5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Иностранный язык как второй» (немецкий) для учащихся 9 класса составлена на основе Примерных программ по иностранным языкам, базовый уровень (М.: Просвещение, 2010 г) и авторской программы общеобразовательных учреждений по немецкому языку для 5-9 классов (базовый уровень) И.Л. Бим (М.: Просвещение, 2010 г). Данная авторская программа соответствует требованиям, выдвигаемым Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Преподавание курса ведется по авторской линии И.Л. Бим, Н.А. Артемовой, Л.В. Садомовой «Шаги 3». Особенность и специфика рабочей программы определяется тем, что 9 класс – это заключительный этап изучения учебного предмета «Второй иностранный язык немецкий язык»
Обучение происходит при сетке уроков – 2 часа в неделю, всего 70 часов в учебном году. Обучение происходит на базе УМК И.Л.Бим для 7 класса (§4-6) в первом полугодии и УМК И.Л.Бим для 8 класса (§1-4) общеобразовательных школ – во втором полугодии. Во втором полугодии добавляется подготовка учащихся к итоговому зачёту, который состоится в мае.
УМК для 9 класса сохраняет преемственность в структуре и содержании обучения с 5-7 классов, но вместе с тем имеет и некоторые существенные отличия. Они обусловлены спецификой старшего этапа обучения применительно к базовому курсу, а именно стремлением к обобщению приобретённых ранее языковых и страноведческих знаний и к совершенствованию речевых навыков и умений в устной речи, чтении и письме.
На данном этапе выдвигается коммуникативная цель обучения. В познавательной сфере ученик должен научиться сообщать и запрашивать информацию перерабатывать и усваивать её при чтении и аудировании. В регулятивной ученик должен научиться выражать просьбу, совет, побуждать к речевым и неречевым действиям, а также реагировать на аналогичные речевые действия, обращенные к нему. В ценностно-ориентационной учебной сфере ученик должен уметь выражать мнение или оценку, формировать взгляды, убеждения, понять мнение другого. В этикетной сере ученик должен уметь вступать в речевой контакт, оформлять свое высказывание и реагировать на чужое в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране изучаемого языка.
Особенность данного этапа обучения в том, что он является заключительной ступенью обучения в старшем звене. Поэтому приоритетная задача данного года обучения учащихся – достичь целей обучения в рамках базового курса.
Учебно-методический комплект состоит из:
• учебника с книгой для чтения и немецко-русским словарём;
• книги для учителя;
• рабочей тетради;
• аудиокассет.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения немецкого языка ученик к концу обучения в 9 классе должен
Знать/понимать:
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка – сложносочинённых и сложноподчиненных; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
знать все временные формы глаголов Präsens/ Präterit/ Perfekt/ Plusquamperfekt/ Futur действительного и страдального залога;
знать структуру сложносочинённых и сложноподчинённых предложений
употреблять все группы предлогов;
усвоить основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
понимать роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
Уметь:
говорение
начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать подробно о себе и о своих планах, друзьях, своих интересах и планах на будущее, рассказывать о своем городе, о своей стране и странах изучаемого языка Германии, Австрии, Швейцарии;
делать краткие сообщения, описывать события (прошедший день, поездку, карнавал и т.д. в рамках пройденных тем), описывать явления (восход солнца, таяние снега), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
аудирование
понимать основное содержание аутентичных прагматических текстов по радио, телевидению и выделять для себя значимую информацию;
понимать основное содержание аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;
использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение
ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;
читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
уметь редактировать тексты из книг, интернета
писать тематические тексты для зачёта
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;
приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
Литература для учителя
I. Печатные издания
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». Текст с дополнениями и изменениями на 2010 год
2. Новые государственные стандарты школьного образования. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
3. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе; – М.: Просвещение, 2003. – 159 с. (Б-ка учителя)
4. Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык. 5-9 классы. 4-е издание, М.: Просвещение, 2008
5. Рабочие программы по немецкому языку. 2-11 классы по УМК И.Л.Бим, Л.И.Рыжовой; Г.И.Ворониной, И.В.Карелиной; Н.Д.Гальсковой, Н.И.Гез; О.Ю.Зверловой. Авторы-составители: Л.М.Трошина, Е.В.Кошлакова: ООО «Глобус», 2009
6. Гез, Ляховицкий. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. 2007, Москва
7. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие/ Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – 5-е изд., стереотип. –Мн.: Выш. шк., 1999. – 522 с.
II. Мультимедийная библиотека
1. German. Ultimate Set/ 6 CD
2. Die Welt auf DVD
3. Немецкий по-немецки. DVD
4. Deutschland /Hörbuch 2 CD
5. Berlitz. 35 языков мира. МедиаХауз
6. KIKUS. Guten Morgen!
III. WEB
1. http://www.daf-portal.de
2. http://newsletter.dw-world.de
3. http://mediacenter.dw-world.de
4. http://medien.lernnetz.de
Литература для ученика
1. Бим И.Л. Учебник «Шаги 3» «Просвещение»
2. Бим И.Л. Учебник «Шаги 4» «Просвещение»
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Компьютер
2. Проигрыватель
3. Таблицы грамматические
4. Аудиокассета к учебнику «Шаги 3»
5. Аудиокассета к учебнику «Шаги 4»
6. Проектор и экран
5