СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сторителлинг в образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов  воспитания, развития и обучения.

Просмотр содержимого документа
«Сторителлинг в образовании»

Сторителлинг в образовании:

просто модная фишка или действительно полезная штука?

Москаленко Наталья Валерьевна, учитель начальных классов МАОУ «Лицей №155», г. Уфа республики Башкортостан

Не хочу учиться!

Почему падает мотивация к обучению и что с этим делать

Многие современные дети, как их называют специалисты − «цифровое поколение», не хотят ходить в школу. Часто это нежелание появляется из-за внушений самих взрослых, сделанных еще до того, как малыши становятся первоклассниками. Интерес к учебе пропадает и позже − в подростковом возрасте и в старших классах. Почему так происходит и как этого не допустить.

Родители, бабушки и дедушки говорят ребенку, припугивая его и не осознавая последствий своих слов: «Вот пойдешь в школу, и там нужно будет сидеть тихо, баловаться на уроках нельзя!», «Это ты пока можешь делать, что захочется, а пойдёшь в школу – там тебе достанется!», «Как же ты учиться будешь, ты такой невнимательный!». Дошкольники зависимы от родителей и смотрят на мир их глазами. Разумеется, сами дети чувствуют тревогу взрослых и начинают думать, что учёба это что-то не совсем приятное, требующее невероятных усилий. Именно с таким настроем некоторые ребята впервые переступают порог школы.

Если у детей не сформирована мотивация к получению новых знаний, учиться с охотой они не будут. При этом отсутствие интереса к обучению может появиться, как ни парадоксально, из-за оголтелого курса на «раннее развитие». Одни родители, обеспокоенные предстоящей учебой своих детей, стараются подготовить их к школе как можно лучше и требуют беглого чтения и счета чуть ли не с трех лет. Другие мамы и папы, чьи амбиции высоки, стремятся воспитать вундеркиндов с пеленок и начинают, например, обучать своих малышей иностранным языкам еще до того, как те начинают чисто говорить на родном языке. Зачастую причина такого «раннего старта» − неправильное представление о физиологических особенностях развития детей.

Не далеко от незнающих основ физиологии дошкольного возраста родителей уходят и некоторые специализированные детские сады, где дети только изредка играют и гуляют, а основное время проводят на занятиях. Результатом стремления научить всему и как можно раньше становятся не только антипатия, но и крайне негативное отношение ребенка к обучению в школе.
Если ребенка с раннего детства много нагружали развивающими занятиями, то в первый класс он может прийти уже уставший. Это значит, его перекормили раньше, чем проснулся аппетит. Важно идти в ногу с интересами ребенка, учитывать их, а не торопиться загрузить малыша информацией. 
Кроме того, если до школы он уже многое знает, на уроках ему будет скучно, а от скуки дети обычно находят другие занятия. Подвох в том, что можно пропустить тот момент, когда появится большой объём новых знаний, а привычка их усваивать и трудиться регулярно так и не будет сформирована.

Почему в школе пропадает мотивация к обучению

Допустим, что с привычкой учиться и мотивацией у ребенка все хорошо— бабушка-педагог научила его читать и писать, нагрузки до школы были в меру, обучали, используя правильные методики. Однако школьника ожидают обстоятельства, которые могут отбить желание познавать новое. Вот некоторые из них:

Не получается хорошо учиться

Случается, что даже подготовленные первоклассники испытывают трудности, например, с математикой или письмом. Следствие − дети становятся невнимательными на уроках по предметам, в которых они неуспешны.

Непосильные учебные нагрузки

Страх перед трудностями

От детей можно услышать: «Я так боюсь ошибиться, что у меня ладошки мокрые». Оказаться смешным перед всем классом, получить двойку у доски, – такие «боюсь» вызывают у школьников нежелание идти в школу. Сможет ли ребенок побороть страхи − зависит от родителей, их любви и поддержки.

Низкий авторитет педагога

Обесценивание авторитета учителя мало способствует желанию слушать его во время урока, поэтому о работе педагога лучше говорить в нейтральных или положительных тонах. Еще лучше − вообще исключить оценку действий учителя в присутствии детей.

Чрезмерная строгость и отсутствие похвалы

Плохие отношения с одноклассниками

Часто дети ходят в школу больше не из желания приобрести знания, а ради общения. Если же отношения с одноклассниками не складываются, то интерес к школе пропадает. Родителям важно научиться быть другом своему ребенку и стараться быть в курсе не только его оценок, но и интересов. Если на лицо признаки буллинга, необходимо обсудить проблему с классным руководителем и вместе с ним принять меры по прекращению травли.

Скучно на уроках

Пожалуй, это самый главный фактор. В эпоху интернет-технологий большинству школьников неинтересно сидеть за партой и учиться, им и хочется получать знания, то все здесь и сейчас, с минимальными усилиями и, по-возможности, в развлекательной форме. Ведь так просто найти ответ на любой вопрос, спросив у Google.

Конечно, в разрешении этой проблемы важны умение учителя преподносить материал, способность чувствовать атмосферу в классе и управлять ею, талант пробуждать интерес к предмету. Однако все уроки не могут быть игровыми и нестандартными, а кроме того, школьник должен не только знакомиться с новой информацией, но и осмысливать и запоминать ее. А это без усилий и труда невозможно.

И вот здесь на помощь учителю приходят современные технологии образования. Хотя… всё новое это старое.

Наша новая технология СТОРИТЕЛЛИНГ. Что это? Просто модная фишка или действительно полезная штука?

Вы скажете: Учили же как-то раньше без всех этих хитроумных наворотов, и вполне успешно. Зачем превращать серьёзный процесс в развлечение?

Что такое сторителлинг в образовании?

Сторителлинг педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.

Она может быть вплетена в программу обучения частично — или сквозным образом, охватывая весь курс. Иными словами, это некая история, которая рассказывается постепенно, развиваясь по ходу образовательной программы.

Сторителлинг - это формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов.

Это необходимо для того чтобы история осталась в памяти на долгое время.

Цель сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи:

развивать творческое мышление, воображение;

развивать грамматически правильную речь;

способствовать раскрытию талантов и

самовыражению.

наглядно мотивировать поступки героев;

научиться умственному восприятию

и переработке информации,

cформировать желание общаться.

Пример сторителлинга платформа Uchi.ru

Преимущества использования техники сторителлинг с детьми
школьного возраста.

  • Истории - это строительные кирпичики знаний, памяти и обучения. Посредством истории мы делимся опытом, своими переживаниями, убеждениями, ценностями. 

  • Отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время; 

  • Истории представляют большой интерес, они развивают фантазию, логику и повышают культурное образование; 

  • Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность; 

  • Помогает осваивать полезные сервисы и инструменты Интернета для создания историй; 

  • Успешно используется в проектной и совместной деятельности учащихся.

Сторителлинг — инструмент универсальный или для особых случаев? Его можно применять в любом обучающем курсе? Вот, например, в курсе по ядерной физике можно?

Сторителлинг можно использовать в любом тематическом направлении образования. Естественнонаучные и технические дисциплины не исключение.

Например, один творческий учитель географии организовывает всю свою программу в формате сторителлинга. Он следует содержанию школьной программы, но за счёт смены ролей превратил скучные параграфы в путешествие, а контрольные — в поиск таинственных артефактов. Класс подростков превратился в экспедиционную группу.

Точно так же в зависимости от темы дисциплины можно придумать историю, например, о полёте на космическом корабле или роботе, которого нужно починить. Можно придумать даже историю о протонах, нейтронах и т.д., если говорить о ядерной физике.

У фантазии нет границ. Главное — держать в уме, для каких целей это делается, то есть продуманно использовать сторителлинг как инструмент, а не просто так.

  • Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.

  • Достаточно знать несколько правил сторителлинга (каркас)

  • 1. Вам нужен яркий герой, который однозначно заинтересует аудиторию ( Я. Друг. Друг друга)

  • 2. Цель (Чего хочет герой)

  • 3. Проблема (Почему он без этого не может жить)

  • 4. Злодей (Кто или что ему мешает)

  • 5. Решение

  • 6. Мораль

  • 10 правил успешного сторителлинга для написания или рассказывания самих текстов:

  • 1. Краткость – сестра таланта.

  • Если речь идет об устном донесении истории, то помните, что человек может концентрировать внимание минут 20, после чего ему необходим отдых.

  • 2. Вам нужен яркий герой, который однозначно заинтересует аудиторию.

  • 3. Не пишите истории с открытым концом.

  • Ваша цель не заставить читателя/слушателя домысливать, что же будет дальше, а получить ответы на свои вопросы.

  • 4. Текст не должен быть скучным.

  • 5. Он должен возбудить интерес аудитории, заставить читать/слушать дальше.

  • 6. Не навязывайте свое мнение.

  • Мягко влияйте на сознание аудитории. После окончания вашей истории у всех должна появиться мысль: «Я хочу». Если вы будете постоянно в тексте повторять: «Ты должен!», то вызовите сопротивление аудитории.

  • 7. Влияйте на эмоции аудитории.

  • Вызывайте смех, радость, сочувствие, страх, злость, но не оставляйте своего слушателя/ читателя равнодушным.

  • 8. Подстраивайте текст под конкретную аудиторию.

  • Нельзя охватить одним рассказом всех и сразу.

  • 9. Используйте красивые метафоры и другие фигуры речи, но не позволяйте им забить основную мысль, что желаете донести.

  • 10. Не дистанцируйтесь от аудитории, постарайтесь установить с ней максимально дружеские отношения. Тексты в стиле «Я крутой биг босс, а ты дурак» вызовут лишь раздражение.

Какие бывают типичные ошибки использования сторителлинга в обучении?

Первая ошибка — непопадание в целевую аудиторию. Если школьник не ассоциирует себя с главным героем, у него не возникает эмоциональной связи с историей. Условно говоря, не стоит рассказывать бизнесменам про ребят и зверят, а ученикам начальной школы — про директоров компаний.

Вторая ошибка — скучная, «вымученная» история. Это не вовлекает, а, наоборот, отвращает. Если не получается придумать действительно удачную историю, лучше обойтись совсем без сторителлинга.

Третья ошибка — бесцельное использование сторителлинга. Даже суперинтересная история будет неуместна, если она не вписывается в курс органично и не служит никакой цели. Помните, что это элемент обучающей программы, а в программе не должно быть ничего случайного.

Четвёртая ошибка — перегрузка содержания программы сторителлингом. Слишком большая или слишком часто упоминаемая история только навредит. Во всём важен баланс, основная цель курса — научить, а не показать сериал.

Примеры



Есть ли выход

Для многих интерес к учебе во многом зависит от личности учителя. Именно педагог может (или, к сожалению, наоборот) привить ученику тягу к знаниям и любовь к своему предмету. При желании взрослым удается заинтересовать ребенка даже в подростковом возрасте, и показать на личном примере, что всегда есть возможность открывать для себя что-то новое и интересное, ранее неведомое. Возможно, на какое-то время им стоит прекратить или максимально сузить бесперебойный поток удовольствий, радостей жизни. Родители также должны обладать знаниями и волей, чтобы показать: учеба— это труд, без которого невозможно развитие.