СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страна Эмоций. Гнев

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная работа. Развитие эмоциональной сферы.

Предлагаемый сценарий открытого урока является составной частью программы коррекционной работы с детьми девиантного поведения.

Просмотр содержимого документа
«Страна Эмоций. Гнев»

Занятие: «Страна эмоций» (развитие эмоциональной сферы) 3 занятие

Пояснительная записка

Предлагаемый сценарий открытого урока является составной частью программы коррекционной работы с детьми девиантного поведения.

Программа рассчитана на детей 10-15 лет и включает в себя 10 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, с использованием элементов тренинга, применяя также сюжетно-ролевые игры, беседы, анализ конкретных ситуаций.

В ходе работы дети знакомятся с навыками саморегуляции, что создаёт условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и проигрывание ситуаций, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, помогая ему в различных жизненных ситуациях.

Продолжительность занятий 45 минут. Оптимальное количество детей в группе – 8-10 человек.

Цель: профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся девиантного поведения.

Задачи: Расширение знаний о чувствах и эмоциях: гнев, злость, агрессия. Освоим умение выражать чувства в социально приемлемых способах.

Оборудование: листы формата А4, цветные краски, карандаши, ножницы, cкотч, мячик, карточки эмоций, надувные шарики, «листки гнева», диванные подушки (маленькие), «Дерево эмоций», презентация «Эмоции».







ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте ребята. Начнем наше занятие с разминки.

  1. Проведем разминку: «Как тебя зовут?»

Каждый держащий картонное сердце в руке называет свое имя, при этом называя свое эмоциональное состояние (например: Таня-веселая), и передает картонное сердце следующему участнику.

Вывод: наблюдая за вами, слушая высказывания, я пришла к выводу, что большая часть ребят считают себя эмоционально-положительными.

  1. Игра «Узнай чувства»

Учащимся раздаются карточки с различными эмоциональными состояниями. Каждому нужно прочитать свою карточку и изобразить это состояние. Остальные должны понять, какое чувство испытывает участник. Например:

- Я сильно радуюсь, когда у меня все хорошо в учебе.

- Я удивляюсь, когда что-то происходит не запланировано.

- Я волнуюсь, когда танцую на сцене и на меня смотрит большое количество людей.

- Испытываю тревогу, когда пишу контрольную работу.

- Я одинок, потому что мало доверяю людям.

- Я счастлив, когда исполняются мои мечты и желания.

- Я печален, когда отец уезжает в командировку.

- Я сожалею о ссоре с братишкой (сестренкой).

Анализ упражнения:

- С кем вы говорите о своих чувствах?

- О каком чувстве говорить труднее?

- Почему важно, чтобы мы могли говорить о своих чувствах

Психолог: Известно, что свое духовное богатство и душевную теплоту человек передает через общение. Именно в общении и через общение формируется человек целостный, интересующийся жизнью другого, способный испытывать человеческое тепло по отношению к другому, человеческий интерес к нему, беспокойство за него, сочувствие, сострадание. В жизни существуют как положительные, так и отрицательные эмоции. Иногда смотришь, как люди общаются доброжелательно, вежливо, когда звенит веселый детский смех, как колокольчик, то на душе спокойно и приятно. Но, иногда, люди разговаривают на повышенных тонах, даже кричат и дерутся, то испытываешь негативные эмоции.

Ребята. Расскажите, какие эмоции и чувства вы испытывали на прошедшей недели. Дети перечисляют….

Сейчас мы посмотрим презентацию «Эмоции».

  1. Презентация «Эмоции»

Психолог: Как вы увидели и проговорили, эмоции бывают разные, положительные и отрицательные, доставляющие радость или неприятности человеку. И от того, как часто человек проявляет те или иные эмоции, зависит его характер. Будешь сердиться, грубить - это твое будущее лицо, а если ты уважителен, приятен в общении, улыбчив, добр к собеседнику - поздравляем, ты человек, заряженный положительными эмоциями.

Психолог:

1. Какие положительные эмоции помогают человеку справиться с трудностями?

2. Какими бы вы хотели видеть своих близких друзей?

3. Как вы реагируете на положительные эмоции ваших собеседников?

- но наряду с положительными эмоциями, в человеке присутствуют и отрицательные. Вспомните нашу презентацию и назовите, какие отрицательные эмоции вам знакомы? (называют ……)

как мы видим, самыми распространенными плохими качествами являются гнев и ярость

  1. «Как я справляюсь со своим гневом?»

Задание № 1.

Работа над способом реагировать на гнев

Используем надувные шарики, диванные подушки, «листки гнева» - под музыку учимся выражать свой гнев без вреда для окружающих, через игру.

Краткая беседа с детьми

1. Что такое гнев, злость? Чем гнев отличается от злости?

Гнев подразумевает временная вспышка по ситуации
явные проявления на лицо.
Злость обычно на что-то или кого-то может быть затяжной глубокой тихой, а еще злость может быть хорошей (спортивная), а гнев - никогда.

2. Что вызывают у вас подобные реакции человека?

ПСИХОЛОГ: Гнев – усиленное чувство злости, носит аффективный характер, более кратковременный по своему воздействию, чем злость.

Злость - Злость является чувством, реакцией на контакт с окружающим миром в случае нарушения ваших личных границ или неудовлетворенности собственных желаний. Злость – внутреннее переживание, которое может быть выражено жестами, мимикой или же словами: «я разозлился!», «я злюсь, когда…». И это самый «здоровый» способ выражения злости.

  1. Знакомство с презентацией

Психолог предлагает познакомиться с презентацией, рассмотреть ее, обсудить возникшие у детей вопросы, затем задает вопросы:

Какие у вас возникли вопросы при просмотре этой презентации?

Как вы думаете, имеет ли эта презентация отношение к вам?

Может ли этот презентация помочь вам? Каким образом?

Как вы реагируете на проявление гнева, злости?

Где вы чаще всего встречаете проявление гнева и злости, на улице, дома, в школе? Как вы думаете, почему это происходит именно там?

Выбор ответа

Психолог вместе с участниками выбирает один, наиболее эффективный, по мнению данной группы, и привлекательный ответ.

Задание № 2.

Психолог: Знаете, ребята, я для вас приготовила притчу, в ней говорится еще об одной очень нехорошей эмоции, послушайте её:

ЯРОСТЬ

Однажды лис сказал мыши:

- Я - царь зверей!

-Конечно, ты, - сказала испуганная мышь.

Затем лис увидел котёнка.

- Конечно, ты, - пролепетал испуганный котенок

Затем лис схватил кролика, потом куропатку и, наконец, крота. Все безропотно соглашались, что царь зверей – лис. Внезапно увидев льва, лежащего на лужайке, лис подбежал к нему, выкрикивая, что он царь зверей. Не говоря ни слова, лев оглушил его ударом лапы и зарычал. С трудом поднявшись на ноги, лис сказал:

- Знаешь, сила – не ответ на обращение. Я задел твои чувства, и все, что ты мог, - прийти в ярость. – С этими словами лис заковылял прочь.

После чтения притчи ведущий предлагает учащимся обсудить следующие вопросы:

Давайте дадим определение ярости: (дети пытаются дать определение…)

Ярость — очень сильная эмоция или импульсивная и агрессивная реакция (аффект), которая может быть вызвана попаданием индивида в неприятную ситуацию или неприятной ему характеристикой. Ярость считается сильнее злости и хуже поддаётся управлению, нежели гнев. Ярость чаще всего сопровождается утратой самоконтроля.

- Согласны ли вы с названием притчи, могли бы вы назвать ее по-другому?

- Как вы опишите поведение лиса с мышкой, кроликом и другими?

- Какие преимущества были у льва, какие недостатки?

- Что почувствовал лис, когда повстречался со львом?

- В каких ситуациях можно испытывать те же чувства, какие испытывали лев, лис?

  1. «Дерево эмоций»

Психолог: В народе говорят, чтобы человек прожил жизнь не зря и был счастливым, он должен вырастить сына, посадить дерево и построить дом. Все это у вас впереди, а сегодня мы с вами попробуем представить свою будущую счастливую жизнь, посадив «дерево собственных эмоций». И сегодня на нашем дереве появятся первые листочки – эмоций – добрых и не очень.

Как вы думаете, почему дерево?

Все просто, дерево символизирует жизнь, рост, самодостаточность, интерес, радость, мягкость, чувственность.

Перед вами макеты деревьев, выберите себе то, которое вам нравится. На деревьях совсем нет листочков, просто голые ветки, и оно совсем непривлекательно, и от нас с вами зависит, каким оно будет, когда мы украсим его своими настоящими эмоциями. На левую сторону дерева размещаем эмоции, которые мы стараемся использовать редко, а на правой стороне дерева – положительные эмоции, которые используем в жизни чаще.

После того как желающие высказались, ведущий напоминает (из презентации) возможные варианты реагирования и просит каждого участника выбрать только те листочки с эмоциями, которые привык использовать чаще всего. (дети берут картинки с изображением эмоций и при помощи скотча крепят на веточки дерева)

ВЫВОД: чтобы человек был счастливым, общаясь с друзьями и близкими,он должен быть …… (назвать эмоции на дереве) какое счастье, что на мрачной стороне дерева у нас так мало листочков. Такие эмоции как гнев, ярость злоба, ненависть и другие разрушают нашу жизнь, препятствуют настоящему доброму общению.

Что вызывает у вас чувство радости, тепла, добра, уюта? - когда делаем добро другому человеку.

Итог занятия

Психолог: Итак, ребята, подошел к концу наше занятие. Думаю, что вы прислушаетесь к сегодняшним советам, и будете строить свое общение друг с другом, опираясь на знания, полученные на уроке.

Мне сегодня тоже было приятно с вами общаться, я узнала от вас много нового. Желаю вам, ребята, и вам, дорогие гости, добра, уюта и тепла в вашем доме. Пусть вас окружают только положительные эмоции.