Обобщающий урок ПО РАЗДЕЛУ "СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА"
Окружающий мир, 4 класс
(УМК " Школа России")
Цели деятельности учителя | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность; проверки знания учащихся по разделу «Страницы истории Отечества»; способствовать формированию умения применять полученные знания на практике; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | развивающий контроль |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую, организовывать рабочее место. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; групповая, фронтальная, индивидуальная |
Оборудование | Учебник А.Плешаков "Окружающий мир" 4 класс, интерактивная доска, компьютер; карточки с датами, карточки с понятиями, круг со стрелкой; иллюстрации Московского Кремля; карточки с вопросами |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует: Тут затеи и задачи, Пожелаем вам удачи – Игры, шутки – все для вас! За работу, в добрый час! – Сегодня на уроке проверим знания по разделу «Страницы истории Отечества». Урок необычный, будет проходить в форме игры «Крестики – нолики». На слайде дано игровое поле, представляющее собой карточки, на каждой из которых записаны цифры от 1 до 9. на другой стороне карточек с цифрами – название конкурса или задание. Слайд 1. – Каждой команде можно выбирать любую цифру, а значит, любой конкурс не обязательно по порядку. Чья команда в конкурсе получит больше условных знаков X или 0, такой знак и ставится вместо цифры на игровом поле. Игру начнет та команда, которая первая даст правильный ответ на вопрос. Она и выбирает ход. Если команда в конкурсе набирает меньше условных знаков, то ход переходит к другой команде | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. Класс разбит на две команды «X», «0». В каждой команде выбирается капитан | Фронтальная, групповая | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Включение в систему знаний и повторение изученного | 1-й конкурс «Угадай дату». 2-й конкурс «Что это значило?». 3-й конкурс «Называй-ка». 4-й конкурс «Угадай-ка». 5-й конкурс «Верно – неверно». 6-й конкурс. Кроссворд «Угадай дату». 7-й конкурс. «Собери из букв слова». 8-й конкурс. «Конкурс капитанов». 9-й конкурс. «Что лишнее?» | – Кем и когда была принята Конвенция о правах ребенка? (ООН 20 ноября 1989 года.) – Назовите события, которые произошли: • в 988 году. (принятие христианства на Руси.) • 5 апреля 1242 года. (Ледовое побоище.) • 8 сентября 1380 года. (Куликовская битва, основание Москвы.) • в 1237 году. (первый поход на Русь монголо-татар.) • В 1480 году. (конец зависимости Руси от Золотой Орды.) дополнительно: • 1 марта 1564 года. (появилась первая печатная книга в России.) Дополнительные вопросы: – В каком веке правил Иван IV? (В XVI веке.) – В каком веке появилось книгопечатание на Руси? (В XVI веке.) Объясняет правило:8 карточек, на которых записаны понятия, разложено вокруг круга со стрелкой. Если ответит сам участник команды, то команда получает 2 очка, если помогает команда, то – 1 очко. Карточки с понятиями: летопись, дань, дружина, христианство, святилища, золотая орда, калита, келья. дополнительно (кто быстрее поднимет руку) (устно): алтарь, царьград, ладья. Предлагает ответить (письменно) на задания теста. – Соотнесите записи и иллюстрации. – Выберите верные ответы. Верные ответы подчеркните карандашом. Перед заданием определите, о каком князе вы будете писать, расшифруйте слово. – Поставьте вопросы к предложенным в кроссворде датам. Слайд 2 Объясняет правило: кто быстрее соберёт слова. Предлагает для капитанов блиц-опрос. Слайд 3 – Назовите «лишнее» слово | Отвечают на вопросы. Выходят участники команды, крутят круг, выбирают, отвечают по очереди. Тест выдан каждой команде. Соотносят записи и иллюстрации, проводят линии. Задание выполняет участник индивидуально. Затем команда обсуждает ответы, вместе подчеркивая ручкой (капитан отвечает). Каждая команда получает карточки, собирает слова. Капитаны отвечают по очереди; кто последний, – тот и победил. Каждая команда получает карточки | Фронтальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета. | Устные ответы, выполненные задания |
III. Итоги урока. Рефлексия | Подведение итогов игры. Награждение победителей | подводит итоги, награждает победителей Слайд 4 | | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету | |
Ресурсный материал
3-й конкурс «Называй-ка».
Тест
Подчеркни правильный вариант ответа.
1. Он написал в начале века летопись «Повесть временных лет» (монах Киево-Печерского монастыря):
а) Нестор; б) Сергий Радонежский; в) Мефодий.
2. Кого из князей на Руси называют вещими?
а) Игорь; б) Святослав; в) Олег.
3. Поход на Русь с 1237 г. Возглавил … монгольский хан:
а) Чингисхан; б) Ахмат; в) Батый.
4. Атаман казачьего войска, который охранял и защищал восточные границы России, разведывал Сибирские земли:
а) Евпатий Коловрат; б) Ермак; в) Афанасий Никитин.
5. Какой князь сделал решительный шаг, чтобы избавиться от ордынцев?
а) Александр; б) Ярослав; в) Иван III.
6. Он был первым царем на Руси:
а) Иван III; б) Иван Калита; в) Иван IV.
7. О ком эти слова из летописи: «Книгам прилежал, читая их и ночью и днем»?
а) Святослав; б) Ярослав; в) Владимир.
8. Первым князем на Руси был:
а) Олег; б) Рюрик; в) Владимир.
Дополнительно:
9. С какого князя начинается родословная московских князей?
а) Иван Калита; б) Александр Невский; в) Даниил (сын князя А. Невского).
10. О ком эти слова из летописи (Хан Батый): «Если бы такой вот служил у меня – держал бы его у самого сердца своего»?
а) Илья Муромец; б) Евпатий Коловрат; в) Ермак.
4-й конкурс «Угадай-ка»
На доске 3 иллюстрации Московского кремля.
1. | Дубовые стены вокруг Кремля | Иван III |
2. | Кремль из белого кирпича | Иван Калита |
3. | Кремль из красного кирпича | Дмитрий Донской |
5-й конкурс «Верно – неверно»
1 к. НАВИ ТИТРЕЙ (Иван III.). 2 к. ВАЛСОРЯ РЫМУДЙ (Ярослав Мудрый.)
1 к. Иван III
1) Отказался платить дань Золотой Орде.
2) При его правлении стены Кремля сложены из белого кирпича.
3) Собирал дань с русских и сам отвозил в Золотую Орду.
4) При нем появился новый герб – двуглавый орел.
5) При его правлении в Москве сложены стены из красного кирпича, построены новые башни Кремля.
6) При его правлении в Москве построены Успенский собор, Грановитая палата.
7) При его правлении удалось присоединить к России земли казанского и астраханского княжеств.
8) При его правлении к Московскому княжеству были присоединены Тверь, Рязань, Новгород, Псков, Черниговские и Словенские земли.
2 к. Ярослав Мудрый
1) При его правлении был построен в Киеве Софийский собор.
2) Расширил и укрепил столицу Руси Киев.
3) При его правлении происходило крещение Руси.
4) Создал библиотеку, в которой книги переводились с других языков.
5) При его правлении на реке Волге был построен город Ярославль.
6) При его правлении развивалась торговля и отправлялись послы во Францию, Германию, Венгрию, Польшу, Скандинавию.
7) При его правлении монголо-татары напали на Русь.
8) Он возглавил битву на Чудском озере с немцами-крестоносцами.
6-й конкурс «Угадай дату»
Кроссворд
1 . 1941 г. – начало Великой Отечественной войны.
2. 1913 г. – 300 лет со дня избрания Романовых на престол.
3. 1914 г. – Первая мировая война.
4. 1917 г. – революция.
5. 1922 г. – образование Советского Союза.
6. 1939 г. – Вторая мировая война.
7. 1957 г. – первый спутник Земли.
8. 1991 г. – распад Советского Союза.
9. 1961 г. – первый человек в космосе.
10. 1945 г. – конец Великой Отечественной войны.
7-й конкурс «Собери из букв слова»
ЛИМОВС (символ) ТОРСДОУГСАВ (государство) ТИЗДЕЕПРН (президент)
АЭХОП (эпоха) СЬПАРИТОВТЛЕВ (правительство) НИНГЖДАРА (гражданин)
8-й конкурс «Конкурс капитанов»
блицопрос:
– На какие 3 группы можно разделить все праздники? (Семейные, народные, профессиональные.)
– Назовите символы нашего государства. (Герб, флаг, гимн.)
– Кем и когда была принята Конвенция о правах ребенка? (ООН 20 ноября 1989 года.)
– Почему война 1941–1945 годов называется Великая Отечественная? (На войну поднялся весь народ.)
– Как называлась партия, которую возглавлял Ленин? (Партия большевиков.)
– От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (От восточных.)
– Когда мы чествуем защитников Отечества? (23 февраля.)
– Как на флоте называют флаг России? (Бесик.)
– Кто является главой нашего государства? (Президент.)
– В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас? (Всеобщая декларация прав человека.)
– Назовите соперников в Гражданской войне в России. (Белые и красные.)
– Кто изобрел книгопечатание? (Иоганн Гутенберг.)
9-й конкурс «Что лишнее»
1. Жуков, Суворов, Петр I, Кутузов, Ушаков.
2. Петр I, Иван III, Наполеон, Александр II.
3. Мюнхгаузен, Беллинсгаузен, Колумб, Магеллан.
5