Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 комбинированного вида
Проект
«Эколята – юные защитники природы»
Авторы проекта воспитатели:
Тюкалова Ирина Геннадьевна
Серякова Ольга Сергеевна.
г.о.г. Шахунья
2021 год
Информационная карта.
Наименование проекта
Проект «Эколята – юные защитники природы»
Автор и
участники
проекта
Автор проекта: Тюкалова Ирина Геннадьевна, Серякова Ольга Сергеевна – воспитатели высшей категории МБДОУ детский сад №41 комбинированного вида.
Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители.
Обоснование актуальности и педагогической значимости проекта
Наша планета – живая, её населяет около 2 миллионов известных видов живых организмов. И это лишь приблизительная оценка: ежегодно учёные открывают новые виды. Однако уже в конце XIX века стало понятно, что виды вымирают, и всё чаще это происходит не по естественным причинам, а по вине человека. Исчезновение каждого из них – невосполнимая потеря и для устойчивости живой природы, и для самого человека, который, несмотря на все достижения цивилизации, является её частью.
С развитием промышленности в XX веке происходит загрязнение не только окружающей среды и животного мира на планете, но и в космосе. Это ставит под угрозу жизнь на планете в целом, и существование отдельных городов в частности.
В связи с этим крайне важным является сохранение экологического баланса и чистоты планеты.
Начинать развитие уважения и сбережения природы необходимо с самого раннего детства, при чём делать это необходимо систематически, сохраняя преемственность между дошкольными образовательными учреждениями, начальными, средними и старшими образовательными учреждениями и даже ВУЗами. Только в таком случае общество будет иметь личность, способную любить, беречь и уважать не только себя, но и всё вокруг. Этого, собственно, и требует от нас федеральный государственный образовательный стандарт.
Педагогический творческий проект в ДОУ «Эколята – юные защитники природы» позволит расширить общий кругозор детей и способствовать развитию их творческих способностей, помогает ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром, способствует воспитанию у детей потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Цели и задачи проекта
Цель: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных.
Задачи:
Для детей:
Обучающая: формировать у детей знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой Родины, показать неповторимость и красоту природы. Развивающая: способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; развивать творческие способности детей; вовлекать родителей и детей в совместную деятельность. Воспитательная: способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Для родителей:
активизировать знания родителей о природе, экологии, повысить их самообразование по теме;
формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.
Краткая аннотация содержания проекта
Одним из важнейших процессов развития дошкольников является формирование у них экологической культуры. В современном мире сохранение и восстановление экологического баланса есть одной из самых важных проблем человечества. Именно поэтому формирование экологической ответственности необходимо начинать ещё в раннем детстве.
Данный проект направлен на приобщение детей к экологическим проблемам общества в целом. С помощью мультяшных героев – Эколят, дети учатся заботиться о животных, аккуратно вести себя на природе, бережно к ней относиться, соблюдать экологическую чистоту не только в рамках своего дома или двора, но и города в целом.
Сроки выполнения проекта
С 01 апреля по 29 августа 2021 г.
Материально – техническая база и предполагаемая стоимость проекта
Компьютер, принтер, музыкальный центр, мультимедийный проектор, фотоаппарат, USB – флешкарта, методический инструментарий, наглядно – методические пособия.
Актуальность и важность данной проблемы.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа должна начинаться еще в детском саду.
Проведение экологических мероприятий играет большую роль в экологическом образовании и воспитании, особенно для дошкольников. Благодаря систематическому подходу в ознакомлении с окружающим миром и природой, ребенок, принимая непосредственное участие в проектной деятельности экологической направленности, начинает лучше и глубже понимать и запоминать изучаемый материал. С малых лет человек должен познавать природу, учиться любить и беречь её, разумно пользоваться ресурсами и богатствами Земли. Очень важно и необходимо с малых лет научить детей быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
В рамках проекта «Эколята – юные защитники природы», мы пытаемся неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию, объясняем важность бережного отношения к окружающему миру в целом.
Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Дошкольный возраст – это период становления основ будущей личности. Именно в это время необходимо начинать экологическое образование ребенка. И начинать его нужно со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.
Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая еѐ с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребѐнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть еѐ красоту и понимать ценность для человека. Было решено целенаправленно заниматься этой темой, поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать этот проект.
Проблема:
Дети живут в информационной среде, они с большим успехом осваивают IT технологии, нежели дети предыдущих поколений, однако, вовлеченность в технологии обуславливает то, что современные дети мало времени проводят на природе, а следственно, запас об окружающем мире у них минимальный (многие не могут отличить синицу от снегиря).
Не у всех воспитанников проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, они потребительски относятся к ней.
Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Срок реализации проекта: с 01 апреля, по 29 августа 2021 г.
Участники проекта: воспитатели группы, педагог – психолог, дети и родители.
Цель: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных.
Задачи:
Для детей:
Обучающая: формировать у детей знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость и красоту природы.
Развивающая: способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; развивать творческие способности детей; вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.
Воспитательная: способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Для родителей:
активизировать знания родителей о природе, экологии, повысить их самообразование по теме;
формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.
Сбор и анализ информации по избранной теме.
Работу, предшествующую созданию проекта, можно разделить на несколько этапов:
уточнение представлений детей о живой и неживой природе, о её ценностях для человека и животных, птиц; знаний о природе родного края, о правилах безопасного поведения в природе ;
анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы с родителями);
изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей;
анализ предметно - развивающей среды.
Реализация плана действий проекта.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационный (подготовительный)
• Мониторинг знаний и умений детей по теме проекта;
• Подбор детской литературы по теме;
• Подбор дидактического материала для дидактических и сюжетно – ролевых игр;
• Подготовка конспектов НОД, проводимых в рамках проекта;
• Разработка сценария итогового мероприятия.
• Подбор и разработка консультаций для родителей.
2 этап. Практический (выполнение проекта)
• Чтение и обсуждение с детьми художественной литературы по теме проекта;
• Просмотр мультипликационного фильма «Эколята – друзья природы», знакомство с героями мультфильма;
• Беседы по теме проекта;
• Проведение дидактических, подвижных и сюжетно – ролевых игр;
• Непосредственная образовательная деятельность, проводимая в рамках проекта;
• Посадка растений в рамках общего проекта ДОУ «Огород на подоконнике», уход за ними;
• Курирование различного рода наблюдений детей;
• Организация дежурства в уголке природы.
3 этап. Заключительный (результаты проекта)
• Выставка поделок (лепка героев Эколят из солёного теста);
• Вынос и размещение скворечников и кормушек для птиц на территории сада;
• Представление «Огорода на подоконнике» на общем смотре-конкурсе сада;
• Вступление в ряды Эколят – дошколят с праздничным произношением клятвы Эколят;
• Проведение праздничного мероприятия с привлечением героев из мультфильма «Эколята».
Взаимодействие с родителями:
• Консультирование родителей по теме проекта;
• Участие родителей в праздничных мероприятиях;
• Участие в изготовлении скворечников и кормушек для птиц;
• Консультации: «Экологическое воспитание дошкольников», «Досуг на природе»; «Правила поведения на природе»; и др.
Форма работы с детьми
Познавательное развитие
НОД «Экологическая тропа по территории детского сада» «В гости Облачко пришло , о погоде спрашивало…..»
Наблюдение за птицами, с фиксацией разных особенностей поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком, кто поселился в скворечник) с занесением в «Дневники наблюдения».
НОД «Сортируем мусор – бережем природу»
Посадка растений в рамках общего проекта ДОУ «Огород на окне»
Наблюдение за ростом и развитием растений, с занесением результатов в «Дневники наблюдения»
Различные виды наблюдений за явлениями и событиями, происходящими в окружающей природной среде.
Экспериментирование.
Социально-коммуникативное развитие
Загадки о рыбах, птицах, животных родного края;
Упражнение «Доброе животное»
Дидактические игры:
«Кто где живет?»,
«Угадай, чей след?»,
«Путешествие капельки»,
«Что где растет?»,
«Вершки и корешки»,
«Найди и назови пару»,
«Поймай птицу»,
«Рыбка, не рыбка»,
«Деревья и листья»,
«Жизненный цикл бабочки (рыбки, лягушки)»
Сюжетно – ролевые игры:
«Ветеринар»,
«Чистый город (на субботнике)»
«Я - Эколёнок»
Художественно-эстетическое развитие
Конструирование из природного материала (песка) «Насекомые», «Морские животные»
Аппликация «Цветочная полянка»
Рисование «Природа нашего города»,
Лепка НОД «Слепи любимого Эколёнка»
Праздничное мероприятие «Посвящение в Эколят-дошколят, молодых защитников природы»;
«Во саду ли, в огороде»; Игра «Найди свою половинку», «Копна-Тропинка-Кочка» ,
«Медный пень», «Попади в цель», «Змейка» и др.
Речевое развитие
Словесно-дидактические игры: «Закончи предложение», «Придумай окончание сказки», «Что бывает зимой (летом, весной, осенью)?»,
«Я беру с собой в поход»,
«Приметы на картинках»,
«Прогноз погоды»,
«Летает – не летает»,
«Жители рек, жители морей» и т.д.
Чтение литературы по теме проекта:
М. Скребцова «Могучая травинка»,
Н. Сладков «Мухомор»,
М. Пришвин «Ребята и утята»,
К. Чуковский «Айболит» и др.
Беседы: «Кому полезны грибы»,
«Правила поведения в лесу»,
Чтение пословиц и поговорок по теме, отгадывание загадок.
Словесные игры: «Опиши словами гриб»,
«Осень в лесу»,
«Вспомни – назови»,
«Один – много»,
«Будь внимательным»
Стихотворение по теме. «БЕРЕГИ ПРИРОДУ!»
Мероприятия по работе с родителями:
1. Стендовая информация для родителей, консультация «Экологическое воспитание дошкольников», «Досуг на природе»;
2. Изготовление папки – передвижки на тему «Правила поведения на природе»;
3. Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
4. Привлечение родителей к созданию фотовыставки «Природа родного края», «Моё любимое животное»
Ожидаемые результаты проекта.
Предполагаемый результат:
повышение уровня знаний, умений и навыков у детей и родителей по теме проекта;
формирование экологической культуры дошкольников;
готовность детей проявлять любовь и сострадание к животным.
Продукт проектной деятельности:
Для детей:
Развлечение «В гости Облачко пришло , о погоде спрашивало…..»
праздничное мероприятие с участием героев Эколят «Я – Эколёнок, защитник природы!»
Развивающее занятие-путешествие «Лес-чудес» для детей старшего дошкольного возраста
Для родителей:
изготовление альбома фотографий «Природа родного края»;
изготовление альбома фотографий «Моё любимое животное»;
изготовление скворечника, кормушек.
Для педагога:
создание картотеки пословиц и загадок о животных, птицах и природе;
создание картотеки дидактических игр по теме проекта;
подготовка консультации для родителей «Правила поведения на природе»;
подбор конспектов непосредственной образовательной деятельности и праздничного мероприятия.
Презентация проекта: праздничное мероприятие с участием героев Эколят «Я – Эколёнок, защитник природы!».
Список используемой литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011.-128 с.
3. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.-128с.
4. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
Фотографии, освещающие процесс реализации проекта.
Проводили беседы, рассматривали иллюстрации, играли в дидактические игры, посадили огород на подоконнике. Завели дневник наблюдений за растениями.
Играли в равивающие игры на интерактивной доске.
Наблюдали на метоплощадке за погодой.
Провели развлечение «В гости Облако пришло, о погоде спрашивало ... » , где дети показали свои знания о разных природных явления, а Облако подарила нам знаки запрещающие обежать природу.
Эксперементирование (с пеком, камнями, водой и воздухом)
Праздничное мероприятие «Я – Эколёнок, защитник природы»
Лепили сказочных героев Эколят.
Устанавили на участек запрещающие знаки .
Ухаживали за цветниками.
Коллективная аппликация
«Цветочная полянка»
Наблюдали на прогулке за гнездом с птенцами.
Родители сделали кормушку и скворечник для птиц. Дети с удовольствием подкармливали птиц и наблюдали за Скворцами.
Наблюдали за насекомыми.
Конструирование из природного материала (песка) «Животные»,
«Насекомые»
Наблюдали за деревьями. Рисовали природу родного края.
Провели фотоконкурс «Природа родного края»
Акция «Чистый горд».
Акция фотография «Моё любимое животное»
Дети с интересом рассказывали о своём питомце.
Приложение №1.
Консультация для родителей
«Экологическое воспитание дошкольников»
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.
Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.
В настоящее время у большинства дошкольников сформировано чёткое деление животных на «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых», «вредных» и «полезных». Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых» зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить одни в лесу, без злых хищников. Многие дети убеждаются в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен природе, и что прекрасный лес – это лес без волков (без хищников).
С точки зрения экологии в природе нет «плохих» и «хороших», «вредных» и «полезных». Каждое животное, растение выполняют свою «работу», играет определённую роль в природе. А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами наши леса, уничтожаются плодородные частицы почвы, загрязняются вода и воздух.
Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, что нельзя не признать: это мы не так воспитали.
Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.
Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных.
Запомните правила!
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.
- Если у тебя есть со