Урок математики в 3 классе «Школа России» ФГОС
Учитель: Костина Е.В.
Тема: «Странички для любознательных. Наши проекты. Математические сказки»
Цель: Создать условия для развития умения сочинять математические сказки; способствовать развитию воображения и творческого мышления.
Тип: комплексное применение знаний и способов действия.
Результат: дети соотносят и различают свойства геометрических фигур, сочиняя математические сказки.
Метапредметные: оформляют мысли в устной и письменной речи, обобщают собственные представления, оценивают свои достижения.
Предметные: понимают значимость математики в жизни людей, используют приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих процессов, для оценки их отношений, анализируют и представляют информацию в форме сказки.
Личностные: проявляют интерес к математике, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, учебник математики.
Ход урока
1.Мотивация. Самоопределение.(Слайд№1) 1,2,3,4,
Всё могу я сосчитать:
И деревья на горе,
И коляски во дворе,
И девчонок и мальчишек
И страницы толстых книжек.
-А благодаря какой науки это можно сделать? (математики)
-Кто из вас любит математику? Почему?(ответы детей)
(Слайд№2)Заглянем на страничку для любознательных(ссылка: http://www. /watch? v=cpW-zaIJrjw математическа сказка про =)
-Что вы сейчас посмотрели?
-Почему это сказка?
-Кто является главным героем этой сказки?(=,+,-)
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?(математические сказки)
Для чего нужны математические сказки?(они как и все сказки, учат добру и ещё помогают понять математические правила)
(слайд№3)Что же мы будем делать на уроке?
-Может быть…
-Возможно…
-Предположим...
(высказывания детей записываются на доске)А я предлагаю вам свою задачу: Сегодня вы будете думать и рисовать, а так же думать и писать(показываются условные знаки)
2.Актуализация знаний.-Возьмите листочки-карточки. Что на этих листочках?(цифры-числа)
На обратной стороне под А)напишите как называются такие числа?(двузначные, чётные)
Под Б)выпишите все числа, которые встречаются в таблице умножения на 7(14,28.42.56)
А сейчас возьмите карандаш и аккуратно соедините все точки в порядке возрастания.
-Что у вас получилось?(ломаная)На какого сказочного героя она похожа? (на Бабу-ягу)
(Слайд№4)Баба-яга предлагает обменяться листочками и оценить работу по критериям на слайде.
-кто получил 5 баллов? молодцы!
-Какая Баба-яга в сказках?(злая, всегда всем мешает)
(Слайд№5)-а эти сказочные герои добрые или злые?(ответы детей)
Выберем сказочных героев наших будущих сказок. Для этого вы до должны отгадать загадки:
1.Два квадрата –близнеца-
Половинки их отца
Сторонами приложи,
Имя их отца скажи.(Главный герой прямоугольник)
2.Злая рыба, хвост-лопата,
Откусила полквадрата-
Целый угол, верь не верь!
Кто же он, бедненький, теперь?(Главный герой треугольник)
3.Кубик в краску окуни,
Приложи и подними
Вася десять раз так сделал-
Отпечатались они (Квадраты. Главный герой квадрат)
4.Встал квадрат на уголок-
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос ещё дней пять.
Как теперь его назвать? (Главный герой ромб)
3.Практическая деятельность.(Слайд№6)для того, чтобы сочинить сказку мы должны хорошо представить себе нашего сказочного героя. Вы сейчас будете работать в группах: треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб; выполняя три задания (Слайд№6)Время выполнения пока звучит музыка-1,2,3,4,сказок много в этом мире.
Группа «Квадрат»
Узнай мою длину! ____________________________________________________________________
Поиграй со мной! Сколько квадратов на рисунке?
___________________________________________________________________
_______________________Сочини сказку про меня!
В некотором царстве, в тридевятом государстве жил был________________.Стало ему скучно и решил пригласить в гости своего друга_________________. Встретились друзья за круглым столом. Спорить стали вот о чем: Кто главнее всех в округе? Кто сначала, кто потом? ____________ сказал, что он главнее : «Я большой и, посмотри, Весь заполнен в середине.» Тут воскликнул__________ : «Жить не сможешь без меня! Я не просто маленький – я ведь копия твоя! Долго спорили фигуры, Кто из них кого главней, И соседей опросили, И знакомых, и друзей. Но закончить этот спор Не смогли и до сих пор, В чью же пользу и без ссор Разрешится этот спор? Чем отличается __________ от_____________? И случилось невероятное! Упал со стула______________и разломился на две одинаковые половинки! Засмеялся______________Я победил! Значит я «главнее»
Группа «Прямоугольник»
Узнай мою длину!
Поиграй со мной!
Сколько меня на этом рисунке?
А)
Сочини про меня сказку!
Жил-был_______________ . Был он очень любознательным и хотел всё знать. Увидит незнакомую ________________ и непременно спросит: - Как эта _______________называется? Вышел однажды ____________ на прямую линию и пошёл по этой прямой. Шёл, шёл по прямой линии, долго шёл. Устал. Остановился и говорит: - Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой? Засмеялась_______________: - Эх ты,_____________! Ведь ты не дойдёшь до конца: разве ты не знаешь, что у меня нет конца? - Тогда я поверну назад, - сказал______________. - Я, наверное, пошёл не в ту сторону.
-И в другую сторону не будет конца. У ______________ совсем нет концов. Она бесконечна... - И _____________________ даже пропела про себя песенку: Без конца и края Линия прямая! Хоть сто лет по ней иди, Не найти конца пути! Опечалился_______________ , узнав, что у линии совсем нет концов. - Как же быть? Что же мне так и придётся идти и идти без конца?
-Можно позвать на помощь ________________, - посоветовала _______________. Тут, откуда ни возьмись, появились ________________, щёлкнули перед самым носом и разрезали______________. - Ура! – закричал___________________ . - Вот и конец получился!
Группа «Треугольник»
Узнай мою длину!
_______________________________________
Поиграй со мной!
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать!
Но совсем другое дело-
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри. ________________________________
Сочини сказку про меня!
В тридевятом царстве жили по соседству ______________и______________ .
____________ очень завидовал ____________ , потому что у соседа было больше углов. чем у него самого. Как-то ночью _____________ подкрался с ножницами к ___________ и отрезал у него один угол. _______________ был очень доволен собой и еле дождался утра, чтобы посмотреть на свою работу. Однако, увидев радостного соседа, ____________ удивился и рассердился Следующей ночью он решил отрезать еще два угла. Решил и сделал. Каково же было удивление, когда он услышал радостные крики: "Здравствуй, братишка! Наконец-то мы встретились." Он присмотрелся... Действительно. Перед ним стояли ________________! Это были три симпачичных ___________________, очень похожие на него. Он очень обрадовался." Они будит жить вместе. У него будет большая и дружная семья"- подумал _______________. Теперь __________________никому не завидует. Пусть завидуют ему. Вот так закончилась эта история.
Группа «Ромб»
Узнай мою длину!
___________________________________
Поиграй со мной! Сколько ромбов на рисунке
Сочини Сказку про меня!
В царстве-государстве геометрических фигур жил-был ______________.Он все время завидовал ________________. - Я такой неуклюжий! - жаловался он. - Если поднимусь во весь рост, становлюсь высокий и узким, вот таким. А если лягу на бок, становлюсь низким и толстым, вот таким. А ты всегда остаешься одинаковым, - сказал он, обращаясь к __________-. - И стоя, и лежа, и сидя! - Да уж! - с гордостью отвечал ____________. - У меня все стороны равны! И ______________ переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина при этом не изменялись. А однажды случилось вот что. Один Человек заблудился в лесу. Он шел наугад и встретил ____________ и _______________. Поскольку у ___________ был очень важный вид, Человек обратился к нему: "Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?" ____________согласился и подставил Человеку свои бока. Человек сначала забрался на одну его сторону, но ничего не увидел из-за деревьев. Потом он попросил __________________ перевернуться, но и на этот раз ничего не увидел, поскольку все стороны_____________ равны.
- Господин ___________! - взмолился Человек. - Помогите мне хотя бы через речку перебраться! ______________ подошел к речке и попытался дотянуться до другого берега, но… Плюх! - и упал в воду. - Может быть, я смогу помочь вам? - скромно спросил Человека ___________________. Он встал во весь рост, Человек забрался на него и оказался выше деревьев! Он увидел свой дом и узнал, куда идти. Тогда _______ лег на бок и стал мостом. - А вы, оказывается, полезная фигура! - с удивлением сказал______________.
Выступление групп.(Слайд№7)В группы раздаются оценочные листы. Группа подписывает выступающих и обводит, ставит баллы, заработанные участниками.
Оценочный лист
Узнай меня! | 3 балла | Каждый способ -1б. |
Поиграй со мной! | 1 балл | -20 -7 -5 -5 |
Сочини сказку! | 1 балл | |
4.Рефлексия.-Ребята. вы сегодня работали, думали и рисовали, думали и писали, пытались сочинить математические сказки. Оцените себя каждый, как сегодня поработал на уроке. Прикрепите свои смайлики, которые вам ближе на табло.
|
Знак(карандаш) |
Знак(ручка) |
5.Итог урока.(Слайд№8)Сказок много в этом мире. Интересно придумывать самые разные математические сказки, можно составить сборник таких сказок с рисунками. У кого появилось желание сочинить свою собственную сказку. Обратите внимание, сколько тем предлагает учебник математике на с.50-51.выбирите одну из тем и дома создайте свою математическую сказку. И мы с вами создадим необычную книгу. А кому мы можем предложить прочитать её?(ответы детей-мы можем дать прочитать друзьям, родителям и конечно нашим маленьким школьникам-первоклассникам)
Всем спасибо за урок.(Слайд№9)Творческих успехов!