Мастер-класс " Сторителлинг-эффективный метод обучения и воспитания. Метод интересной истории, или как избежать однообразия на уроке»
Что объединяет наскальные рисунки первобытных людей и современные посиделки друзей в «Скайпе»? И там и там рассказываются истории! На протяжении миллионов лет люди используют сторителлинг (в переводе с английского – рассказывание историй), чтобы общаться и передавать знания. Это тема моего мастер-класса.
Почему же используем иностранное слово, а не русское «история»? Дело в том, что в русском языке это слово многозначное: и предмет в школе «История», и случилась со мной какая-то история, и рассказывать истории. Того значения, которое сохраняется в сторителлинге. Стори – история, а с теллингом не всё так просто. Это не просто рассказывание историй такое, которое напоминает нам костры и когда наши предки собирались, то передавали информацию. Как раз сторителлинг это процесс передачи информации с целью внутреннего преобразования.
В школе мы тоже используем сторителлинг
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Структура истории
Вступление , экспозиция – основная цель этого этапа – подготовить учащихся к самой истории, создается контент истории.
Завязка – состоялось знакомство с главным героем, уже вырисовывается какая-то история.
Развитие – герой преодолевает препятствия, ему помогают друзья, герой пытается осуществить запланированное.
Кульминация – это ключевой момент в истории. Например, было плохо, герои что-то сделали и стало хорошо или наоборот, было хорошо, но мы-то не уследили, и стало плохо. Истории без развязки не интересны ученикам.
Развязка, выводы – их надо озвучивать обязательно. Довольно часто из одной истории можно сделать несколько выводов, потому нужно направить мысли учеников в нужное нам русло. И главное на этом этапе не перейти тонкую грань между выводами и поучениями.
Работа со сценарным листом.
Жил-был … сначала описываем героя. Потом выбираем место… И однажды что-то начинает происходить. Однако наш герой что-то делает.. на этом этапе лучше всего добавить обучающий материал
Чем хороша работа со сценарным листом, тем, что каждый ученик может составить даже небольшую историю. Мы закладываем ситуацию успеха ученика.
Итак, с чего начинаем.
У меня в руке волшебные бумажки, в которых написана эпоха, в которой мы будем творить. Чтобы было поинтереснее мы 2 разные эпохи возьмем (Средние века, 18 век). Там будем творить. Определили эпоху. Там будем творить. Какие-то картинки уже замелькали, интерьеры уже представляем, но пока история не рождается. Для того, чтобы начала появляться хоть чуть-чуть история нам нужны герои.
Выбираем героя. Средние века: рыцарь, горожанин, бродячий артист. 18 век: дворянин, казак, царь. Это ваше имя справа налево.
имя
возраст
где живет герой?
есть ли у него яркие привычки/особенности?
что он любит, а что терпеть не может?
Картинки рисуются, но если мы на этом этапе оставим учеников и скажем: Сочиняйте! Что-то они сочинят, но будет ли это то, что нам нужно – нет.
Поэтому третье, что мы выбираем место, в котором будет происходить наша конкретная ситуация. Добавляем фактический материал, который должны использовать в своей истории. Даём еще одно обязательное действие, которое должно быть в условии (встретиться с историческим героем)
С чего начать?
Название.
В…
(опиши место действия)
Жил-был…
(опиши главного героя)
Однажды…
(что-то происходит и начинается действие)
И вот…
(что персонаж делает дальше и чего хочет добиться)
Однако…
(что-то идет не так)
Тогда…
(как персонаж пытается решить проблему) Внедряем дополнительного персонажа-помощника
Потом …
(получилось или нет)
В конце концов…
Путешествие в историю