Сторителлинг в образовании:
просто модная фишка или действительно полезная штука?
Москаленко Наталья Валерьевна, учитель начальных классов МАОУ «Лицей №155», г. Уфа республики Башкортостан
Не хочу учиться!
Почему падает мотивация к обучению и что с этим делать
Многие современные дети, как их называют специалисты − «цифровое поколение», не хотят ходить в школу. Часто это нежелание появляется из-за внушений самих взрослых, сделанных еще до того, как малыши становятся первоклассниками. Интерес к учебе пропадает и позже − в подростковом возрасте и в старших классах. Почему так происходит и как этого не допустить.
Родители, бабушки и дедушки говорят ребенку, припугивая его и не осознавая последствий своих слов: «Вот пойдешь в школу, и там нужно будет сидеть тихо, баловаться на уроках нельзя!», «Это ты пока можешь делать, что захочется, а пойдёшь в школу – там тебе достанется!», «Как же ты учиться будешь, ты такой невнимательный!». Дошкольники зависимы от родителей и смотрят на мир их глазами. Разумеется, сами дети чувствуют тревогу взрослых и начинают думать, что учёба это что-то не совсем приятное, требующее невероятных усилий. Именно с таким настроем некоторые ребята впервые переступают порог школы.
Если у детей не сформирована мотивация к получению новых знаний, учиться с охотой они не будут. При этом отсутствие интереса к обучению может появиться, как ни парадоксально, из-за оголтелого курса на «раннее развитие». Одни родители, обеспокоенные предстоящей учебой своих детей, стараются подготовить их к школе как можно лучше и требуют беглого чтения и счета чуть ли не с трех лет. Другие мамы и папы, чьи амбиции высоки, стремятся воспитать вундеркиндов с пеленок и начинают, например, обучать своих малышей иностранным языкам еще до того, как те начинают чисто говорить на родном языке. Зачастую причина такого «раннего старта» − неправильное представление о физиологических особенностях развития детей.
Не далеко от незнающих основ физиологии дошкольного возраста родителей уходят и некоторые специализированные детские сады, где дети только изредка играют и гуляют, а основное время проводят на занятиях. Результатом стремления научить всему и как можно раньше становятся не только антипатия, но и крайне негативное отношение ребенка к обучению в школе.
Если ребенка с раннего детства много нагружали развивающими занятиями, то в первый класс он может прийти уже уставший. Это значит, его перекормили раньше, чем проснулся аппетит. Важно идти в ногу с интересами ребенка, учитывать их, а не торопиться загрузить малыша информацией.
Кроме того, если до школы он уже многое знает, на уроках ему будет скучно, а от скуки дети обычно находят другие занятия. Подвох в том, что можно пропустить тот момент, когда появится большой объём новых знаний, а привычка их усваивать и трудиться регулярно так и не будет сформирована.
Почему в школе пропадает мотивация к обучению
Допустим, что с привычкой учиться и мотивацией у ребенка все хорошо— бабушка-педагог научила его читать и писать, нагрузки до школы были в меру, обучали, используя правильные методики. Однако школьника ожидают обстоятельства, которые могут отбить желание познавать новое. Вот некоторые из них:
Не получается хорошо учиться
Случается, что даже подготовленные первоклассники испытывают трудности, например, с математикой или письмом. Следствие − дети становятся невнимательными на уроках по предметам, в которых они неуспешны.
Непосильные учебные нагрузки
Страх перед трудностями
От детей можно услышать: «Я так боюсь ошибиться, что у меня ладошки мокрые». Оказаться смешным перед всем классом, получить двойку у доски, – такие «боюсь» вызывают у школьников нежелание идти в школу. Сможет ли ребенок побороть страхи − зависит от родителей, их любви и поддержки.
Низкий авторитет педагога
Обесценивание авторитета учителя мало способствует желанию слушать его во время урока, поэтому о работе педагога лучше говорить в нейтральных или положительных тонах. Еще лучше − вообще исключить оценку действий учителя в присутствии детей.
Чрезмерная строгость и отсутствие похвалы
Плохие отношения с одноклассниками
Часто дети ходят в школу больше не из желания приобрести знания, а ради общения. Если же отношения с одноклассниками не складываются, то интерес к школе пропадает. Родителям важно научиться быть другом своему ребенку и стараться быть в курсе не только его оценок, но и интересов. Если на лицо признаки буллинга, необходимо обсудить проблему с классным руководителем и вместе с ним принять меры по прекращению травли.
Скучно на уроках
Пожалуй, это самый главный фактор. В эпоху интернет-технологий большинству школьников неинтересно сидеть за партой и учиться, им и хочется получать знания, то все здесь и сейчас, с минимальными усилиями и, по-возможности, в развлекательной форме. Ведь так просто найти ответ на любой вопрос, спросив у Google.
Конечно, в разрешении этой проблемы важны умение учителя преподносить материал, способность чувствовать атмосферу в классе и управлять ею, талант пробуждать интерес к предмету. Однако все уроки не могут быть игровыми и нестандартными, а кроме того, школьник должен не только знакомиться с новой информацией, но и осмысливать и запоминать ее. А это без усилий и труда невозможно.
И вот здесь на помощь учителю приходят современные технологии образования. Хотя… всё новое это старое.
Наша новая технология СТОРИТЕЛЛИНГ. Что это? Просто модная фишка или действительно полезная штука?
Вы скажете: Учили же как-то раньше без всех этих хитроумных наворотов, и вполне успешно. Зачем превращать серьёзный процесс в развлечение?
Что такое сторителлинг в образовании?
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.
Она может быть вплетена в программу обучения частично — или сквозным образом, охватывая весь курс. Иными словами, это некая история, которая рассказывается постепенно, развиваясь по ходу образовательной программы.
Сторителлинг - это формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов.
Это необходимо для того чтобы история осталась в памяти на долгое время.
Цель сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Задачи:
• развивать творческое мышление, воображение;
• развивать грамматически правильную речь;
• способствовать раскрытию талантов и
самовыражению.
• наглядно мотивировать поступки героев;
• научиться умственному восприятию
и переработке информации,
• cформировать желание общаться.
Пример сторителлинга платформа Uchi.ru
Преимущества использования техники сторителлинг с детьми
школьного возраста.
Истории - это строительные кирпичики знаний, памяти и обучения. Посредством истории мы делимся опытом, своими переживаниями, убеждениями, ценностями.
Отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время;
Истории представляют большой интерес, они развивают фантазию, логику и повышают культурное образование;
Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;
Помогает осваивать полезные сервисы и инструменты Интернета для создания историй;
Успешно используется в проектной и совместной деятельности учащихся.
Сторителлинг — инструмент универсальный или для особых случаев? Его можно применять в любом обучающем курсе? Вот, например, в курсе по ядерной физике можно?
Сторителлинг можно использовать в любом тематическом направлении образования. Естественнонаучные и технические дисциплины не исключение.
Например, один творческий учитель географии организовывает всю свою программу в формате сторителлинга. Он следует содержанию школьной программы, но за счёт смены ролей превратил скучные параграфы в путешествие, а контрольные — в поиск таинственных артефактов. Класс подростков превратился в экспедиционную группу.
Точно так же в зависимости от темы дисциплины можно придумать историю, например, о полёте на космическом корабле или роботе, которого нужно починить. Можно придумать даже историю о протонах, нейтронах и т.д., если говорить о ядерной физике.
У фантазии нет границ. Главное — держать в уме, для каких целей это делается, то есть продуманно использовать сторителлинг как инструмент, а не просто так.
Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.
Достаточно знать несколько правил сторителлинга (каркас)
1. Вам нужен яркий герой, который однозначно заинтересует аудиторию ( Я. Друг. Друг друга)
2. Цель (Чего хочет герой)
3. Проблема (Почему он без этого не может жить)
4. Злодей (Кто или что ему мешает)
5. Решение
6. Мораль
10 правил успешного сторителлинга для написания или рассказывания самих текстов:
1. Краткость – сестра таланта.
Если речь идет об устном донесении истории, то помните, что человек может концентрировать внимание минут 20, после чего ему необходим отдых.
2. Вам нужен яркий герой, который однозначно заинтересует аудиторию.
3. Не пишите истории с открытым концом.
Ваша цель не заставить читателя/слушателя домысливать, что же будет дальше, а получить ответы на свои вопросы.
4. Текст не должен быть скучным.
5. Он должен возбудить интерес аудитории, заставить читать/слушать дальше.
6. Не навязывайте свое мнение.
Мягко влияйте на сознание аудитории. После окончания вашей истории у всех должна появиться мысль: «Я хочу». Если вы будете постоянно в тексте повторять: «Ты должен!», то вызовите сопротивление аудитории.
7. Влияйте на эмоции аудитории.
Вызывайте смех, радость, сочувствие, страх, злость, но не оставляйте своего слушателя/ читателя равнодушным.
8. Подстраивайте текст под конкретную аудиторию.
Нельзя охватить одним рассказом всех и сразу.
9. Используйте красивые метафоры и другие фигуры речи, но не позволяйте им забить основную мысль, что желаете донести.
10. Не дистанцируйтесь от аудитории, постарайтесь установить с ней максимально дружеские отношения. Тексты в стиле «Я крутой биг босс, а ты дурак» вызовут лишь раздражение.
Какие бывают типичные ошибки использования сторителлинга в обучении?
Первая ошибка — непопадание в целевую аудиторию. Если школьник не ассоциирует себя с главным героем, у него не возникает эмоциональной связи с историей. Условно говоря, не стоит рассказывать бизнесменам про ребят и зверят, а ученикам начальной школы — про директоров компаний.
Вторая ошибка — скучная, «вымученная» история. Это не вовлекает, а, наоборот, отвращает. Если не получается придумать действительно удачную историю, лучше обойтись совсем без сторителлинга.
Третья ошибка — бесцельное использование сторителлинга. Даже суперинтересная история будет неуместна, если она не вписывается в курс органично и не служит никакой цели. Помните, что это элемент обучающей программы, а в программе не должно быть ничего случайного.
Четвёртая ошибка — перегрузка содержания программы сторителлингом. Слишком большая или слишком часто упоминаемая история только навредит. Во всём важен баланс, основная цель курса — научить, а не показать сериал.
Примеры
Есть ли выход
Для многих интерес к учебе во многом зависит от личности учителя. Именно педагог может (или, к сожалению, наоборот) привить ученику тягу к знаниям и любовь к своему предмету. При желании взрослым удается заинтересовать ребенка даже в подростковом возрасте, и показать на личном примере, что всегда есть возможность открывать для себя что-то новое и интересное, ранее неведомое. Возможно, на какое-то время им стоит прекратить или максимально сузить бесперебойный поток удовольствий, радостей жизни. Родители также должны обладать знаниями и волей, чтобы показать: учеба— это труд, без которого невозможно развитие.