Проект на тему:
«Космос»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 17 «Буратино»
Воспитатель: Велимурадова Р.А.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность проекта 2
Предполагаемый результат 3
Цель и задачи проекта 3
Этапы проекта 4
Заключение 12
Литература 13
Приложение 14
«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»
К. Циолковский
Актуальность проекта
Тема "Космоса" привлекает и интересует детей дошкольного возраста, как что-то волшебное и таинственное потому, что космос остаётся для их взора невидимым и очень загадочным.
С рождения малыш является первооткрывателем, исследованием того мира, который его окружает. Возраст почемучек - самый замечательный возраст для детей. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной.Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, луна, звезды - это одновременно так близко, и в то же время так далеко.
Современные быстро развивающие дети задают много "космических" вопросов, на которые взрослые часто не могут дать объяснений и поэтому говорят "ты еще маленький" или "узнаешь когда пойдешь в школу".
Дети старшего дошкольного возраста очень любознательны, у них возникают много вопросов, например:
"Почему небо такое высокое?",
"Почему солнышко такое круглое?",
"Почему днем нет звезд, а ночью есть?"
"На чем космонавты летают в космос, готовят ли они себе в космосе еду, зачем им нужен скафандр, на чем они возвращаются на землю? » и т.д.
Дети задают, очень много вопросов о полетах в космос, далеких и неизведанных планетах солнечной системы.
Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы - ему помогают педагоги, родители. И это натолкнуло нас на мысль, познакомить детей с первыми покорителями космоса, с космическими аппаратами и жизнью космонавтов в космосе. Поэтому мы определили в своей практике своевременность и актуальность проектной деятельности с воспитанниками по данной теме.
Вид проекта: обучающий, исследовательский, игровой.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Продолжительность: краткосрочный.
Предполагаемые результаты:
Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
Повышение уровня мотивации к занятиям.
Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Цель:
формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
1 .Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Познакомить с первым лётчиком - космонавтом Ю. А. Гагариным.
Основной этап.
Довести до участников важность данной темы.
Подбор методической литературы.
Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы (по теме проекта).
Реализация проекта.
Образовательные области | Формы и методы организованной совместной деятельности |
Познавательное развитие | Беседа «Что такое космос». Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу. Беседа на тему: «Голубая планета - Земля». Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса Беседа о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Цель: познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе космонавтов в наши дни. Беседа о первом летчике - земляке - космонавте М.Манарове. |
| Беседа «Семья планет» Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы Беседа на тему: «Солнце - источник жизни на Земле». Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит. НОД поФЭМП «Большое космическое |
путешествие» Цель: Учить детей ориентироваться на плоскости, пользоваться словами: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», употреблять слова «ближе», «дальше». Упражнять детей в счёте в пределах 10, закрепить знания цифр. Воспитывать внимание, усидчивость. Закрепить умение выкладывать из геометрических фигур и счетных палочек, предмет (ракету). НОД по ФЭМП «Юные космонавты» Цель: Развитие познавательной активности детей через игровую деятельность, решение проблемнопоисковых задач. НОД «Космос». Цель: вызвать интерес к космическому пространству, развивать воображение, фантазию, воспитывать гордость за свою страну. Рассматривание альбома: «Человек, Земля, |
| Вселенная». Рассматривание «Карты звёздного неба». |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы: Я. К. Голованов «Дорога на космодром» П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп» Н. Носов « Незнайка на Луне» Чтение и заучивание стихотворений о космосе, планетах Солнечной системы, пословицы о космонавтах. Отгадывание загадок по тематике проекта. Активация словаря: иллюминатор, космонавт, скафандр, черная дыра. |
Социально коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры «Космонавты», «Полет в космос», «Космическое путешествие». Дидактические игры «Чья команда быстрее соберется», «Мозговой штурм», «Назови соседей числа», «Куда летят ракеты», «Назови лишнее слово», « Кто запомнит » |
Художественно эстетическое развитие | Рассматривание иллюстраций с изображением космического пространства, Солнечной системы и ее планет, космонавтов. |
| НОД. Рисование на тему: «Космическая фантазия». |
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цвет восприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности НОД. Лепка на тему "Космонавты в скафандре" |
Цель: учить детей лепить космонавта, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали ; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой. НОД. Аппликация на тему: «Полет на Луну». |
Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение. НОД. Конструирование на тему: «Космонавты у ракеты». Цель: изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов из природного материала, соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими предметами |
Физическое развитие | Провести беседу о здоровом образе жизни. Подвижные игры «Путешествие в космос», «Постройка ракеты», «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость» |
Работа с родителями:
1 .Конкурс собирателей загадок и пословиц о космосе.
Выставка творческих работ"Космическое путешествие"
Поиск материала по теме "Космос"
3. Заключительный этап
Итоговая беседа с детьми.
Подготовка и проведение НОД «Космическое путешествие», которое я взяла, через героя современного мультипликационного телесериала "Приключения Лунтика, чтобы заинтересовать детей.
Ведь детская память избирательна, ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило и обрадовало.
Заключение
Данный проект поможет детям закрепить и углубить знания о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Благодаря работе над проектом дети уточнили уже имеющиеся знания о космосе, узнали много нового об истории космонавтики, о знаменитых космонавтах, прославивших нашу страну . Совместная деятельность родителей и детей способствовала расширению кругозора взрослых, укреплению взаимоотношений в семьях, духовному развитию участников, способствовали формированию чувства гордости за свою страну, дети вполне доступно овладели элементарными знаниями о космосе.
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; формирование навыков коммуникативного общения.
«Если бы меня спросили, какое новое чувство испытал я за бортом станции, я бы, пожалуй, назвал ощущение бездны, бесконечности пространства. Наша Земля - удивительно красивая планета, те, кто побывал в космосе, это отмечают, а нам, пробывшим в космосе целый год, это особенно заметно».
Муса Манаров
Литература:
Г. Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.- Москва, 1999.
Калашников В. О звездах и планетах.
Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва, 1985.
Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва, 1981.
Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.
Скоролупова О.А. Покорение космоса. - 2-е изд., Москва, 2007.
Книги детям:
Н. Носов. «Незнайка на Луне». Главы из сказки.
П. Клушанцев. «О чем рассказал телескоп»
В. Медведев. «Звездолет Брунька»
В. Кащенко. «Найди созвездия»
В. Бороздин. «Первый в космосе»
К. Булычев. «Тайна третьей планеты»
А. Леонов. «Шаги над планетой»
Приложение
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе
"Космическое путешествие».
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествия.
Закрепить знания о солнечной системе, планетах, космосе.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать формировать представления о свойствах предметов:
цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку. Умение находить "лишний” предмет.
Закрепить знание о последовательности дней недели, времен года, месяцев.
Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10.
Развивающие:
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.
Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А вот куда, вы узнаете, выполнив задание.
- Найдите лишний предмет в каждом ряду и докажите, почему вы так считаете. Если вы ответите на загадки правильно, то под лишним предметом вы найдете отгадку (см приложение).
Скажите как можно назвать все это одним словом?
Дети: Космос.
Молодцы, это слово «космос». Сегодня мы отправимся в космическое путешествие к нашему другу Лунтику, он просит нас о помощи. Его украли космические пираты. Хотите помочь ему?
Воспитатель: Но космическое путешествие очень трудное и опасное дело. Вы готовы? Но без знаний о строении солнечной системы нас в космос не отправят. Предлагаю назвать, прочитать стихотворение, и вспомнить названия планет. В этом нам поможет - Волшебная палочка.
Круговая игра "Волшебная палочка"
(Дети стоят вокруг карты Солнечной системы, дети передают палочку, называют и показывают планеты на таблице):
По порядку все планеты
Назовёт любой из вас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Молодцы, все планеты Солнечной системы вы знаете, поэтому мы не заблудимся в космическом пространстве.
А как называют людей, которые летают в космос?
Кто впервые полетел в космос?(Ю.Гагарин)
А кто был первым летчиком космонавтом в Дагестане? (М. Манаров)
А как вы думаете на чем мы может отправиться в это путешествие?
Но современные ракеты не рассчитаны на такое число космонавтов, поэтому предлагаю разделиться на две команды и построить две ракеты.
Возьмите у меня все по одной карточке и постройтесь по порядку в соответствии с цифрами у вас на карточке, зеленые с правой стороны, а красные с - левой.
Д/и: «Чья команда быстрей соберется».
Молодцы, вы быстро справились. А теперь внимательно посмотрите на схему постройки ракеты, запомните. Можно брать только по одной геометрической фигуре,, и строить по - одному, по очереди. И посмотрим, чья команда быстрее построит свою ракету. 1, 2, 3 - начни!
Подвижная игра - эстафета «Постройка ракеты»
Ну вот, ракеты и построены, давайте дадим название нашим космическим кораблям «Дружба» и «Мир». Командам занять свои места, приготовиться к полету. Ой, ребята послушайте, что это за звуки.
Звуки SOS.
Кому-то требуется наша помощь, сейчас включим бортовой компьютер и расшифруем эти сигнала.
Внимание! Внимание! Говорит бортовой компьютер. Приняты сигналы SOS от Лунтика его похители космические пираты. Помогите, кто может! Кто может, помогите!
Что же делать, ребята. Ведь космические пираты это очень опасно! Вы не боитесь? Ну тогда по своим местам. Настраиваем бортовой компьютер на сигнал. - Все готовы к полету?
К запуску ракеты приготовиться!
Надеть скафандры!
Пристегнуть ремни!
Включить контакт!
Ключ на старт!
Включить моторы!
Начать отсчет. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1
Пуск!
Для того, чтобы попасть туда, мы должны с вами провести разминку, и показать какие мы умные, сообразительные.
Д/и: «Мозговой штурм».
Итак, внимание!
Какое сейчас время года?
Какое время года было перед весной? Какое будет после весны?
Перечисли все зимние месяцы.
Назови дни недели.
Назови четвертый, шестой день недели.
Сегодня какой день недели? Почему ты так думаешь?
Д/и: «Назови соседей числа 5, 7, 9».
Внимание! Внимание! Говорит бортовой компьютер. Мы попали в зону метеоритного дождя, в корабль «Дружба» попал метеорит, отказывает левый двигатель, срочно приземляемся на Марс. Чтобы починить двигатель надо решить задачу:
На небе появилось 5 звездочек, затем еще 2. Сколько стало звезд?(7)
Как узнали?(Было 5.Добавили?. Стало 7)
(Появляется звездочет и говорит свои слова)
Не эти ли звезды ты потерял?
Задачу решили, двигатель починен продолжаем полет.
Внимание! Внимание! Говорит бортовой компьютер. Корабль «Восток» притягивает «Черная дыра», чтобы увеличить мощность мотора нужно решить задачи.
«Чёрная дыра» - это звезда небольшого размера, которая обладает огромной силой притяжения. Её сила притяжения так велика, что чёрная дыра может притягивать к себе и расплющивать космические корабли, кометы и даже целые планеты, которые в своём движении окажутся слишком близко к ней. Поэтому сейчас все приготовились решать задачи, чтобы помочь нашим друзьям.
На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон(2)
Молодцы, задачи решили, мощность увеличили и вырвались от воздействия этой звезды.
Внимание! Внимание! Говорит бортовой компьютер. Приближаемся к планете с космическими пиратами. Пираты освободят Лунтика если вы выполните их задания.
Игра "Кто запомнит"
Показываю цифры, дети выкладывают на фланелеграфе цифры 1,3,5,7,9,10
-Каких цифр не хватает в этом ряду?
Назовите самое большое число?
Назовите самое маленькое число?
Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями и Лунтик свободен. А нам пора возвращаться.
Но чтобы лететь назад нам нужно найти другие кнопки.
А теперь возьмите листочек бумаги и карандаш в руки.
Математический диктант:
В левом верхнем углу нарисуем прямоугольник.
В правом нижнем углу треугольник.
В левом нижнем углу квадрат.
В правом верхнем углу круг.
А посередине овал.
Опять берем старт. Отсчитываем от 10
Пуск полетели
Смотрите ,какая поляна красивая! После долгого полета мы устали, поэтому нам надо расслабиться.
Релаксация ’’Космос"
Предлагается ребенку сесть и расслабиться. В это время произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами:
Мы друзей хороших
В садике нашли.
Пригласили в космос их
И летим...
Мы парим, как соколы,
В вышине.
Звездами любуемся в тишине.
Ветерок - проказник
Вскоре пролетел.
Опустив на землю нас,
Нежно песню спел:
«Вы спокойно отдыхали,
В космосе все побывали...
Хорошо вам отдыхать!
Но пора уже вставать!»
Закончилось наше космическое путешествие. Что нового вы узнали? Было трудно? Интересно? А что вам больше всего запомнилось? Что бы вы хотели повторить?
Ребята, а что нам помогло справиться со всеми трудностями?
Дети: Дружба.
Загадки
Поле не меряно, овцы не считаны пастух рогат.(небо, звезды, месяц) (дагестанская)
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка,
Собака лает,
А достать не может (месяц)
Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают.
(Звезды)
Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки.
Отгадка: Луна
Не огонь, а больно жжет ,
Не фонарь, а ярко светит,
Не пекарь, а печет(солнце).
Пословицы и поговорки
В безлунную ночь звезды ярче сверкают.(лезгинская)
Давление — как у космонавта!
Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе.
Не хватай звезд с неба, а добывай на земле хлеба.
Если очень захотеть можно в космос полететь.
Чем больше мы летаем, тем дольше мы живём”.
Меркурий - ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей!
В честь богини красоты названа Венера ты!
В темных небесах сияешь, красотой нас одаряешь.
От солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше звезды,
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Марс - Таинственная планета.
Она по размерам чуть больше Луны,
Из-за кроваво красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Юпитер больше всех планет.
Но суши на планете нет,
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
Сатурн - красивая планета,
Желто - оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Уран - лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сороколетие длится там день
Исороколетие - ночь.
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко,
От солнца по счету планета восьмая, Царит на ней вечно зима ледяная.
Несется в пространстве далекий Плутон, Он Солнца лучами едва освящен.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названьем Харон.
«Куда летят ракеты»
Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.