.
Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budqet.ru
Интернет – источники:
1. Видеоролики:
1.1. Как стать богатым с нуля и быть успешным человеком. https://www.youtube.com/watch?v=KaNRH9apXa8
1.2. Документальный фильм «Феномен предпринимательства» https://www.youtube.com/watch?v=WyAS35sqt0A
1.3. История успеха: Рокфеллеры https://www.youtube.com/watch?v=5rKBbiQh5s4
1.4. Дональд Трамп история успеха. Мотивация для бизнеса. https://www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=cbsLfKsJ3bk
2. Сайты по созданию бизнеса:
2.1. Как зарабатывать.ру http://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/kak-otkryt-ip/
2.2. CRM Простой бизнес. https://www.prostoy.ru/38.html
2.3. Просто инвестиции http://prostoinvesticii.com/biznes-idei/kak-proiskhodit-sozdanie-sobstvennogo-biznesa-s-nulya.html
2.4. ХитёрБобёр.ру http://hiterbober.ru/beginners/kak-nachat-svoj-biznes-s-nulya.html
2.5. Открытый бизнес.ру https://www.openbusiness.ru/html/main_business_a1.htm
2.6. Золотое время. Азбука бизнеса http://www.goldentime.ru/safe_finazbuka.htm
2.7. Портал поддержки предпринимательства Нижегородской области http://businessnnov.ru/
3. Гражданский Кодекс РФ http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212416&fld=134&dst=100047,0&rnd=0.8195626817036645#0
4. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201426&dst=0&rnd=0.7101865414863038
5. Сайт Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области http://minprom.government-nnov.ru/
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное мероприятие реализует на практике системно-деятельностный подход; использует следующие виды методик: деловая игра, проблемное обучение, предполагает разнообразные формы работы, такие как работа с терминами, финансовый расчет, работа с текстом, творческое выступление.
На уроке реализованы следующие дидактические принципы:
системность, научность, доступность, проблемность, принцип интереса, практичность.
Проект данного мероприятия должен быть использован педагогом с целью обучения к самостоятельной жизни, внеурочной деятельности. Мероприятие поможет понять воспитаннику, что такое личный финансовый план, понять из чего он формируется, какую помощь оказывает
Список литературы:
Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. Детские дома, школы-интернаты.
Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. Детские дома, школы-интернаты
Жданова, А. О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
file:///C:/Users/User/Downloads/3%20%D0%94%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4.%20(1).pdf
4.Жданова, А. О. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
file:///C:/Users/User/Downloads/%D0%9A%D0%98%D0%9C.pdf
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 14-32, 33-54.
Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budqet.ru
Приложение 1.
Макет маршрутного листа.

Приложение 2.
Способны ли вы стать предпринимателем?
1. Знаете ли Вы, что у Вас получается лучше всего, какую услугу Вы можете оказывать за вознаграждение?
2. Востребована ли эта услуга среди населения?
3. Считаете ли Вы конкуренцию необходимой составляющей современного рынка?
4. Определились ли Вы, как будете выходить из ситуации в случае банкротства?
5. Обладаете ли Вы недюжинной настойчивостью и умением довести дело до конца, чего бы это ни стоило?
6. Есть ли среди Ваших коллег и партнеров люди, которым Вы доверяете на все 100 %?
7. Способны ли Ваши партнеры развивать Ваш бизнес в случае, если Вам придется отойти от дел?
8. Ваша деятельность полностью законна?
9. Если Вам предложат невероятно прибыльное дело с доходом до 200–300 % в год, будете ли Вы раздумывать над столь выгодным предложением?
10. Задумываетесь ли Вы над информацией, которую приносят Вам?
11. Предпочтете ли Вы вложить Вашу прибыль в дело, а не потратить ее на свои насущные потребности?
12. Есть ли у Вас союзники среди родных?
13. Сохраняете ли добрые отношения с Вашими партнерами?
14. Можете ли Вы утаивать информацию о получаемых доходах?
15. Способны ли Вы к работе без выходных по 15 часов в сутки?
Приложение 3.
Сценарий сторителллинга «Задача экономиста»
Выходит госслужащий:
- В целях поддержки развития малого семейного бизнеса, государство предоставляет подъёмный стартовый капитал для молодых предпринимателей, находящихся на стадии начального развития своего бизнес – проекта. В размере 1000 денежных единиц. По итогам игры команда победитель, которая покажет наибольшую прибыль, получит гранд в размере 10000 денежных единиц.
Приложение 4.
Человечек – эмоциональный фон.



Приложение 5.
Задание 2.

Приложение 6.
Задание 3.

Приложение 7.
Задание 4.

Приложение 8.
Задание 5.

Приложение 9.
Задание 6.

Приложение 10.
Задание 7.

Приложение 11.
Таблица Microsoft Excel.

Приложение 12.
Рефлексия.
Какие знания и опыт я сегодня получил?
Что я сегодня сделал и чего достиг?
Чем я помог команде и чему поспособствовал?
Приложение 13.
Памятка «Малое семейное предприятие».

