СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Страницы большой жизни"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературного вечера "Страницы большой жизни" к 150-летию со дня рождения писателя и драматурга А.М. Горького.

Просмотр содержимого документа
«"Страницы большой жизни"»

«Страницы большой жизни»

сценарий литературного вечера

(150 лет со дня рождения Максима Горького)

Цели мероприятия:
- приобщение читателей к культурно-историческому наследию России;
– формирование духовно-нравственных ценностей на примерах лучших образцов произведений русской советской литературы через изучение литературного
наследия А.М. Горького.

Задачи:
- расширить представление учащихся о жизни и творчестве А.М. Горького;
- показать историю России через жизнь и творчество А.М. Горького;
- способствовать развитию коммуникативности и активизации творческой, художественной, интеллектуальной деятельности участников мероприятия.


(звучит мелодия)

Библиотекарь: Добрый день, дорогие друзья!



28 марта исполняется 150 лет со дня рождения писателя и драматурга Максима Горького.

Наша сегодняшняя встреча посвящена Максиму Горькому – одному из самых значительных и известных в мире русских мыслителей. Ещё при жизни он снискал признание миллионов людей, как в нашей стране, так и за рубежом.

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936) – великий русский писатель, и необычной была его жизнь. Он прошел трудный жизненный путь и поднялся от самых низов жизни к высотам мировой культуры. Необычайная биография Горького восхищала его современников, это была жизнь, как в зеркале отразившая в себе историческую смену эпох. Подробно с его биографией вы можете ознакомиться, прочитав книги, посмотрев экранизации его произведений и теле/видео записи спектаклей по его пьесам, а также воспользоваться информацией Интернета. Давайте сегодня остановимся на следующих событиях в жизни Максима Горького: книги и чтение в его жизни, встречи с людьми и их воспоминания, что даст нам возможность представить масштаб личности писателя и человека.

( музыка затихает.)

Ведущий 1:

Горький… Имя это говорило о горькой судьбе, родственной многим судьбам на Руси. В то же время оно звучало как протест, как вызов, как обещание говорить горькую правду.

Ведущий 2: Эту горькую правду в своем творчестве Горький, наполняя богатым содержанием, часто передавал через музыкальную стихию, называя свое творчество песней. «Писать это значит петь»,- говорил Алексей Максимович.

Ведущий 1.

Алексей Максимович Пешков родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Он рано потерял родителей. Детские годы провел в доме своего деда Каширина, владельца красильной мастерской. Дед был весьма своенравен, жаден, упрям, суров и завистлив. Со всеми он говорил насмешливо и обидно, поддразнивая и стараясь рассердить всякого. Единственным светлым явлением в раннем детстве Горького была бабушка Акулина Ивановна, человек душевной доброты и сердечности. Она согревала его своей добротой, душевным теплом, богатством внутренней жизни. Именно она познакомила Алёшу с чудесным творением сказочного мира, где всегда торжествует правда и справедливость, с народными песнями.

Ведущий 2: Акулина Ивановна была родом из балахнинских кружевниц, издавна славившихся песнями. Но пела она лучше всех. Слава о ней долетела даже до самого Петербурга, откуда приехал ее слушать композитор Турчанинов.

Ведущий 1: В праздничные вечера Алексею Максимовичу довелось услышать много разнообразных русских народных песен, городских и цыганских романсов. «Говорит, точно поёт, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать её невыразимо приятно» - пишет Максим Горький.

(звучит гитара)


Чтец 1: В одарённом роде Кашириных разнообразно сказывались музыкальные способности. Яков Каширин, дядя Горького, был даровитым гитаристом.

Его музыка требовала напряжённой тишины; торопливым ручьём она бежала откуда – то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала непонятное чувство, грустное и беспокойное. Под эту музыку становилось жалко всех и себя самого…».

(Гитарист играет мелодию.. Музыка затихает.)



«…Но, бывало, что музыкант вдруг на секунду прижимал струны ладонью, а потом, сжав кулак, с силой отбрасывал от себя на пол что – то невидимое…. и ухарски кричал:

- Прочь, грусть – тоска! Ванька, становись!

Охорашиваясь, одёргивая жёлтую рубаху. Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая, выходил на середину кухни; его смуглые щёки краснели и, сконфужен улыбаясь, он просил:

- Только почаще, Яков Васильевич!

Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнём пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ногами; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что, если отрыть дверь на волю, он так и пойдёт по улице, по городу, неизвестно куда…» (отрывок из книги М. Горького «Детство»).

(гитарист и чтец уходят.)

Ведущий 2: Привольная жизнь Алёши с бабушкой прервалась неожиданно. Однажды дед пришёл из города и торжественно сказал: «Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди...». С этого времени началась жизнь Алёши Пешкова в «людях». Кем только не был Алексей в последующие годы: работал при магазине, пекарем, учеником в иконописной мастерской, грузчиком на пристани, пекарем, разносчиком булок. Он в полной мере познал тяжесть эксплуатации.

Иногда ему думалось, что надо убежать. Но была одна радость. Тихими поздними вечерами ему нравилось ходить по городу, из улицы в улицу.

(звучит мелодия скрипки)

Чтец 2:  Однажды Алёша наткнулся на одноэтажный приземистый дом. Из квадратной форточки окна вместе с тёплым паром струился на улицу необыкновенный звук, точно кто – то очень сильный и добрый пел, закрыв рот; слов неслышно было, но песня показалась ему удивительно знакомой и понятной.

«я сел на тумбу, сообразив, что это играют на какой-то скрипке чудесной мощности и невыносимой, потому что слушать её было почти больно. Иногда она пела с такой силой, что, казалось, весь дом дрожит… Капало с крыш, из глаз у меня тоже закапали слёзы.

Незаметно подошел ночной сторож и столкнул меня с тумбы, спрашивая:

- Ты чего тут торчишь?

- Музыка, - объяснил я…» (отрывок из книги М. Горького «В людях»).



(чтец уходит, мелодия скрипки утихает)

Ведущий (2): Не забыть того душевного потрясения, что вызвала у Алёши неожиданно первая встреча со скрипкой, с её изумительным звучанием. Почти каждую субботу бегал Алексей к этому дому в тщетной надежде ещё хоть раз услышать это инструмент.

Ведущий (1):  Цена этой радости была немалая – мальчика по возвращении домой жестоко отколотили. Тяжелая была жизнь «в людях»! только и радости – музыка.



Ведущий (2): В 13 лет в поисках заработка он нанимается мыть посуду на пароход
«Добрый», и здесь произошла знаменательная встреча с Михаилом
Акимовичем Смурым, поваром парохода и отставным унтер-офицером. Он
открыл Алексею радость чтения. У Смурого в сундуке хранилось много книг, в основном издания 18-го века. Но попадались и произведения классической
литературы. Так, потрясающее впечатление на Алешу произвела повесть Гоголя «Тарас Бульба». А напутствие Смурого будущий писатель запомнил навсегда: «Читай книги – это самое лучшее!». Так состоялось у будущего писателя знакомство с книгой – как открытие нового мира! «…Книги …показывали мне иную жизнь – жизнь больших чувств и желаний… Для меня книга – чудо, в ней заключена душа написавшего её; открыв книгу, я освобождаю эту душу, и она таинственно говорит со мною» («В людях»). Кроме тяги к чтению, жизнь на пароходе дала Горькому многочисленные и значительные впечатления о людях: «Мне казалось, что за лето я прожил страшно много, постарел и поумнел…».



Ведущий (1): Постоянное сопоставление книги и жизни расширяло его знания: «Я видел, что есть люди, которые живут хуже, труднее меня, и это несколько
утешало, не примиряя с оскорбительной действительностью; я видел также,
что есть люди, умеющие жить интересно и празднично, как не умеет жить
никто вокруг меня».



Ведущий (2): Глубоко взволновал юного Пешкова роман английского писателя Д. Гринвуда «Подлинная история маленького оборвыша». Скорбя над тяжёлой судьбой маленького англичанина, Алёша Пешков сравнивал свою жизнь со своей собственной. «Значит, мальчикам в Англии живётся также тяжело, как и их сверстникам в России» - думал он. Может быть, именно эта книга и подвигла уже начинающего писателя Максима Горького на создание повестей «Детство» и «В людях».



Ведущий (1): Но неизмеримо большее влияние оказали на него чудесные произведения русской классической литературы. Александр Сергеевич Пушкин, его поэмы и сказки. «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну» - писал Алексей Пешков.

Еще в юности Алексей Максимович горячо полюбил книг А.Ф.Писемского, талантливого писателя-реалиста. Произведения других русских поэтов и прозаиков укрепили в нем уверенность: «Я не один на земле – и не пропаду!», потому что - «только чтение книг спасало от отчаяния беспросветной жизни…».



Ведущий (2): К 16-ти годам у Пешкова созревает решение об учебе в университете, но
учиться не пришлось. Вместо университета Алеша оказался в суровой школе
жизни. «Учиться» в ней было очень нелегко. Однако много позже Горький
скажет: «Физически я родился в Нижнем Новгороде. Но духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих «университетов»». Чтобы не голодать, он
уходил на пристань, где можно было заработать 15-20 копеек; там, среди
грузчиков, бродяг, жуликов Алеша «чувствовал себя вполне способным на преступление», даже на кражу. Однако романтизм юности помешал ему
свернуть с дороги, идти по которой он был обречен. «Кроме бульварных
романов, я уже прочитал немало серьезных книг, - они возбудили у меня
стремление к чему-то неясному, но более значительному, чем все, что я видел».



Ведущий (1): А с осени 1888 года в «университетах» Пешкова начался новый этап:
в «Автобиографии» он напишет так – «…ушел путешествовать». Юноша искал
себя, искал и средства для существования. Был рыбаком, сторожем,
строителем, грузчиком в портах. Обошел Поволжье, Украину, Крым, Кавказ, «пережил много различных впечатлений», а в одном письме дал пояснение – «Хождение мое по Руси было вызвано не стремлением к бродяжничеству, а желанием видеть – где я живу, что за народ вокруг меня». В Бессарабию Алёша попал к сбору винограда. Молдаване, с которыми он работал, были на редкость красивыми, гордыми, свободными людьми. О встречах с ними и о своих путешествиях он напишет в ранних произведениях «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».

Ведущий (2): К 20-ти годам Пешков осознает, что пережил, видел, слышал много такого, о чем следует и даже необходимо рассказать людям. «В эти годы я уже считался интересным рассказчиком, - вспоминал Горький, - меня внимательно слушали грузчики, булочники, босяки, рабочие и вообще люди, среди которых я жил». Многие современники Горького отмечали в своих воспоминаниях его дар рассказчика.

Ведущий (1):  У юноши Пешкова была затаенная мечта: писать стихи. Он их и
сочинял, случайно сохранились немногие… Послушайте, пусть эти строфы и
несовершенны:

Чтец:

Не браните вы музу мою,
Я другой и не знал, и не знаю,
Не минувшему песнь я слагаю,
А грядущему гимны пою.

В незатейливой песне моей
Я пою о стремлении к свету,
Отнеситесь по-дружески к ней
И ко мне, самоучке-поэту.

Пусть порой моя песнь прозвучит
Тихой грустью, тоскою глубокой;
Может быть, вашу душу смягчит
Стон и ропот души одинокой.

Не встречайте же музу мою
Невнимательно и безучастно;
В этой жизни, больной и несчастной,
Я грядущему гимны пою.

Максим Горький «Не браните вы музу мою»

Ведущий (2): Алексей решается пойти к известному в те годы писателю Владимиру Короленко и показать ему свои поэтические опыты. Слушая мнение писателя, Пешков «жутко почувствовал, что писательство – не легкое дело». А в своем отзыве Короленко, в частности, сказал: «…по одной поэме трудно судить о Ваших способностях, но они у Вас есть. Напишите о чем-либо пережитом Вами и покажите мне…». Но Алексей стихи уничтожил и два года ничего не писал, хотя «иногда очень хотелось». По воспоминаниям людей, знавших Алексея Пешкова в 90-ые годы 19-го века, у него были целые тетради, исписанные стихами.

Ведущий (1):  Итак, период «университетов жизни» в биографии Алеши Пешкова оказался очень богат событиями. Он все проверял своим опытом, был пытливым и бесстрашным. Он ставил перед собой большие вопросы человеческого бытия, искал ответа на них – в книгах и в жизни. Жизнь насыщает его бесценным опытом, подготавливая к творческой деятельности…

Ведущий (2): В сентябре 1892 года в местной газете грузинского города Тифлиса был напечатан рассказ «Макар Чудра», который Горький назвал «первым, неуверенным шагом на пути литератора», и тогда же впервые появляется его псевдоним – Максим Горький. Псевдоним он придумал сам, сидя в редакции.

(вопрос к аудитории – Как вы думаете, почему такой псевдоним выбрал писатель? )

Ведущий (1):  А летом 1895 года был опубликован рассказ «Челкаш», который ознаменовал выход Горького в большую литературу. Короленко одобрил его: «Совсем неплохо! Вы можете создавать характеры, люди говорят и действуют у вас от себя, от своей сущности, вы умеете вмешиваться в течение их мысли, игру чувств, это не каждому дается!»

Ведущий (2): Весной 1898 года вышло первое собрание сочинений Горького в двух
томах – «Очерки и рассказы», которое имело исключительный успех. Недавний сотрудник провинциальных газет, Максим Горький становится писателем, известным всей России.

Ведущий (1):  Весной 1901 года в Нижнем Новгороде Горьким была создана финальная часть рассказа «Весенние мелодии». Однако само произведение из-за ярко выраженных революционных настроений было запрещено цензурой к печати. И лишь финал рассказа, написанный в форме белого стиха, в апреле 1901 году был опубликован в журнале «Жизнь» как самостоятельное литературное произведение под названием «Песня о буревестнике». Цензура посчитала этот отрывок вполне миролюбивым и не усмотрела крамолы в недвусмысленном призыве «Буря! Скоро грянет буря!». Тем не менее, именно это произведение стало одним из важнейших агитационных материалов при подготовке двух революций – 1905 и 1917 годов.

(буктрейлер «Песня о буревестнике)

Ведущий (2):  В 1899 году Горький впервые был в Петербурге. В это время с ним познакомился знаменитый художник Илья Ефимович Репин, который решил писать его портрет. Портрет остался незаконченным, но и в таком виде он привлек внимание литературной общественности и посетителей выставок. Приведем один газетный отзыв: «…в косоворотке, с простым и грубым лицом, он поражает своими глазами: так и светятся они умом и скорбью… От Горького веет силой, мощью, стихией…».

Ведущий (1): С кем бы ни беседовал Горький: с ученым-археологом, географом, путешественником – он проявлял огромные знания, удивлявшие его собеседников. Его эрудиция в области русской культуры прошлого была потрясающей. «Я – профессиональный читатель, - говорил Горький, - влюбленный в литературу. Каждый раз, когда приходит новая книга, я открываю ее с глубочайшим волнением, напряженно ожидая найти в ней что-то новое, радостное, талантливое».

Ведущий (2):  Неисчислимо количество людей, которым Горький помог, кого поставил на ноги, ободрил в работе, воодушевил, научил. И если замечал хоть искру таланта, не жалел никаких усилий своих, чтобы превратить ее в пламя. Широчайшая помощь Максима Горького молодым писателям в течение четырех десятилетий войдет в историю нашей культуры как одно из ярких свидетельств его огромной и многообразной работы. Сколько из среды этих молодых литераторов стало выдающимися писателями! Михаил Шолохов, Леонид Леонов, Константин Федин, Федор Гладков, Всеволод Иванов, Николай Тихонов…

Ведущий (1): В одном из писем писателю Ромену Ролану «неисправимый романтик» Горький утверждал: «Я очень люблю музыку». Это признание открывает для нас еще одну грань его личности. Хорошая музыка способна была заставить Алексея Максимовича забыть обо всем и обо всех – о себе в том числе. «Музыка уводит от действительности, я забыл, где нахожусь…», - любил говорить он. В его окружении не последнее место занимали музыканты, композиторы, певцы, пианисты. Уже в юношеском возрасте он ясно отдавал себе отчет в том, что без музыки жизнь была бы нестерпимо обеднена, потому что это волшебное искусство способно преобразить человека, пробудить в людях добрые чувства. Сам Горький обладал хорошим тенором и исключительной музыкальностью, даже полгода пел в хоре частного оперного театра в Казани.

(звучит мелодия)

Ведущий (2):  В горьковских рассказах, очерках, повестях, романах, пьесах звучит музыка. Это не вставные номера, а неотъемлемая часть сочинения, существенное дополнение к характеристике действующих лиц. Природа, как живое существо, говорит музыкальным языком. Своим пониманием и отличным знанием народной песни Горький мог поспорить с любым ученым-фольклористом. Он призывал: «Вникайте в творчество народное – это здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй». У Горького была, как он сказал об одном из своих героев, «певучая душа».

(мелодия затихает)

Ведущий (1): Многолетняя дружба связывала Максима Горького с великим русским
певцом Федором Шаляпиным. Писатель считал, что дружба с такой незаурядной личностью, как Шаляпин, сильно обогатила его самого, его представления о человеке. Своим друзьям он говорил: «Шаляпин – это нечто огромное, изумительное и – русское!». В романе «Жизнь Клима Самгина» есть яркий эпизод, в котором Горький воссоздал образ Федора Ивановича: «…Голос звучал все более мощно, вызывая отрезвляющий холодок в спине Самгина, и вдруг весь зал точно обрушился, разломились стены, приподнялся пол, и грянул единодушный, разрушающий крик: Эх, дубинушка, ухнем! …Все стояли, глядя в угол, там возвышался большой человек и пел, покрывая нестройный рев сотен людей».

Ведущий (2):  Горький стал легендой при жизни. И в наше время продолжается изучение архивных материалов, чтобы понять, что же это был за человек, мыслитель, писатель. Став известным на рубеже 19-20 веков, на сломе исторических эпох, для современности он так и остался писателем противоречивым и во многом еще не прочитанным. Горький был сыном своего трудного и жестокого времени, истинным сыном России, пережившей в первой трети 20-го века три революции и две войны. И в третьем тысячелетии Горький – живой и злободневный классик. Его пьесы ставят и в России и за рубежом, его меткими выражениями пользуются средства массовой информации и Интернет, интерес в мире к нему неуклонно растет. История 20-го века немыслима без освоения горьковского наследия, ибо писатель откликался на все важнейшие события времени. И не нужно отрывать его от трагической судьбы России и мира. К тому же Горький был просто живой человек, со своими достоинствами, но и со своими слабостями и недостатками... Личность сложная, противоречивая…

Ведущий (1): Жизнь Максима Горького была необычайно яркой и представляется поистине легендарной. Выходец из народных глубин, писатель уже при жизни воспринимался как крупнейший деятель русской культуры, как достойный приемник традиций великой русской литературы.


Ведущий (2): Художественное наследие Максима Горького велико, а влияние на судьбы нашего Отечества, да и всего мира огромно. По мнению известного нижегородского

литературоведа  И. К. Кузьмичева, ХХ век без преувеличения можно назвать веком Горького.


Библиотекарь: Ребята, сегодня на нашей встрече мы остановились на отдельных событиях в жизни Алексея Максимовича Горького – книги и чтение в его жизни, встречи писателя с людьми и их воспоминания.



По страницам книг М. Горького

интеллектуальная игра по произведениям М.А. Горького
повесть «Детство», рассказ «Старуха Изергиль»



В игре участвуют 2 команды. Капитаны команд по очереди выбирают карточки с вопросами, читают его, и через минуту команда отвечает. Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право ответа передается соперникам, которые знают ответ. Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.


1 тур. «Узнай героя». По портрету нужно назвать героя произведения. (За полное имя можно добавить 1 балл)


  1. «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил
    его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из чёрной табакерки, украшенной серебром. Вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».

(Бабушка Алёши, Акулина Ивановна)


  1. «Весь он был складный, точёный, острый. Его атласный, шитый шелками глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки, шёлковые косынки на шеях»

(Дед Алёши, Каширин Василий Васильевич)


  1. «Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали весёлые раскосые глаза под густыми бровями и белые зубы под полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая огонь неугасимой лампады»

(Цыганок)




  1. "...Встряхнув кудрями, он сгибался над гитарой, вытягивал шею, точно гусь; круглое, беззаботное лицо его становилось сонным; живые, неуловимые глаза угасали в масленом тумане..."

(дядя Яков)



2 тур «По страницам повести Детство»


1. Повесть «Детство» можно отнести:
а) к автобиографической прозе;
б) к приключенческой прозе;
в) к фантастике.


2. «… Но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить… сразу стала на всю жизнь другом…» – эти строки написаны:
а) о маме;
б) о цыганке;
в) об Акулине Ивановне.


3. Имя главного героя повести «Детство»:
а) Цыганок;
б) Николенька;
в) Алёша.


  1. Главным героем произведения является:
    а) вымышленный персонаж;
    б) реальный человек;
    в) сказочный персонаж.


  1. Какие произведения составляют автобиографическую
    трилогию писателя?
    а) «Детство», «В людях», «Мои университеты»;
    б) «Детство», «Отрочество», «Мои университеты»;
    в) «Детство», «В людях», «Юность».


  1. От какого лица ведётся повествование?

а) от первого;

б) от автора;

в) от третьего.



3 тур «Знатоки родной речи»

Современный русский язык вышел из общеславянского. Постепенно развиваясь, изменяясь из века в век, русский язык приобрёл тот вид, к которому мы привыкли. Но ещё в 19 и в начале 20 века в языке употреблялись слова, которые мы сейчас не используем в своей речи, но они встречаются в художественной литературе. Сейчас мы узнаем, насколько
вы владеете родным языком.


На столах разложены карточки разного цвета: на одних
написаны слова, на других – пояснения к ним. Команды
должны подобрать карточки в соответствии со значениями
слов: кто быстрее и правильнее.


На карточках:
Будочник – полицейский, стоящий на посту у караульной будки.
Семишник – монета в 2 копейки.
Киот – ящик со стеклом или небольшой шкаф для икон.
Запон – широкий фартук.

Окститься – перекреститься.
Коклюшки – особые палочки для плетения кружев.
Позёмок – метель с ветром, дующим понизу.
Лабаз – помещение для торговли зерном, мукой.
Тать – вор, разбойник.

Повытчик – в старину должностное лицо, ведавшее делопроизводством в суде.


4 тур «Составь иллюстрацию»


Команды получают одинаковые иллюстрации к легенде о Данко (из Интернета), которые заранее разрезаны на части разнообразной формы. Задача команд – сложить целостное полотно. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.