СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сторителлинг для учителей по экономике, финансовой грамотности, обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересное мероприятие для старших деток, в котором собраны задания и по экономике, и по истории и по географии.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка.»




НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

ФАКУЛЬТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Региональный методический центр в Нижегородской области


Проект «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности»


Пояснительная записка к выпускной работе по теме:

Методическая разработка деловой игры

для обучающихся 9 классов

«Наш успех-семейный бизнес»


Авторы проекта:

Орлова Ксения Николаевна

Пальгуева Татьяна Михайловна

Тиханова Юлия Павловна

Тырыкина Елена Анатольевна

Соколова Светлана Викторовна


Руководители проекта:

Кобзева Ольга Викторовна, методист РМЦ,

зам. начальника отдела ФВШГУ

Рак Евгения Алексеевна, преподаватель РМЦ,

кандидат социологических наук, доцент



Проект допущен к защите


старший методист РМЦ ___________Н.А.Мартынова




Нижний Новгород, 2017

ВВЕДЕНИЕ

Многие мечтают о стабильном заработке и хорошей крепкой семье, которая сумеет оставить наследство. Достичь данную цель можно через создание семейного бизнеса, и чтобы он передавался из поколения в поколения. Это вполне реально и не нужно быть владельцем крупной компании или владеть миллионами в банке. Для этого необходимо определиться с основной идеей для семейного бизнеса. И ознакомиться с теорией вопроса, и конечно изучить чужой опыт. Понятие семейный бизнес давно получило распространение в западной практике, но очень тяжело распространяется на территории России.

Из теории вопроса: семейный бизнес – это вид бизнеса, в котором задействована сама семья, или люди связанные родственными связями. Чтобы создать малое семейное предприятие, нужно освоить умение осуществлять финансовое планирование, которое позволит решать свои финансовые задачи, минимизировать затраты и риски самым выгодным и оптимальным способом. Научится осознавать источники и составляющие семейного благополучия, поддержание баланса текущих расходов и доходов, принятие финансовых решений, основываясь на фактах, а не на иллюзиях.

Привлечь внимание подростка к данной теме легче всего в форме деловой игры. Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата.

В ходе занятия учитель содействует формированию у обучающихся экономического поведения, способности принимать взвешенные обоснованные решения о выборе идеи для собственного дела. Подводит обучающихся к мысли о том, что для достижения благополучия необходимо осуществлять долгосрочное финансовое планирование, аккумулировать сбережения. У учащихся закрепляются понятия: семейного бизнеса; экономических рисков (возможность случайного возникновения нежелательных убытков, измеряемых в денежном выражении); накопления (откладывание части дохода, прибыли на будущие нужды, превращение части прибыли в капитал, увеличение запасов материалов, имущества, наращивание капитала).

Цель внеурочного занятия (деловой игры) - сформировать умение находить идеи для собственного дела, выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Общая характеристика занятия

Вид деятельности воспитанника: внеурочная деятельность

Порядковый номер в теме:4/4.

Тип занятия: деловая игра

Оборудование: ПК с программой Microsoft Excel – 3 шт., флипчарт – 3 шт., маршрутные листы – 3 шт., конверты с заданиями, стартовый капитал в размере 2000 ден. ед. (копатыч), денежные единицы, «Человечки настроения» по количеству участников, памятки «Малое семейное предприятие» по количеству участников.

Методы обучения: эвристический, проблемный, исследовательский.

Цели занятия: достижение не менее 85 % учащихся следующих образовательных результатов.

Предметные образовательные результаты:

-Усвоение и применение понятий по теме «Малое семейное предприятие»: малое семейное предприятие, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, конкуренция , кредиты, риск, деньги.

Овладение предметными умениями:

-Оценивать источники денежных средств для создания семейного бизнеса.

-Осознавать, как правильно сформировать семейный бизнес.

-Вести учет доходов и расходов.

-Оценивать конкурентоспособность предприятия на рынке.

-Развивать критическое мышление.

-Осознавать и оценивать бизнес риски, с которыми связано создание семейного бизнеса.


Метапредметные результаты.


- Умение выявлять риски при развитии семейного предприятия.

-Умение объяснять явления, процессы, связи, выявленные в ходе практической деятельности.

- Умение работать в группе.


Методическая характеристика занятия

Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке

  • Организационный этап. Метод сторителлинга.

  • Проблемное обучение.

  • Основной этап. Деловая игра «Наш успех - семейный бизнес» в малых группах;

  • Технология развития критического мышления;

  • ИКТ-технологии.



ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы деловой игры

Время этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся


Подготовительный этап


Подготовка обучающихся экспертов 10 классов.




Организует репетицию обучающихся 10 класса.





Подготовка родителей экспертов.


Обучающиеся 10 класса готовят маршрутный лист и конверты с заданиями.

(Приложение 1)


Прохождение тестирования «Способны ли вы стать предпринимателем?»

(Приложение 2)

Репетиция сторителлинга.

«Задача для экономиста».

(Приложение 3)

1

Организационный момент Актуализация субъектного опыта учащихся


5 мин.

Мотивирует к выполнению деятельности.


Помогает распределению по группам.


Знакомит с правилами прохождения игры, правилами заполнения итогов игры в таблице Мicrosoft Excel

(Приложение 11)

Выступление государственного представителя (в конце игры победившая семья получит гранд в размере 10000 денежных единиц, на дальнейшее развитие собственного бизнеса).


Учащиеся формируют 3 группы (семьи) по выбору предмета, который определит сферу деятельности (Ложка, расческа, игрушка- автомобиль).


Приклеивают человечков для определения эмоционального фона участников семей

(Приложение 4)

Обучающиеся анализируют полученную информацию от государственного представителя и приходят к выводу, что надо правильно сделать расчёты, учитывая бизнес-риски.


2

Основной этап: работа в группах



Задание1.

Название предприятия, логотип.

5

Координирует деятельность учащихся вместе с экспертами - родителями.

Выполняют задания из конверта, презентуют перед остальными семьями.

Вносят в маршрутный лист.


Задание2.

Работа с терминами.


5

Координирует выполнение задания, контролирует подведение итогов.


Выполняют задания из конверта: сопоставление терминов и их определений.

Результаты оформляют на маршрутном листе.

(Приложение 5)


Задание 3.

Решение экономической задачи на расчёт процента по кредиту.

10

Координирует выполнение задания, контролирует подведение итогов.


Производят расчёт процентов по кредиту.

Результаты оформляют на маршрутном листе.

(Приложение 6)


Задание 4.

Конкуренция.


5

Наблюдает, координирует выполнение задания, контролирует подведение итогов.


Выполняют задания из конверта, прислушиваются к совету экспертов,

Обосновывают свой ответ перед остальными семьями.

Результаты оформляют на маршрутном листе.

(Приложение 7)


Задание 5.

Регионы.


10

Координирует выполнение задания, контролирует подведение итогов.


Производят оценивание бизнес рисков,

предложенных регионов,

записывают на листах «плюсы» и «минусы».

(Приложение 8)


Задание 6.

Реклама.


10

Координирует выполнение задания, контролирует подведение итогов.


Выполняют задания из конверта, презентуют перед остальными семьями.

(Приложение 9)

3

Этап - подведение итогов


Задание 7.

«Прибыль»


5

Контролирует подведение итогов.

Семьи с помощью таблицы Microsoft Excel просчитывают прибыль, полученную при заполнении маршрутного листа.

Родители эксперты помогают.

(Приложение 10)






4

Рефлексивный этап



5

Организует деятельность учащихся по самостоятельному подведению итогов занятия; озвучивает возникающие проблемы при существовании семейного бизнеса.

Оценивает эмоциональный фон обучающихся на заключительном этапе (человечки).

Совместно родителями экспертами и учителем подводят итоги занятия посредством диалога.



Приклеивают человечков в соответствие с эмоциональным фоном на макет.

(Приложение 4 )







Награждает команды за проделанную работу; говорит заключительные слова

Победители получают грант в размере 10 000 ден.ед.

Получают памятку с указанием интернет-ресурсов.

(Приложение 12 )




Учебно-методическое обеспечение

  1. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. Детские дома, школы-интернаты.

  2. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. Детские дома, школы-интернаты

  3. Жданова, А. О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

  4. file:///C:/Users/User/Downloads/3%20%D0%94%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4.%20(1).pdf

  5. 4.Жданова, А. О. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

  6. file:///C:/Users/User/Downloads/%D0%9A%D0%98%D0%9C.pdf

  7. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 14-32, 33-54.

  8. Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budqet.ru


Интернет – источники:

1. Видеоролики:

1.1. Как стать богатым с нуля и быть успешным человеком. https://www.youtube.com/watch?v=KaNRH9apXa8

1.2. Документальный фильм «Феномен предпринимательства» https://www.youtube.com/watch?v=WyAS35sqt0A

1.3. История успеха: Рокфеллеры https://www.youtube.com/watch?v=5rKBbiQh5s4

1.4. Дональд Трамп история успеха. Мотивация для бизнеса. https://www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=cbsLfKsJ3bk

2. Сайты по созданию бизнеса:

2.1. Как зарабатывать.ру http://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/kak-otkryt-ip/

2.2. CRM Простой бизнес. https://www.prostoy.ru/38.html

2.3. Просто инвестиции http://prostoinvesticii.com/biznes-idei/kak-proiskhodit-sozdanie-sobstvennogo-biznesa-s-nulya.html

2.4. ХитёрБобёр.ру http://hiterbober.ru/beginners/kak-nachat-svoj-biznes-s-nulya.html

2.5. Открытый бизнес.ру https://www.openbusiness.ru/html/main_business_a1.htm

2.6. Золотое время. Азбука бизнеса http://www.goldentime.ru/safe_finazbuka.htm

2.7. Портал поддержки предпринимательства Нижегородской области http://businessnnov.ru/


3. Гражданский Кодекс РФ http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212416&fld=134&dst=100047,0&rnd=0.8195626817036645#0


4. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201426&dst=0&rnd=0.7101865414863038�


5. Сайт Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области http://minprom.government-nnov.ru/



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное мероприятие реализует на практике системно-деятельностный подход; использует следующие виды методик: деловая игра, проблемное обучение, предполагает разнообразные формы работы, такие как работа с терминами, финансовый расчет, работа с текстом, творческое выступление.

На уроке реализованы следующие дидактические принципы:
системность, научность, доступность, проблемность, принцип интереса, практичность.

Проект данного мероприятия должен быть использован педагогом с целью обучения к самостоятельной жизни, внеурочной деятельности. Мероприятие поможет понять воспитаннику, что такое личный финансовый план, понять из чего он формируется, какую помощь оказывает






Список литературы:

  1. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. Детские дома, школы-интернаты.

  2. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. Детские дома, школы-интернаты

  3. Жданова, А. О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

  4. file:///C:/Users/User/Downloads/3%20%D0%94%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4.%20(1).pdf

  5. 4.Жданова, А. О. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

  6. file:///C:/Users/User/Downloads/%D0%9A%D0%98%D0%9C.pdf

  7. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 14-32, 33-54.

  8. Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budqet.ru



















Приложение 1.

Макет маршрутного листа.

Приложение 2.

Способны ли вы стать предпринимателем?


1. Знаете ли Вы, что у Вас получается лучше всего, какую услугу Вы можете оказывать за вознаграждение?

2. Востребована ли эта услуга среди населения?

3. Считаете ли Вы конкуренцию необходимой составляющей современного рынка?

4. Определились ли Вы, как будете выходить из ситуации в случае банкротства?

5. Обладаете ли Вы недюжинной настойчивостью и умением довести дело до конца, чего бы это ни стоило?

6. Есть ли среди Ваших коллег и партнеров люди, которым Вы доверяете на все 100 %?

7. Способны ли Ваши партнеры развивать Ваш бизнес в случае, если Вам придется отойти от дел?

8. Ваша деятельность полностью законна?

9. Если Вам предложат невероятно прибыльное дело с доходом до 200–300 % в год, будете ли Вы раздумывать над столь выгодным предложением?

10. Задумываетесь ли Вы над информацией, которую приносят Вам?

11. Предпочтете ли Вы вложить Вашу прибыль в дело, а не потратить ее на свои насущные потребности?

12. Есть ли у Вас союзники среди родных?

13. Сохраняете ли добрые отношения с Вашими партнерами?

14. Можете ли Вы утаивать информацию о получаемых доходах?

15. Способны ли Вы к работе без выходных по 15 часов в сутки?

 





















Приложение 3.

Сценарий сторителллинга «Задача экономиста»

Выходит госслужащий:

- В целях поддержки развития малого семейного бизнеса, государство предоставляет подъёмный стартовый капитал для молодых предпринимателей, находящихся на стадии начального развития своего бизнес – проекта. В размере 1000 денежных единиц. По итогам игры команда победитель, которая покажет наибольшую прибыль, получит гранд в размере 10000 денежных единиц.








































Приложение 4.

Человечек – эмоциональный фон.

















Приложение 5.

Задание 2.

























Приложение 6.

Задание 3.

























Приложение 7.

Задание 4.

























Приложение 8.

Задание 5.























Приложение 9.

Задание 6.























Приложение 10.

Задание 7.























Приложение 11.

Таблица Microsoft Excel.





















Приложение 12.

Рефлексия.

  1. Какие знания и опыт я сегодня получил?

  2. Что я сегодня сделал и чего достиг?

  3. Чем я помог команде и чему поспособствовал?












































Приложение 13.

Памятка «Малое семейное предприятие».

























Просмотр содержимого документа
«Приложение 1. макет маршрутного листа»

Реклама

Регион

Доход

Конкуренция

Прибыль

Глоссарий

Реклама Инфляция

Налоги Инвестиции

Банк

Маркетинг

Источники:

Собственные накопления – 1000 копатычей

Стартовый капитал– 1000 копатычей

Заемный капитал-



Название предприятия

Расходы



Просмотр содержимого документа
«Приложение 13. Памятка»

Авторы

Орлова К. Н.

Пальгуева Т. М.

Тиханова Ю. П.

Тырыкина Е. А.

Соловьёва С.В.





Основные понятия

Реклама

Налоги

Банк

Маркетинг Инфляция

Инвестиции


Основные понятия

Бизнес-план

Доходы

Расходы Прибыль

Кредиты


Памятка

Малое семейное предприятие


Интернет-ресурсы:

1. Видеоролики:

1.1. Документальный фильм «Феномен предпринимательства» https://www.youtube.com/watch?v=WyAS35sqt0A

1.3. История успеха: Рокфеллеры https://www.youtube.com/watch?v=5rKBbiQh5s4

2. Сайты по созданию бизнеса:

2.1. CRM Простой бизнес. https://www.prostoy.ru/38.html

2.2. Просто инвестиции http://prostoinvesticii.com/biznes-idei/kak-proiskhodit-sozdanie-sobstvennogo-biznesa-s-nulya.html

2.3. Золотое время. Азбука бизнеса http://www.goldentime.ru/safe_finazbuka.htm

2.4. Портал поддержки предпринимательства Нижегородской области http://businessnnov.ru/

3. Гражданский Кодекс РФ http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212416&fld=134&dst=100047,0&rnd=0.8195626817036645#0

4. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г.№129-ФЗ http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=213350&rnd=285391.617914038&from=201426-0#0

5. Сайт Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области http://minprom.government-nnov.ru/



Советы при открытии семейного дела.

Составляем бизнес-план

Бизнес-план считается практически документом, он непременно потребуется, если вы будете искать инвесторов или брать кредит. Как составить его?

  1. Описание вашего проекта. Можно указать, каким образом будет работать фирма, что вы предложите своим клиентом. Кроме того, в этой части можно указать и сумму, требующуюся для открытия, а также сроки, за которые вы планируете вернуть ее.

  2. Описание своего бизнеса. Укажите, каких целей вы хотите достигнуть (удовлетворение потребностей клиентов) и каким образом будете достигать их. Распишите, каким видите свой бизнес, своих клиентов и сотрудников.

  3. Перечисление и описание товаров и услуг, которые вы будете предлагать потребителям.

  4. Результаты проведенных вами маркетинговых исследований, а именно: перечисление ваших конкурентов, потенциальных клиентов.

  5. Производственный план. Необходимо описать весь технологический процесс от начала до конца.

  6. План сбыта. Описание, каким образом вы планируете осуществлять реализацию товара.

  7. Финансовый план. Необходимо посчитать и расписать все доходы и расходы предприятия.

  8. Анализ устойчивости фирмы. Продумайте все пути устранения проблем и выхода из любых ситуаций..

  9. Указание законов и актов, которые будут регулировать деятельность вашей фирмы.

  10. Приложения: расчеты, таблицы и так далее.


Государственные организации, необходимые при открытии семейного бизнеса


Служба занятости по месту регистрации - зарегистрироваться и официально получить статус безработного.

Инспекция Федеральной налоговой службы по месту регистрации – создание статуса юридического лица

Комерческий банк – открытие лицевого счета

Федеральная служба государственной статистики - орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны

Координационный совет при администрации района – обеспечения участия представителей субъектов малого и среднего предпринимательства в области развития малого и среднего предпринимательства при решении определенного круга задач или для проведения конкретных мероприятий




Просмотр содержимого документа
«Приложение 2. Анкета»

Способны ли вы стать предпринимателем?


1. Знаете ли Вы, что у Вас получается лучше всего, какую услугу Вы можете оказывать за вознаграждение?

2. Востребована ли эта услуга среди населения?

3. Считаете ли Вы конкуренцию необходимой составляющей современного рынка?

4. Определились ли Вы, как будете выходить из ситуации в случае банкротства?

5. Обладаете ли Вы недюжинной настойчивостью и умением довести дело до конца, чего бы это ни стоило?

6. Есть ли среди Ваших коллег и партнеров люди, которым Вы доверяете на все 100 %?

7. Способны ли Ваши партнеры развивать Ваш бизнес в случае, если Вам придется отойти от дел?

8. Ваша деятельность полностью законна?

9. Если Вам предложат невероятно прибыльное дело с доходом до 200–300 % в год, будете ли Вы раздумывать над столь выгодным предложением?

10. Задумываетесь ли Вы над информацией, которую приносят Вам?

11. Предпочтете ли Вы вложить Вашу прибыль в дело, а не потратить ее на свои насущные потребности?

12. Есть ли у Вас союзники среди родных?

13. Сохраняете ли добрые отношения с Вашими партнерами?

14. Можете ли Вы утаивать информацию о получаемых доходах?

15. Способны ли Вы к работе без выходных по 15 часов в сутки?

 



Просмотр содержимого документа
«Приложение 5. Термины»

В каждую звезду поставь номер правильного определения.













  1. Специальное учреждение, заведение, призванное осуществлять самые разные операции, действия с деньгами

  1. Повышение цен на товары, приводящее к уменьшению количества товаров, которое можно купить или приобрести на одну денежную единицу

  1. Имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другой деятельности

  1. Комплексная система мероприятий по управлению производственно-сбытовой деятельностью, основанная на изучении рынка с целью максимального удовлетворения потребностей покупателя

  1. Устанавливаемые законом обязательные платежи, которые граждане и организации (физические и юридические лица) обязаны периодически, обычно ежеквартально или ежегодно, вносить государству

  1. Открытое оповещение фирмой возможных покупателей, потребителей производимых ею товаров и услуг о качестве, достоинствах, преимуществах этих товаров и услуг



















Просмотр содержимого документа
«Приложение 6. Кредит»

Для того чтобы открыть семейное дело, вам пришлось взять кредит в размере 5000 копатычей











100 копатычей



500 копатычей

1000 копатычей

Банк выдал кредит сроком на один год под 12% годовых. Рассчитайте какую сумму из своего дохода вы будете отдавать банку каждый месяц и сколько всего вы заплатите банку за этот период.