СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страноведение. Молодежные субкультуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье анализируется роль молодежных субкультур в современном обществе, которые органично вписываются в традиционную культуру.

Просмотр содержимого документа
«Страноведение. Молодежные субкультуры»

Страноведение. Молодежные субкультуры



Емельянова Наталия Ивановна, учитель английского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Видновская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов”


Культура нации пребывает в сердцах и душах людей.

Политик и философ М. Ганди


В статье анализируется роль молодежных субкультур в современном обществе, которые органично вписываются в традиционную культуру. Процессы конвергенции ориентируют субкультуры на новые цели и наполняют новым смыслом. Актуальность темы обусловлена тем, что преобразования, происходившие в XXI веке в связи с развитием цифровой глобализации и СМИ наложили свой отпечаток на социокультурную жизнь молодежи. Поведенческие стереотипы российской молодежи подверглись существенным изменениям. Проблема исследования актуальна тем, что с появлением интернета у каждого подростка появилась возможность заявить и проявить себя в различных социальных сетях, так как в рамках традиционной культуры им не всегда удается заявить о своей индивидуальности, а также получить навыки общения с большим кругом молодежи.

Целью данного проекта было определить понятие субкультуры, раскрыть ее специфику и влияние на формирование личности. Объектом исследования была определена субкультура, как социальный феномен. Предметом – субкультура, как способ самовыражения современной молодежи. В процессе исследования были решены следующие задачи: изучение литературы по данной теме; изучение истории и причин возникновения субкультур; рассмотрение типов субкультур и их характеристик.

Проверялась гипотеза о том, что подростку необходимо ориентироваться в типах субкультур для расширения кругозора и осознанного выбора пути своего развития и становления личности. В ходе теоретического и практического исследования применялись поисковый метод, обработка и анализ информации, анкетирование и результаты опроса, систематизация и обобщение.

В теоретической части исследования также рассматривались вопросы возникновения, функции и роли субкультур, проводился анализ современных молодежных субкультур в России.

Западные социологи первыми начали исследовать проблему субкультур, так как первая волна субкультур началась в 50-х годах XX века в США. В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством [5]. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провёл британский социолог Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля» [4]. По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Французский социолог Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур [2]. Российский социолог Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы» [1]. Альберт Коэн (1918-2014) американский социолог и криминолог из Бостона, создал субкультурную теорию, основанную на исследовании, проведенном среди мальчиков-правонарушителей в 1955 году, предполагая, что их поведение и отношение являются результатом попыток «заменить» общепринятые социальные нормы и ценности собственными субкультурами [3].

Таким образом, субкультура – это часть общей официальной культуры со своими отличительными признаками. То есть субкультура – это культура в культуре. Молодежная субкультура — это социальная среда, круг общения, где существует яркое деление на «своих» и «чужих». Каждая субкультура имеет свою характеристику, свой набор моральных принципов. Молодежи присуща тяга к новому, риску и приключениям, но проявить себя в рамках традиционной культуры не всегда удается, поэтому они объединяются в субкультуры, чтобы заявить о себе.

До 1955 года молодежные субкультуры как таковые не существовали. Подростки быстро взрослели и многие с 14 -15 лет приобретали профессию и начинали самостоятельную жизнь. В современных развитых обществах для овладения практически любой профессией нужен слишком длительный период, а самостоятельность и независимость от родителей приходит к молодым людям значительно позднее. Чтобы отвлечься от учебы и опеки родителей, молодежь объединяется в субкультуры, неформальный стиль жизни которых не предъявляет, в отличие от школьного, строгих требований к дисциплине и ответственности.

Одной из первых субкультур стали рокеры. Они представляли собой группу молодых людей, которые слушали рок-н-ролл и ездили на мотоциклах. В то же время появилась и другая субкультура — хиппи. Они были противниками войны во Вьетнаме, отвергали материализм и стремились к миру и любви. Пик популярности движения пришёлся на 1967 год, когда были выпущены неофициальные гимны хиппи — «San Francisco» (автор — Джон Филлипс), «All You Need Is Love» и «She’s Leaving Home», написанные Джоном Ленноном, при участии Пола Маккартни (участники группы The Beatles).

Рис.1. Хиппи на музыкальном фестивале

Во второй половины 50-х – 60-х годов появилось советское движение cтиляги. Субкультура стиляги – это своеобразный протест против стандартных стереотипов поведения, однообразия в одежде и стиле. В 70-х годах субкультуры стали более разнообразными. Появилась субкультура панков, которые были противниками установленного порядка и выражали свой протест через музыку и одежду. Так же появились субкультуры скейтеров и бейсболистов, которые выделялись своим стилем одежды и увлечением соответствующим видом спорта.

Рис.2. Scene kids

В конце 90-х годов в Великобритании возникла cубкультура Scene. В середине 2000-х годов движение распространилось по всему англоязычному миру. Название же «scene kids» произошло из-за термина «scene queen» (рус. королева сцены), которым в 1970-х годах уничижительно называли музыкантов и поклонников глэм-рока за их подчёркнуто андрогинный внешний вид. Scene kids предпочитает музыкальный жанр кранккор, который, в то же время, имеет частичные корни в эмо-культуре и испытывает огромное её влияние.

В 2000-х годах стала популярной субкультура Эмо, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля и родственных ему. Эмо отличает романтизм и глубокие личные переживания. В настоящее время во всем мире достаточно много эмо групп.

Влияние молодежной субкультуры на процесс социализации личности имеет как положительную, так и отрицательную роль. С одной стороны, субкультуры решают многие проблемы подростков: проблемы самореализации, непонимания со стороны взрослых, выбора правильного пути и другие. Подростку нужен эталон, который будет правильным, к которому стоит стремиться. С другой стороны, есть определенные культуры, которые призывают к насилию, жестокости в обращении с животными и людьми. Многие субкультуры выступают против построения карьеры, личностного развития, против семьи и детей.

Можно сказать, что концепция субкультуры основывается на признании и уважении культурного разнообразия общества. Она предполагает сосуществование различных этнических и культурных групп в одном сообществе, где каждая субкультура имеет право на признание и самовыражение. Традиционные субкультурные принципы – это разнообразие, гармония, равенство, преодоление барьеров. Многие талантливые музыканты, художники, поэты и прочие деятели культуры являлись представителями тех или иных субкультур.

Целью практической части проекта является проверка достоверности теоретических предположений по данной теме. Чтобы подтвердить гипотезу о том, что подростку необходимо ориентироваться в типах субкультур для своей дальнейшей социализации, было использовано анкетирование, как наиболее оптимальный метод практического исследования. Для составления анкеты был сформулирован ряд вопросов и определены респонденты. Анкетирование проводилось среди обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Видновская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов”. Базой респондентов согласились стать 100 человек в возрасте 14-17 лет. В результате анкетирования были выполнены расчёты и обобщение результатов. Один из вопросов, включенных в анкетирование, звучал так:

Как вы считаете, какую роль субкультуры занимают в жизни подростков?

По результатам опроса, 68% респондентов считают, что субкультуры являются способом самовыражения и демонстрации собственной необычности, а также позволяют подростку получить навыки, необходимые для жизни в обществе, и научится работать в коллективе, 12% рассматривают субкультуры как способ развлечения и организации досуга, 13% считают субкультуры хорошей возможностью в поиске единомышленников и друзей, остальные 7% предполагают, что вовлечение в субкультуры является результатом давление современной моды и СМИ.

Рис.3. Результаты анкетирования

Практическая значимость проекта заключается в том, что изложенные вопросы могут быть использованы на уроках обществознания, английского языка при изучении программной темы «Молодежные организации и движения», на классных часах, для процесса всестороннего развития личности, совершенствования норм и правил поведения в обществе.

Новизна проекта состоит в том, что были выявлены причины возникновения молодежных субкультур и определены их идеология и характеристики, начиная с середины XX века по сегодняшний день. Изучив эту проблему, становиться возможным прогнозирование дальнейшего культурного развития молодежи.


Литература

1. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы // МЦНМО – 2023. С. 23-25 2. Мафессоли М. Каждому свое племя // М.: Институт Философии РАН – 2016. с. 100

3. A. K. Cohen. Delinquent Boys: Culture of the Gang // Taylor & Francis – 1956. с. 45-46

4. D. Hebdidge. Subculture: The Meaning of Style // London & New York: Routledge – 1979. с. 123-124

5. D. Riesman. The Lonely Crowd // Yale University – 1968 с. 5-6