Творческий проект по легоконструированию «Лего и космос»
Автор: Мякишева Анастасия Васильевна
Организация: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25» Асбестовского г.о.
Населенный пункт: Свердловская область, город Асбест
«Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»
К. Циолковский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время государством поставлена важная задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Поэтому одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. В условиях реализации проекта в ДОО каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОО возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольника. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее эффективных форм в наши дни стала проектно-исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающими миром является одним из важнейших свойств природы человека. Человечество постоянно находится в активном поиске новых задач. Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытию новых знаний, в исследовательскую деятельность. Конструирование способствует активному формированию технического мышления детей. ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, схемами. В ДОО происходит интеграция образовательных областей, а с помощью ЛЕГО-конструирования можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование, с художественно-эстетическим развитием, с социально-коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
Один из этапов познавательного развития дошкольников – знакомство с космосом и летательными аппаратами. На данном этапе важно вызвать у детей интерес, желание узнать больше, сформировать представления о роли человека в изучении и освоении космоса. Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей, осуществляются с опорой на ведущий вид деятельности – игру. Игра помогает понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. Лего-конструирование даёт им такую возможность и относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Игры с Лего выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире, пространстве и времени. Конструктор Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей и педагога.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе, через наблюдения дать элементарные представления о Луне, небе, звездах, Солнце.
В процессе занятия по изготовлению поделки к Дню Космонавтики, выяснилось, что большинство детей ничего не знают об этом празднике, об истории его возникновения и имеют смутное представление о космосе. Мне захотелось им в этом помочь и более подробно познакомить их с информацией по этой теме.
Рассматривая различные формы работы, я предпочла проектную деятельность. Метод проектов позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с принципами: доступности и наглядности, последовательности и систематичности обучения детей, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. Было принято совместное решение с детьми через проектную деятельность познакомиться с понятием «Космос» Так как в группе организованна инновационная деятельность по легоконструированию и дети увлечены конструктором, то они хотели бы исследовать космос с помощью конструктора Лего.
ТИП ПРОЕКТА: познавательно-творческий.
ПО СРОКАМ РЕАЛИЗАЦИИ: долгосрочный (апрель 2019 – май 2020).
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитанники в возрасте 4 – 5 лет, воспитатель, родители.
УСЛОВИЯ:
наборы конструктора Lego Дупло
презентация;
ноутбук;
четырехместный стол;
образцы, схемы, наглядные пособия;
дидактический материал (игры, задания);
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста элементарных представлений о космосе, о роли человека в изучении космического пространства посредством вовлечения воспитанников в проектную и практическую деятельность с конструктором лего.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
С детьми:
Образовательные:
Сформировать представления детей о космосе, космическом пространстве, разных космических объектах, космонавтах.
Познакомить с историей полетов в космос, первым космонавтом – Ю.А. Гагариным.
Формировать конструктивные способности: умение строить сооружения из конструктора LEGO по схемам и образцу, в рамках заданной темы.
Создать модель космического корабля с помощью различных конструкторов LEGO DUPLO/
Развивающие:
Развивать умение планомерно осматривать схему постройки, выделяя в ней наиболее важные смысловые части.
Развивать творческие способности детей: пытливость, любознательность, изобретательность, воображение.
Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через совершенствование его конструктивных способностей.
Способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать навыки связной речи. Активизировать словарь: небо, звезды, планеты, спутники, космос, космонавт, метеорит, комета, Солнце, Земля, Луна, телескоп, космодром, ракета, Сатурн.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за достижения отечественных космонавтов.
Воспитывать бережное отношения к тому, что есть на нашей планете Земля.
Воспитывать коммуникативные навыки: умение работать в микрогруппах, дружеские взаимоотношения.
С родителями:
Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, наглядную информацию;
Стимулировать творческую активность родителей через участие в мероприятиях;
Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Расширится представление детей о космосе, космонавтах.
Дети познакомятся с историей возникновения праздника Дня космонавтики.
Вместе с воспитателем изготовят коллективное панно «Космос зовет».
Развитие мышления, фантазии, творчества.
Обогатится словарь дошкольников по теме «Космос».
Появится стремление к познанию.
Совместная деятельность (изготовление поделки, рисунка) детей с родителями.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I этап. Подготовительный:
Задачи: планирование работы, прогнозирование результатов (продуктов проекта).
Запланированные мероприятия:
Беседа с детьми с целью выявления уровня знаний детей по данной теме (предварительный опрос).
Анкетирование родителей: «Что рассказать ребенку про космос».
Информация в родительский уголок в виде папки-передвижки: «Освоение космоса».
Подбор научно-познавательной литературы.
Составление плана предстоящей работы совместно с детьми группы.
Составление конспектов мероприятий проекта.
Подготовка материалов и предметной среды.
II этап. Основной:
Задача: реализация совместного проекта детей, воспитателей и родителей.
Запланированные мероприятия:
1. Наблюдения и опыты-эксперименты
Наблюдение за солнцем на прогулке: в пасмурную и ясную погоду. Выявление отличий.
Эксперимент: «Что дальше – Солнце или облака?».
Опыт-наблюдение: «Смена дня и ночи».
2. Беседы с использованием презентаций
Цель: дать детям представление о звездах, созвездиях, планетах солнечной системы, солнце, луне.
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
Цель: дать детям знания о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.
3. Рассматривание книг, альбомов: о космосе, космонавтах, разнообразных видах космической техники.
4. Чтение художественной и познавательной литературы на выбранную тему.
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
В. Кащенко «Созвездие драконов».
П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп».
Н. Носов «Незнайка на луне».
стихотворения о космосе.
загадки о космосе.
Жданова И.К. «Мир и человек» (географический атлас).
Я познаю мир: Космос (детская энциклопедия).
Что? Как? Почему? (энциклопедия для детей, раздел «Космос»).
5. Просмотр видеофильмов, мультфильмов о космосе и космических объектах: «Чудо-зверики», серии «Звездное небо», «Космонавты».
6. Дидактические игры: «Полет в космос», «Планеты солнечной системы. Созвездия», «Летательные аппараты», «Профессии взрослых», «Космические корабли»
Подвижные игры
«Полет к звездам»
«Космическая эстафета»
«Ракетодром»
«Невесомость»
«Солнышко и дождик»
8. Изготовление схем конструкций.
9. Изготовление совместных моделей космических объектов используя конструктор Лего.
10. Художественная деятельность: аппликация из крупы «Ракета на Луну», коллективная аппликация «Космос зовет», рисование «Созвездия» (по точкам), раскрашивание картинок о космосе, оформление коллективного панно «Космос зовет».
III этап. Заключительный:
Итоговые мероприятия:
1. Выставка-конкурс совместных работ детей с родителями на тему «Космос».
Цель: Заинтересовать детей, вызвать чувства гордости и радости за свои работы. Развивать творчество.
2. Развлечение «Мы космонавты – летим в космос»
Цель: Подвести итог проекта, проверить усвоившуюся информацию, создать хорошее настроение.
3. Создание презентации проекта
Цель: Транслирование опыта реализации проекта
Комплексно-тематическое планирование (примерное)
Тема: «Космос»
Основной вид деятельности детей | День недели |
1 пятница месяца | 2 пятница месяца | 3 пятница месяца | 4 пятница месяца |
Легоконструирование Организованная образовательная деятельность, кружок | Тема: «Ракеты и космос» Цель: Расширение и обобщение знаний у детей о первом космонавте Ю. Гагарине, других космонавтах профессии космонавт. Формирование умения моделировать ракету по условию. Способы: беседа, вопросы, игровая ситуация, моделирование. Мотивация: Предложить детям стать космонавтами и отправиться в космос на ракете. Средства: Космическая карта, конструктор Лего | Практическое занятие «Летательные аппараты» Цель: Совершенствование у детей навыков конструирования. Формирование умения заранее обдумывать содержание постройки, давать её описание. Способы: Рассматривание иллюстраций, беседа, игровая ситуация, напоминание, моделирование. Мотивация: Предложить детям стать летчиками и отправиться в полет на летательном аппарате Средства: Образец, иллюстрации самолетов, конструктор Лего. | Практическое занятие «Самолеты». Цель: Совершенствование у детей навыков конструирования. Формирование умения заранее обдумывать содержание постройки, давать её описание. Развитие воображения, творческой инициативы, самостоятельности. Способы: Рассматривание иллюстраций, беседа, игровая ситуация, моделирование. Средства:, конструктор Лего | Беседа путешествие «Покорители космоса». Цель: Закрепление и обобщение знаний у детей о космосе. Развитие воображения, творческой инициативы, самостоятельности. Способы: Беседа о космосе, вопросы, напоминание, игра, моделирование. Мотивация: Предложить ребятам совершить космическое путешествие и стать исследователями космоса. Средства: Космическая карта, конструктор Лего |
Наблюдения (прогулки) | Наблюдение за звёздным небом. | Наблюдение за самолётом, летящим в небе. | Наблюдение за самолётом, летящим в небе. | Наблюдение за луной, солнцем |
Дидактические игры | Дидактическая игра. «Планеты солнечной системы. Созвездия» | Дидактическая игра. «Летательные аппараты». | Дидактическая игра: «Профессии взрослых» | Дидактическая игра. «Космические корабли». |
Художественная деятельность | Рисование "Космическое путешествие». | Рисование схем к постройкам | Аппликация «Летательные аппараты». | Лепка «Планеты» |
Спортивные игры | Подвижная игра: «Невесомость». | Подвижная игра: «Самолёты | Подвижная игра: «Самолёты» | Подвижная игра: «Космодром» |
Результаты, собственная оценка перспективности проекта
Важным итогом проекта стало то, что в процессе его реализации возросли познавательные и творческие способности детей, их интерес к профессиональной деятельности своих родителей и к родному городу. У родителей повысилась активность участия в воспитательно-образовательном процессе группы и мероприятиях детского сада.
Перспектива дальнейшего развития проекта:
В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов. Поделиться опытом реализации проекта с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках.
Заключение.
С целью выявления значимости летательных аппаратов была проведена исследовательская работа. нами были изучены материалы из разных источников по выбранной теме, далее было проведен опрос и организована выставка конструированных моделей. выставка показала, что все мы любим играть, конструировать, творить, а в будущем может быть даже стать конструкторами.
Таким образом, получается, что мы не напрасно выбрали эту тему, будем ее изучать и дальше, наблюдать, какие еще модели появятся в будущем. думаем, что наша исследовательская работа будет интересна не только сверстникам, но и другим детям. технический прогресс шагнул далеко вперед. человек фантазирует, думает и по-прежнему мечтает строить и создавать. все гениальное начинается с простой игры!!!
Итогом своей деятельности над проектом мы остались довольны. работа полностью отвечает поставленным целям и задачам, удовлетворяет предъявленным требованиям:
конструкция устойчива, прочна, безопасна в эксплуатации;
просмотр видеофильма из серии «Звездное небо», вызвала у ребят большой интерес и восхищение;
наша модель не только развивает мышление и творческие способности она призывает к техническому творчеству!
Приложение
Дидактическиа игра:
«Планеты солнечной системы. созвездия»,
Цель: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. развивать абстрактное мышление.
Материал: карта звездного неба, схемы 12 созвездий + большая и малая медведица.
Ход игры. детям раздаются схемы созвездий. для начала они рассматривают карту звездного неба, находят необходимое созвездие по количеству и форме расположения ярких звезд. затем ребята с помощью маркера прорисовывают создездия на своих схемах.
с помощью этой игры дети решают самые разные задачи: совершенствуют графические навыки, ориентируются на пространстве листа, изображают фигуры созвездий.
Подвижные игры: «Полет к звездам»
Оборудование: ориентиры (геометрические фигуры разных размеров или цветов, цифры. буквы).
Перед началом «полета» дети получают «стартовые ключи» - геометрическую фигуру, цифру или букву. используя этот «ключ», необходимо быстро найти и занять свое место на космодроме.
Отправляется в полет наш волшебный звездолет (дети складывают руки рупором перед ртом, ходят по группе в разных направлениях)
Надевай скорей скафандры! (останавливаются у ориентиров, имитируют движения)
Занимай скорей места! (становятся врассыпную, присаживаются)
С космодрома мы взлетаем прямо к звездам улетаем! (встают, поднимают руки через стороны вверх и соединяют их над головой, подпрыгивают)
Полетели, полетели, до луны мы долетели (бегут, руки в стороны, останавливаются возле ориентира «планеты»)
Походили, посмотрели и обратно прилетели (ходят по группе в разных направлениях, бегут, останавливаются возле ориентиров «космодром»)
Подвижная игра «Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
Литература:
Алан Бедфорд «Большая книга Лего». Изд. «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2014г.
Интернет-ресурсы
https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=9780
https://moluch.ru/th/1/archive/128/4247/
https://videouroki.net/razrabotki/liegho-i-kosmos.html
Приложения:
file0.docx.. 44,3 КБ