«Странный» герой А.Г. Алексина и его нравственный выбор (изучение рассказа А.Г. Алексина «Игрун» в восьмом классе).
Странности характера – судеб поворот.
Необычный юноша – все наоборот.
«Белая ворона» - жесткий приговор!
От его бесстрашия содрогнулся двор.
«Странные» герои А.Г. Алексина – островки доброты и человечности в очень сложном, подчас жестоком и равнодушном мире. Безумная Евдокия, одержимая чувством вселенской справедливости и любви к людям учительница, воспитывающая в своих питомцах неугасающий коллективизм (героиня рассказа «Безумная Евдокия»). Наивная, доверчивая, самоотверженная Нина Георгиевна, женщина с трагической судьбой, неоднократно пережившая предательство, но сохранившая умение любить и прощать (героиня рассказа «А тем временем где-то…»). Чудаковатые внешне, не умеющие приспосабливаться к окружающей действительности, иногда беззащитные перед лицом зла, но имеющие непоколебимые жизненные принципы, они навсегда остаются в душе читателя.
Мы открываем книгу последних рассказов любимого автора. Рассказ «Игрун» - произведение, наполненное светлой печалью и юмором, чрезвычайно глубокое и философское.
- Довольно странное название, не правда ли?
- Кого обычно так называют?
Котенок-игрун, маленький забавный щенок-игрун… Ощущение легкости, веселости, беззаботности… Но это только «до» чтения рассказа.
- Кто же такой Игрун?
- Какими чувствами, эмоциями окрашено это прозвище?
Это четырнадцатилетний мальчик, ваш ровесник. Обратимся к тексту рассказа: « К примеру, он играл на рояле. Если б на пианино, куда бы еще ни шло! Но рояль… «Запри окна!» - орали ему со двора и из негодующих соседних квартир. Он затворялся, но играть продолжал. Его и прозвали – Игрун.» Интереснейшая психологическая деталь: мир соседей враждебен юному пианисту с его «интеллигентскими» замашками. Но он не хочет мириться с агрессией невежд, потому что страстно любит музыку. Ирония, презрение, недобрая насмешка породили это прозвище. Так уже в начале рассказа А. Алексин говорит о неразрешимых противоречиях между своим героем и «двором».
- А как характеризуют героя эти авторские слова: « Книги он начинал читать с последних абзацев: хотел быть уверен, что все кончится хорошо…»
Душа и сознание героя не допускают несправедливости, и в этом видны детская наивность и чистота, желание видеть этот несовершенный мир только светлым и добрым.
- А что заставляет юношу извиняться перед всеми?
Обостренное чувство ответственности за свои поступки, он не хочет даже в мыслях стать причиной чьей- то беды. Он во всем был «белой вороной», извинялся даже за то, чего не совершал, вызывая всеобщее недоумение. Он всегда уступал место в транспорте, из солидарности покидал переполненный лифт. Чувство совестливости и жертвенности заставляло его совершать эти «странные» поступки, герой не мог быть безучастным к чужой беде.
- А какую, по вашему мнению, роль играет в рассказе прабабушка Игруна?
Удивительно трогательный и необычный психологический колорит этому рассказу придает образ прабабушки героя. Это голос самой совести, мудрости и любви. Авторских оценок нет, поучительность отсутствует, но мы понимаем, что нравственная позиция писателя во многом совпадает с жизненными принципами его любимых героев. Мудрая прабабушка предостерегает любимого внука, наивного и неопытного: « В автобусах и троллейбусах тебя, в конце концов, пусть толкают, но не позволь затолкать свое будущее!». Юноша просит разделить между ним и другим участником первую премию на музыкальном конкурсе вопреки решению жюри. « Ты и впредь собираешься другим отдавать половину своих успехов?» - задавала вопрос прабабушка. Яркая афористичность языка А. Алексина настолько органична, естественна, да к тому же окрашена легкой иронией, что в сознании читателя надолго остаются прабабушкины советы и авторские ремарки, остроумные и точные.
- Какая из форм психологического анализа, по вашему мнению, помогает писателю создать внутренний портрет Игруна? (внутренний монолог, диалоги героев, описание внешности, пейзаж, поступок?)
Безусловно, поступки героя. Авторскому голосу мы верим безоговорочно, столь убедительно рассказывает писатель горькую историю о доброте, мужестве и человеческой низости. Игрун, юноша «не от мира сего», необычайно скромный, талантливый, добрый и бескорыстный. Через поступки героя, которые кажутся нелепыми и странными, читателю приходится разгадывать непростой ребус сознания и души этого человека. Мы пытаемся понять, как внутренняя сущность героя определяет его поступки, нравственный выбор.
- Юный Дон Кихот, словно занесенный в нашу современность ветром истории, смог ли он противостоять жестокости и замаскированному коварством злу?
Основной болевой точкой рассказа является история с Батыем, страшная и, к сожалению, очень современная. Алексин с горечью дает понять своему читателю, что искреннее участие, трогательная забота о слабом и беззащитном кажутся подчас чем-то ненужным, нелепым в наши дни. У Анатолия Алексина на обозримой площади маленького рассказа герои всегда существуют по закону контраста, в противостоянии добра и зла, благородства и душевной подлости. Совестливый и благородный Игрун и оборотень Батый, способный на все, даже на преступление, ради собственной выгоды, корысти. Несущий зло Батый не способен поверить в искренность благих намерений Игруна, все поступки которого кажутся этому отморозку «выпендрежем», лицемерием. Схватка Батыя и Игруна неизбежна.
- Какой яркий композиционный прием использует автор, чтобы подчеркнуть это противостояние? Приведите примеры из текста рассказа.
Антитезу. Прежде всего, портреты Игруна и Батыя. «Батый, уже достигший совершеннолетия парень, сочетавший по-монгольски узкие глаза с вызывающе широкими плечами, которые он вдобавок выпячивал, словно тяжелоатлет перед поднятием штанги с гирями. Прозвище было точным и потому, что иго Батыя нависало над завсегдатаями двора». Портрет Игруна – явная антитеза внешности Батыя. «Игрун же был скроен худощавым и невысоким. Да еще и с рождения плохо видел. Лицо его предваряли очки. Внешнему облику они добавляли интеллигентности, а дворовой компании – раздражения. Игруну было четырнадцать».
- Какова же нравственная сущность Батыя?
Батый принадлежит к тем человеческим особям, которым ненавистно все, что составляет духовную сущность Игруна. Его идеал – физическая сила, вернее насилие, этот герой абсолютно убежден в собственной безнаказанности и превосходстве над другими людьми. Не задумываясь о моральной стороне своих поступков, он готов отнять квартиру у беспомощной старой женщины, безжалостно уничтожив все препятствия, которые встретятся на его пути. И вот желанная цель почти достигнута, квартира несчастной напуганной старушки становится его легкой, вожделенной наживой, и тут некое досадное препятствие…
- Какое же препятствие встает на пути расчетливого «волка в овечьей шкуре»?
Решение вступить в схватку с «непобедимым» Батыем, которого горячо поддерживает вся его компания, приходит мгновенно. «Хилый с виду, беззащитный Игрун сперва взглядом своим бросил амбалу вызов. А потом четко, почти по слогам произнес: «Оставь в покое Марию Никитичну». – Что? Что, придурок? Извинись! – перебив Игруна, вполголоса приказал Батый. – Ты ведь любишь просить прощение? Тем, которые на роялях играют…до всего дело, ты, придурок, на носу заруби: будет, как я хочу!»
Маски сброшены: Батый, игравший роль преданного, заботливого внука в один миг превращается в злобного жестокого преступника, когда понимает, что его планам угрожает опасность. А. Алексин – писатель-психолог, именно поэтому проблема психологического анализа является необычайно интересной для исследования. Особенностью творчества писателя является «сгущение чувств и душевных переживаний героев», что делает произведения Алексина психологически насыщенными и экспрессивными. Причем, эта экспрессия носит, как правило, нравственно-этический характер.
- Как вы думаете, Игрун стоит перед нравственным выбором? Есть ли сомнения в его душе?
У доброго и наивного рыцаря Игруна нет выбора: он не может пройти мимо подлости и морального уродства, поэтому наш герой как на амбразуру бросается защищать несчастную старушку. Не размышляя, не сомневаясь, жертвуя собой. Спасти, помочь слабому, уберечь от страшной беды – вот моральный кодекс чести Игруна. Это нравственная бескомпромиссность свойственна настоящему интеллигенту. Увы, финал рассказа очень грустный. Игрун погибает.
- Верите ли вы в трагическую случайность?
У каждого, наверно, свой ответ. Автор предельно лаконичен в конце рассказа, ему словно не хватает воздуха от сердечной боли, словно перехватывает горло… «Игрун наступил на крышку люка – она поддалась, люк разинул перед ним свою круглую пасть. И проглотил Игруна…Крышка вернулась на положенный круг – захлопнулась западня. Игрун ударился головой о металл…Надо было изо всех сил кричать, но сил у него не было. Или он потерял сознание… А может быть, постеснялся».
Открытая крышка люка, ставшая роковой для плохо видящего, рассеянного Игруна, становится сильной психологической, философской деталью. Деталь эта, безусловно, многозначна: создается ощущение, что зло безлико, что все это нелепая, трагическая случайность. Вдумчивый, проницательный читатель вряд ли поверит в такие гримасы судьбы: Игрун погибает по чьей-то злой воле, и наше сердце сжимается от горечи и боли.
-Так, значит, зло побеждает?
Рассказы А.Г. Алексина никогда не оставляют чувства безысходности и тупика. Они наполнены светлой печалью и грустью, верой в человеческую доброту и смелость. Мудрый писатель словно говорит своему читателю: «Никогда не смиряйся с подлостью и жестокостью, верь в самого себя, правда на твоей стороне».
- Так в чем же странность «странных» героев А.Г. Алексина?
«Странные» герои писателя делают наш мир чище и лучше, так как, не задумываясь, творят добро, иногда жертвуя собой. Это бескорыстные праведники, способные прийти на помощь в самую тяжелую минуту. И невольно мысли складываются в строчки:
Они всегда наивны, простодушны, Обделены бесстрастною судьбой. Но мне без них совсем темно и душно, Как в комнате пустой…
Оводенко Юлия Васильевна
Преподаватель литературы высшей категории
Работаю в средней школе №31 г. Ярославля.
Имеются публикации.
[email protected]