СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Страх сцены. Что это такое и как с ним бороться»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Сценическое волнение музыканта во время концертного выступления - эта тема, актуальна для всех музыкантов: от начинающих до великих мастеров.

Концертное исполнение является важнейшим, ответственным завершающим этапом подготовки музыканта, когда на суд публики выносится результат его многочасового напряжённого труда. Именно на сцене приходит первый успех, приходит становление творческой личности. И сам исполнитель во время концертного выступления попадает в совершенно иную обстановку - такую, в которой он ранее не действовал, не чувствовал. Как не растерять на сцене всё то, что много раз было обдумано, отрепетировано? Как научиться владеть своим состоянием на сцене, уметь справляться с собой и переводить все переживания и волнения в нужное русло?

Просмотр содержимого документа
««Страх сцены. Что это такое и как с ним бороться»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств г. Зеленодольска Республики Татарстан"





Методическая разработка

на тему

«Страх сцены.

Что это такое и как с ним бороться»





Автор, разработчик, составитель:

Ярилкина Эльза Салиховна,

преподаватель Общего фортепиано, концертмейстер

МБУ ДО «ДШИ г. Зеленодольска РТ»








г. Зеленодольск

2016 г.

Вступление


Сценическое волнение музыканта во время концертного выступления - эта тема, актуальна для всех музыкантов: от начинающих до великих мастеров.

Концертное исполнение является важнейшим, ответственным завершающим этапом подготовки музыканта, когда на суд публики выносится результат его многочасового напряжённого труда. Именно на сцене приходит первый успех, приходит становление творческой личности. И сам исполнитель во время концертного выступления попадает в совершенно иную обстановку - такую, в которой он ранее не действовал, не чувствовал. Как не растерять на сцене всё то, что много раз было обдумано, отрепетировано? Как научиться владеть своим состоянием на сцене, уметь справляться с собой и переводить все переживания и волнения в нужное русло?

Работа предназначена педагогам дополнительных образований, концертмейстерам и всем музыкантам. Надеюсь, что изучение данного материала поможет более успешному исполнению программы, окажет помощь в преодолении страха перед сценой.

Цель работы: собрать и обобщить свой педагогический опыт и опыт различных преподавателей по умению собраться самому и подготовить своего ученика перед ответственным выступлением, концертом, конкурсом.

Задачи:

  1. показать различные приёмы психологической подготовки перед выступлением;

  2. предложить упражнения, методы, аффирмации для воспитания и повышения стрессоустойчивости.







Психология исполнительства


«Волнуйся не за себя, волнуйся за композитора»

Цезарь Кюи

«Страх перед публичными выступлениями – одна из самых распространённых фобий человека. Страх — это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием». (Википедия). Наша жизнь полна неожиданностями и испытаниями. И страх в ней - это вполне нормальное и даже очень полезное чувство. Многим он помогает избежать ограбления, пожара, дорожно-транспортных происшествий. Но очень часто бывает, что страх рождается в нас без видимой на то причины. И публичное выступление – это как раз та ситуация, когда ничто и никто не угрожает нашей жизни. Но сама мысль о том, что предстоит выйти к слушателям, заставляет организм реагировать так, как будто мы находимся на краю пропасти.

Перед музыкантом возникает довольно сложная психологическая проблема преодоления: пересилить свои страхи, неуверенность и в тоже время самоутвердиться. Некоторые превосходные музыканты из-за невозможности справиться с повышенным эстрадным волнением были даже вынуждены отказаться от концертной деятельности. Среди них были такие выдающиеся скрипачи как П. Роде, К. Липиньский, русский и советский пианист К. Игумнов и многие другие.

Судя по высказываниям великих музыкантов - есть чёткая грань между исполнительским мастерством вообще и эстрадным опытом игры.

Шопен говорил Листу: "Я не способен давать концерты; толпа пугает меня, меня душит её учащённое дыхание, парализуют любопытные взгляды, я немею перед чужими лицами". Брамс с горечью писал: "Замечаю с ужасом, что мой страх перед публикой сильно возрос. Как у меня получиться? Мне иногда очень страшно. Я слишком пренебрегал концертами и слишком привык играть только для себя".

Концертное выступление дарит музыканту особое состояние - вдохновение. В тоже время, исполнитель испытывает на сцене сильнейшее волнение, во многом связанное со сложностью и ответственностью выполнения художественных и исполнительских задач. Музыкант, выступая на сцене, попадает в совершенно другую реальность, в такую обстановку, в которой он ранее не жил. При этом одни выступающие от волнения «теряют» текст. Другие играют слишком медленно или, напротив, быстро; слишком громко или слишком тихо; без педали или на сплошной педали; грубо или беззвучно. Многие утрачивают способность справляться с технически сложными эпизодами, которые до того у них успешно получались. Некоторые, напротив, играют технически благополучно, но в эмоциональном отношении сухо. Одним словом, проявления сценического страха в музыкальном исполнительстве бесконечно разнообразны в зависимости от индивидуальности играющего и ситуации. Что предпринять, чтоб волнение не переросло в панику, как бороться с чрезмерным волнением, чтоб не сорвать выступление?

Конечно, у каждого свой тип нервной системы. И любому нужен свой особый настрой перед выступлением. Кому – то помогают слова, кому-то специальные упражнения. А для кого – то выступления на публику – сама жизнь.


Причины страха перед сценой и способы его преодоления

Волнение почти всегда можно объяснить. Чтобы научится владеть собой перед публикой, надо начинать с того, чтобы следить за собой дома. Ведь именно в домашней спокойной обстановке можно тренировать внимание и сосредоточенность ежедневно и ежечасно. По мнению музыкальных психологов, (таких, как Лилиас Маккиннон) вредные житейские привычки человека негативно сказываются на его выступлении. Так, вечно откладывая на завтра то, что необходимо сделать сегодня, музыкант может расстроить функции памяти, так как нерешительность ослабляет характер. Музыкант-исполнитель не может, подобно поэту или художнику выбирать для работы самые удачные минуты; он вынужден играть в заранее назначенный день, независимо от настроения. Это требует гибкости, способности сосредоточения внимания на том, что важно в данный момент. Качества эти вырабатываются годами ежедневной тренировки.

Интересен совет, который давал свои ученикам М.Л. Ростропович. Он говорил: "Ну конечно, все на эстраде волнуются. Но, вы знаете, всё дело в том, что вы музыкой заняты меньше, чем собой". И он, действительно, прав! Музыкант погружается в своё волнение и забывает, что это - его работа. Это - музыка, в которую он должен быть вовлечён весь, до последнего нерва. И когда он этим занят, сценическое волнение хоть и остаётся, но не носит такого глобального характера. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он просто обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к той музыке, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем; показать наилучшее, на что он способен. Музыканту нужно постараться найти такое плодотворное состояние, когда, по словам Гейне, "рояль исчезает, и нам открывается одна музыка".

Ошибка, которую допускают многие, состоит в попытках «бороться» с волнением. Ведь старание подавить страх только ухудшает положение. Необходимо не задерживаться на неприятных воспоминаниях о неудаче, а, наоборот, обратить свои мысли к случаям особенно успешных выступлений. Все оборачивается к лучшему только в том случае, если прошлые неудачи рассматриваются как полезный урок, если мысли сознательно направляются на что-нибудь приятное. Тогда неизменно появляется чувство уверенности в себе.

Конечно, даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения, как он реагирует на сценическую ситуацию, которая всегда остаётся повышенным стрессогенным фактором. Многие исполнители нуждаются в коррекции неправильного сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, дрожь коленей, «выпадение» текста, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходит на сцену, – являются основными проявлениями синдрома сценического волнения.

Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. Не зря Н. Перельман утверждал: «Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки».

В день выступления у большинства исполнителей возникает так называемое «пред концертное волнение», основанное на беспокойстве за качество выступления. К этому явлению следует относится как к кратковременной болезни, причины и следствия которой невозможно уложить в рамки только лишь занятий за инструментом. Правильная психологическая установка на успешное выступление, разумное сбережение нервно-психологической энергии в день концерта оказывает положительное влияние на исполнение программы на сцене. Незадолго до концерта необходимо отвлечься от напряжения. Можно посмотреть любимый фильм, который зарядит энергией, или почитать хорошую книгу. Также нужно постараться рано лечь спать, чтобы отлично выспаться. Накануне играть желательно в умеренном темпе, стараться сберечь силы и эмоции, можно почитать с листа или вспомнить что-нибудь из старого репертуара, не сидеть долго за компьютером. Всё это необходимо, чтобы не было, по словам Г. Нейгауза, «душевной изношенности».

Очень помогает справиться с боязнью сцены изменение значимости предстоящего события. Люди склонны завышать важность того, что должно свершиться, завышать значимость слушателей, приписывая им высокий профессионализм, силу, и одновременно принижать свои умения и мастерство. В результате возникает боязнь зрителей. Справиться с ней помогут три простых шага: 1 – повысить свою значимость; 2 – понизить значимость аудитории; 3 – понизить значимость события. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Любой музыкант может внушить себе это после небольшой тренировки.

Очень полезна и хорошо помогает аутогенная тренировка в расслабленном состоянии. Это как самогипноз. Если постараться выполнить это упражнение, можно очень хорошо отдохнуть. Нужно снять верхнюю одежду, тяжёлые украшения, освободить руки. Сесть в удобное кресло, избавиться от всех мыслей, от ощущения времени и постараться полностью расслабиться на некоторое время. Это проделать непросто. Но, при правильном выполненном упражнении, оно даёт ощутимо сильный заряд.

С. Рихтер и Д. Ойстрах для снятия стресса съедали 2-3 кусочка сахара или небольшую плитку шоколада, запивая тёплым слабым чаем или водой. И делали они это не с проста. Ведь сахар, как и шоколад снижает уровень «гормона стресса» - кортизола, а также заставляет "проснуться" гиппокамп, который отвечает за активность мозга. К тому же глюкоза расслабляет мышцы желудка, который испытывает при стрессе спазмы, а также она уменьшает ощущение «ватности» ног, дрожания рук.

Успокоительные средства желательно не использовать. Ведь после них игра может быть скучной и неэмоциональной. Перед выходом на сцену можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. От этого сердцебиение придёт в норму, появится ощущение спокойствия.

Одежда должна быть удобной. Обувь на высоком каблуке желательно не одевать, а острый или «обрубленный» носок может плохо отразиться на технике владения педалью.

На инструменте, предназначенном для выступления, необходимо поиграть, приспособиться к нему заранее. Кроме того, выступление может «загубить» высокий или низкий стул, так как высота стула напрямую связана с привычками технического исполнения.

Каким бы сильным не было волнение, исполнитель даже самому близкому другу не должен признаваться, что боится выступления. Он не должен признаваться, в этом даже самому себе. Нужно повторять своим друзьям и себе самому: «Я с нетерпением жду концерта». И если повторять это достаточно часто вслух или про себя, страх перед выступлением постепенно будет уступать место чувству уверенности.

Выходя на сцену и уходя с неё, никогда не нужно торопиться. Фигура становится стройной, если ходить на восточный манер – легко, ступая сначала на пятки. Подбородок не следует при этом пригибать к груди. Очень важна хорошая осанка. Она означает нечто большее, чем достойный вид: это одновременно и более глубокое дыхание, и лучшее самочувствие, а, следовательно, и уверенность в себе.

Для снятия любых зажимов, которые неизбежно возникают в результате стресса и которые значительно мешают здраво мыслить и нормально говорить, полезно ещё сильнее дать нагрузку на крупные группы мышц (икры, бёдра, ягодицы, живот, спина, грудь, плечи и т. д.). а затем сбросить напряжение. Можно поприседать или широко зевнуть.

Неплохо помогает так называемая энергетическая зарядка: расставить ноги на ширину плеч. Почувствуйте, как снизу-вверх восходит поток энергии Земли, протекает сквозь ваше тело и фонтаном вырывается наружу. Точно так же представьте, как нисходящий поток энергии Неба пронизывает вас сверху-вниз и вытекает фонтаном снизу. Дышите свободно. Постойте так некоторое время, впитывая энергию, которая сбрасывает зажимы.

Можно использовать отличную технику под названием «Дыхание шариком». Профессор Херри Херминсон из Новой Зеландии предлагает этот способ для снятия страха. Закройте глаза и представьте перед собой лёгкий теннисный шарик. Вдох — и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох — и шарик так же плавно опускается вниз.

Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачками. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги, страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так.

В некоторых случаях помогают побороть волнение позитивные фразы – аффирмации. В переводе с английского «to affirm» означает «утверждать». Позитивные утверждающие фразы помогут вам настроиться на волну успеха и выступить блестяще!

Среди лучших даосских техник встречается очень простое, но тем не менее действенное упражнение – «Смеющийся цигун». Подойдите к зеркалу и начните улыбаться своему отражению (минимум минуту). Затем весело рассмейтесь, даже если не хочется. Усильте смех, позвольте ему быть утрированным (около 5 минут). Закончите упражнение на лёгкой улыбке.


Заключение

Универсальных рецептов для преодоления негативных форм сценического волнения не существует. Каждый музыкант должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к концертному выступлению. Конечно, существует немалое количество рекомендаций к подготовке сценического выступления от многих выдающихся педагогов и исполнителей. Охватить все правила поведения на сцене сразу невозможно. Главное, что должен понять исполнитель: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. «Расслабься и получай удовольствие», - так настраивал А. Градский нашу землячку, Дину Гарипову, перед выступлением на Евровидении. И он был прав на все 100 процентов! Ведь концертного выступление повышает эмоциональный тонус исполнения, и открывает второе дыхание, даёт необычный творческий подъём, раскрывает индивидуальность исполнителя! Выступления на сцене дают нам радость творчества, потому что, надо честно сказать, что искусство рождается только на сцене, только в публичной деятельности. Сколько бы вы не играли до этого в классе или дома искусство не рождается. Потому что искусство рождается не у вас, а рождается в головах слушателей.





























Список используемой литературы

  1. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики»;

  2. Григорьев В. «Исполнитель и эстрада»;

  3. Коган К. «У врат мастерства»;

  4. Ойстрах Д.Ф. «Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма»;

  5. Пилипенко И. «Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертного выступления»;

  6. Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства»;

  7. Бычков Ю. Н. «Проблема смысла в музыке»;

  8. Перельман Н. «В классе рояля»;

  9. Савшинский С. И. «Работа пианиста над музыкальным произведением»;

  10. Перельман Н. «В классе рояля»;

  11. Фейнберг. «Путь к мастерству»;

  12. Цыпин Г. М. «Исполнитель и техника»;

  13. Щапов А.П. «Некоторые вопросы фортепианной техники»;