СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страничка первоклассника

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В данной разработке содержится материал, полезный для проведения родительского собрания в начале учебного года

Просмотр содержимого документа
«Ваш малыш стал школьником»

Ваш малыш стал школьником!


Мы, педагоги, рады видеть его в нашем учебном заведении. Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет легкой, и Вы не устанете в пути.


Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребёнка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.


Сотрудничество принесёт свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребёнок не мыслит соей жизни, найдут в себе мужество каждый день быть настоящей Матерью и настоящим Отцом!


Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребёнка и дорожите его любовью к вам!


ЗАКОН 1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!


ЗАКОН 2. Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.


ЗАКОН 3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают враньё ребёнка, приводят к боязни и ненависти.


ЗАКОН 4. Не налагайте запретов. В природе ребёнка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.


ЗАКОН 5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.


ЗАКОН 6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру родительской ответственности.


ЗАКОН 7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами. Учите своего ребёнка смеяться над собой! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие люди.


ЗАКОН 8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!


ЗАКОН 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».


Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!


Мы желаем вам успехов!

Просмотр содержимого документа
«Как помочь ребенку адаптироваться к школе»

Как помочь ребенку адаптироваться к школе?



Поступление ребенка в школу – это принципиально новый этап его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации к школе. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. Ребенку нужна помощь и, в первую очередь, он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей.


Традиционно первым днем обучения является 1 сентября. И взрослые, и дети с нетерпением ждут этого счастливого дня. Приятные хлопоты позади: сложен на завтра портфель, висит аккуратно выглаженный костюм, стоят ярко начищенные туфли. Все сверкающее, все новенькое. А цветы не забыли? Без цветов, какой же праздник! Но никакие цветы не помогут, если перед уходом в школу вы будете торопить ребенка, искать вдруг куда-то запропастившиеся носки или в последнюю минуту будете гладить рубашку. Помните, что от того, как ваш малыш проведет эти полчаса перед школой, от тех слов, которые вы скажете ему на прощанье, зависит порой весь его школьный день.


Часто первый день является самым трудным день в жизни ребенка, т.к. ажиотаж вокруг этого дня будоражит и пугает его. В результате «счастливый день» может обернуться капризами, тошнотой, вялостью или необузданной активностью. Все это результат перенапряжения ребенка. Учитывая такие последствия, взрослые должны заранее спланировать этот день, выделив время отдыха, как психического, так и физического. Массовые мероприятия (гости, парки и т.д.) желательно отложить до ближайших выходных дней: ведь завтра ребенку опять идти в школу и второй день для него снова будет напряженным.


Первая неделя проходит на эмоциональном подъеме. Не следует обижаться, если ребенок не собирает вечером портфель, не готовит одежду. Ведь он еще не привык этого делать! Ничего страшного нет, если взрослый соберет портфель сам, а лучше – совместно с ребенком, но приговаривая, что будет стыдно, если он (ребенок) будет утром не готов.


Вчерашний дошкольник, при поступлении в школу, очень хочет соответствовать ее требованиям, быть хорошим, доказать взрослым, что он справляется со всеми требованиями. У него высокая мотивация к обучению. Очень важно поддержать ребенка на самом старте обучения!


Новое окружение, новые требования на первых порах делают ребенка одиноким и беззащитным. Вот почему важно, чтобы в первые несколько месяцев, близкие ему взрослые помогли с объяснением правил поведения в школе, разбирали с ним различные школьные ситуации, приучили бы к новому режиму дня, объясняли о том, как ведутся тетради, как выполняются домашние задания. Важно объяснить ребенку, что ошибка – это не преступление, что дети должны делать ошибки, иначе они рождались бы взрослыми. Детство и дано природой для усвоения норм поведения и культуры в обществе.


Режим взрослого на этапе адаптации ребенка к школе должен быть подчинен режиму школьника, он своим примером (а не нотациями) показывает, как организовать учебный день. Желательно, что в это время в семье один человек контролировал ребенка, чтобы у ребенка не рассеивалось внимание на разные требования. На первых порах ваш маленький ученик нуждается в помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках, и даже, может быть, посидеть с ним рядом, пока он их делает.


Первокласснику необходим свой стол, настольная лампа, книжная полка. Проследите, чтобы ваш малыш отвел своим школьным вещам строго определенное место. Ни в коем случае не разрешайте ребенку заниматься чем-либо другим, пока он не убрал за собой стол самым аккуратнейшим образом, даже если к нему пришел приятель. Ему можно предложить в этом помощь, и тогда он будет чувствовать в вас друга.


Итак, ребенок садится за уроки. Надо, чтобы это происходило в один и тот же час. Проследите, чтобы на столе не было ничего лишнего – только то, что нужно для приготовления уроков. Свет должен падать слева. Пусть ребенок объяснит, что ему нужно сделать. Не нужно заставлять его делать сначала на черновике, пусть приучается делать все хорошо и сразу. И главное, чтобы он старался и не торопился.


Домашнее задание – это индивидуальная форма учебной деятельности школьника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя, но по его поручению. При правильной его организации у первоклассника вырабатываются навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям.


У многих ребят через месяц наступает эмоциональный спад: надоедает рано вставать, сидеть на уроках и т.п. Взрослые должны проявить максимальную изобретательность, чтобы поддержать мотивацию к обучению. Первые трудности учат ребенка учиться. Важно спокойно и уверенно их преодолевать совместно с ребенком. В этот период главную роль начинает приобретать учитель. Ребенок его копирует, подражает, ссылается на него к месту или нет. Таким кумиром учитель остается до 5 класса.


И вот первая отметка. Ни в коем случае не надо требовать от ребенка только хороших и отличных отметок. Это ничего, кроме вреда, не принесет. Ведь немало известных ученых, музыкантов, художников неважно учились в школе. Вообще-то учителя первых классов стараются не ставить двоек своим ученикам, чтобы не обескуражить его с самого начала. Но вдруг…Ни в коем случае не браните ребенка, не осыпайте его упреками в несообразительности и неряшливости. Вам кажется, что если поругать за первые промахи, то ребенок потом будет относиться к ним, как чему-то вполне нормальному. Если ребенок поступил неправильно, не нужно кричать и ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях. Ребенка нельзя запугивать. Страх парализует, и ребенок становится не в состоянии что-либо самостоятельно предпринимать. В сложных ситуациях ребенок становится уязвимым. Нужно внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, то он не попадет в сложную или опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных ситуациях, надо обязательно похвалить его.


Сам процесс обучения может доставить радость школьнику. Научите ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Храните, например, его старые тетради и вместе обсуждайте пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах.


Почему учителя добиваются умения красиво и четко писать? Прежде всего потому, что правильное, с точки зрения каллиграфии, письмо обычно бывает потом и грамотным. Следует ребенка приучать писать крупно, чисто, соблюдая поля и красные строки, учитывая при этом и воспитательные цели: человек должен все делать красиво. Иногда ребенок рано научился читать, очень любит книжки, прекрасно рассказывает, хорошо считает, а вот пишет не так уж красиво. Не надо его за это ругать, помогите ему добрым словом и своим присутствием.


Когда можно оставлять ребенка наедине со своими уроками? Как можно раньше, едва вы почувствуете, что он обходится без вас. Резко этого делать не надо – отойдите сначала по своим делам, а потом постепенно он тоже привыкнет, что вас нет рядом. Затягивать этот процесс тоже опасно. Те дети, которые не могут работать самостоятельно, без помощи взрослого чувствуют себя совершенно беспомощными. Имея лишь постоянный контакт с ребенком, можно судить о том, в какой мере он нуждается в вашей опеке, насколько ему можно доверять и предоставлять свободу (ходить в школу без сопровождения взрослых, оставлять одного дома, просить сходить в магазин, разрешить погулять со своими сверстниками на улице и т.д.). Поэтому, как бы вы ни были заняты, не отмахивайтесь от ребенка, если он хочет с вами поделиться. Добивайтесь, чтобы дети полностью доверяли вам, рассказывали о своих бедах, сомнениях, затруднениях. Во время таких бесед по «душам» уместно вспомнить случаи из своего детства.



Если ребенок чувствует помощь и поддержку дома, то к концу года у него должно сформироваться ответственное отношение к учебе, пунктуальность, обязательность, познавательный интерес и т.д. Только после этого от ребенка можно требовать выполнения тех или иных правил, когда он им обучен и они стали его повседневной нормой жизни.


Главная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Наиболее трудно адаптироваться детям которые не чувствовали переживание «мы». Другая причина в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним и его учебе учителей и взрослых дома. Возникшая в начальной школе дезадаптация не исчезает с возрастом, а превращается в комплексы, которые позже становятся не лучшими чертами характера. Своевременное их преодоление требует активного взаимодействия школы, родителей и ребенка, определенного мужества от взрослых вовремя признать свои ошибки во благо своего ребенка.



Начальное обучение – это старт сознательной жизни в мир взрослых, и от его успешности зависит, кем станет ребенок и каким он станет.

Просмотр содержимого документа
«Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника»

Знания, которые должны быть сформированы у будущего первоклассника



В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

  • уметь четко произносить все звуки речи;

  • уметь интонационно выделять звук в словах;

  • уметь выделять заданный звук в потоке речи;

  • уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

  • уметь произносить слова по слогам;

  • уметь составлять предложения из 3-5 слов;

  • уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;

  • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк -это животные);

  • уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);

  • уметь составлять несколько предложений о предмете;

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

  • уметь наизусть читать любимые стихотворения;

  • знать автора прочитанного стихотворения;

  • уметь последовательно передавать содержание сказки.



К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

  • знать цифры от 0 до 9;

  • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;

  • уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

  • знать знаки +, -, =, ;

  • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 4, 6 = 6);

  • уметь соотносить цифру и число предметов;

  • уметь сравнивать 2 группы предметов;

  • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

  • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;

  • уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;

  • уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»;

  • уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.



В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

  • уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

  • уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова…);

  • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…);

  • иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень — желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);

  • знать названия 1-3 комнатных растений;

  • знать названия 12 месяцев года;

  • знать названия всех дней недели.



Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

  • в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

  • полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

  • знать правила поведения в общественных местах и на улице.

























Критерии психологической готовности ребенка к школе


1. Социально-психологическая готовность к школе:

  • учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

  • умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).


2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

  • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять «выше — ниже», «вперед — назад», «слева — справа»);

  • координация в системе «глаз — рука» (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

  • развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);

  • развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: «слово — картинка» либо «слово — ситуация»).


Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе?


1) Развитие мелких мышц руки:


• работа с конструкторами разного типа;


• работа с ножницами, пластилином;


• рисование в альбомах (карандашами, красками).


2) Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).











Книги, которые помогут родителям и учителям подготовить детей к школе:


  • «Подготовка к школе». (О.И.Тушканова. Подготовка руки к письму. Волгоград, 1993);


  • Альбомы «От А до Я» (1, 2 выпуски);


  • Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. «Развитие логического мышления детей» Ярославль, 1996;


  • Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе?» (Мышление. Моторика);


  • Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе?» (Окружающий мир);


  • «Я начинаю учиться» (выпуски 1, 2, 3);


  • Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей» Ярославль, 1996;


  • Серия «Книги для талантливых детей и заботливых родителей»;


  • Черелюшкина Л. В. «Развитие памяти детей» — Ярославль, 1996;


  • «Подготовка к школе» (развитие внимания);


  • Безруких М. М., Ефимова СП., Князева М. Г. «Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться». — М., 1994.























Принадлежности, которые необходимы первокласснику:


  • Обложки для тетрадей плотные (10 шт.)


  • Обложки для учебников обычные (5 шт.)


  • Обложки для учебников формата А4 (5 шт.)


  • Ручки шариковые синие (4 шт.), зелёные (2 шт.), чёрные (2 шт.)


  • Простые карандаши ТМ (5 шт.)


  • Линейка 20 см с чёткими делениями (1 шт.)


  • Ластик мягкий (2 шт.)


  • Пенал (1 шт.)


  • Цветные карандаши 12 цветов (1 коробка)


  • Ножницы средние с закругленными концами (1 шт.)


  • Картон цветной матовый формата А4


  • Бумага цветная односторонняя и двухсторонняя (по 1 набору)


  • Клей ПВА (1 флакон 50-100 мл.)


  • Клей-карандаш (1 шт.)


  • Пластилин КОХИНОР (1 набор)


  • Кисти БЕЛКА круглые № 8-10, 5-6, 3 (по 1 шт.)


  • Бумага для акварели «Восход» формата А3 (2 набора)


  • Краски акварельные (г. Ленинград)


  • Альбом для рисования (2 шт.)


  • Гуашь (6 цветов)



  • Спортивная форма для урока физкультуры: спортивный костюм, футболка, кроссовки.




Советы родителям:


  • Ваш ребенок первый раз идёт в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Сделайте так, чтобы 1 сентября стало настоящим праздником для Вас и для будущего первоклассника!


  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.


  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.


  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.


  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.


  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.


  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ( «Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить достижения обучающегося в любой сфере.


  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.


  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился очень авторитетный, знающий человек. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.


  • Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.


  • Вы как никто другой знаете своего ребёнка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребёнка.


Желаем Вам удачи!

Просмотр содержимого документа
«Родительские нельзя»

Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня

НЕЛЬЗЯ:

  • будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

  • кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится.

  • требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.

  • сразу после школьных уроков выполнять домашние задания.

  • лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

  • заставлять ребёнка спать после уроков и лишать его этого права;

  • кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

  • заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

  • не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

  • ждать маму и папу, чтобы выполнять уроки;

  • сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;

  • смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

  • ругать ребёнка перед сном;

  • не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

  • разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;

  • не прощать ошибки и неудачи ребёнка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!