МБОУ ПСОШ № 46 (проведен: ноябрь-2012г)
Открытый урок географии в 11 классе
Учитель: А.А.Тишина
Оборудование:
политическая карта мира
вопросы и задания
контурные карты мира, атласы
презентация
приложение 3(для трех команд)
Методическое примечание:
Урок сопровождается презентацией, заранее подготовленной учителем.
Ход урока.
Организационный момент.
Определение целей урока.
Вступительное слово учителя к новой теме (презентация)
Этот регион - один из очагов мировой цивилизации, родина Великих Географических открытий, промышленных переворотов, экономической интеграции. Как в эпоху Древней Греции и Древнего Рима, так и в наши дни он занимает очень важное место в мировой политике и экономике.
Слайд 1. (картина)
Это географическое имя прежде всего напоминает о древнегреческом мифе согласно которому, Европа была похищена всемогущим Зевсом, принявшим образ белого быка. На спине этого быка она проплыла по Средиземному морю от Финикии до о. Крит. Однако топонимисты обычно производят название "Европа" от ассирийского "ереб" - "мрак", "заход солнца", "запад" (в противоположность Азии, название которой связывают со словом "асу" - "восход").
2.Как вы думаете, о каком регионе идет речь? (Европа).
Слайд 2. (карта Европы)
1.Составляем кластер (прием технологии критического мышления)




ЕВРОПА
Слайд 3.
3.Тема: Страны зарубежной Европы, население, религия
Тип урока
Актуализация новых знаний
Цель:
охарактеризовать особенности географического положения зарубежной Европы , населения, религии
Задачи:
улучшить навыки самостоятельного поиска и систематизации материала, отработка деятельности в парах и группах
усовершенствовать навык работы с картой и атласом
получить новые знания о населении зарубежной Европы
4. Европу называют зарубежной, учитывая соотношение этой территории со странами СНГ. По отношению к ним Европа – зарубежная.
Поэтому тема нашего урока: Страны зарубежной Европы, население Европы, религии
5.Вопрос
Но вначале,
Давайте определим главные черты экономико-географического положения стран зарубежной Европы
Ответ:
Зарубежная (по отношению к странам CHГ) Европа занимает территорию в 5,4 млн км2 с нaселением 520 млн человек
- Страны Европы разделены небольшим расстоянием и хорошо связаны трассами и дорогами, xopoшая транспортная проходимость
- соседским положением этих стран по отношению друг к другу
- (Многие страны имеют маленькую удаленность от моря), приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной на 600 км.
6. Вопрос
Следующее задание:
Какие формы правления имеют европейские страны? Перед этим ответьте на вопрос: какие вообще бывают формы правления?
Ответ:
В зарубежной Европе представлены как республики, так и монархии, как унитарные, так и федеративные государства.
Примеры…..
Республика — форма правления государства, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо создаются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Обычно в республиках законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству.
Слайд 7. (пример – Чешская республика-унитарное устройство государства-столица-Прага)
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.
Абсолютная монархия — монархия, предполагающая почти неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом, как главой государства, а парламент в ряде случаев является лишь совещательным органом или вообще отсутствует.
Конституционная монархия — форма правления – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. Реальная законодательная власть при этой форме монархии принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству.
Слайд 8. (пример – Ватикан. (Теократическая М). Самым маленьким самостоятельным государством в Европе считается город Ватикан. Этот город имеет большое культурное значение, благодаря хранящимся здесь шедеврам кисти таких художников, как Боттичелли (Botticelli) и Микеланджело (Michelangelo).)
Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.
Слайд 9. (пример – Дания – (Конституционная м) - унитарное устройство государства-столица- Копенгаген. Дания располагается в Северной Европе на полуострове Ютландия и 480 островах, одним из которых является крупнейший остров мира – Гренландия. Из всех Скандинавских стран самой необычной считается Дания. Интерес уже вызывает сама форма правления в стране – это королевство во главе с королевой. Главой правительства является премьер-министр).
7. Работа в парах ( прил.2) – раздать всем уч-ся
Задание: (проверка в парах)
Какие пары верны:
а) страны – соседи: б) страны – столицы:
Болгария – Румыния Белоруссия – Киев
ФРГ – Словакия Швеция – Осло
Италия – Лихтенштейн Исландия – Рейкьявик
Бельгия – Люксембург Португалия – Рим
Норвегия – Финляндия Латвия – Рига
Исландия – Дания Польша – Варшава
Испания – Андорра Албания – Тирана
Монако – Франция Словакия – Любляна
Хорватия – Румыния Австрия – Копенгаген
Греция – Венгрия Швейцария – Берн
8. Релаксационная пауза.
Игра «Подари тепло другу»
Ученики за партами поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладони, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Ребята, посмотрите в глаза друг другу, чтобы ваши ладони потеплели... Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладони потеплели еще больше...»
9. Групповая работа
Изучение нового материала
Слайды с 10 по 25.
Население, религия…
Класс делится на три команды (прил.1 – раздать уч-ся без ответов)
Первая команда: выполнить задание 4 из учебника стр. 216,сделать доклад. Можно использовать интернет, учебник и другие доступные учебные материалы. Работа с учебником.
Используя рисунок 47, дайте характеристику Зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Результаты занесите в таблицу:
Страны с массовой иммиграцией | Страны с массовой эмиграцией |
| |
Вывод:
В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Как вы уже знаете, это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В 15 странах (см. таблицу 12 в «Приложениях» ) происходит убыль населения, депопуляция, которую не могут предотвратить и меры демографической политики. Такая депопуляция находит отражение на возрастно-половых пирамидах, имеющих «суженное» основание (см. рисунок 46). Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей (см. рисунок 12). В результате, согласно прогнозам ООН, население большинства стран региона к cepeдине ХХI в. должно уменьшиться. [5].
Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа nревратuлась в главный мировой очаг трудовой эмиграции. Теперь здесь насчитывается примерно 20 млн иностранных рабочих и членов их семей, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временных гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»). Больше вceгo их в Германии - свыше 7 млн человек. [6].
Страны, принимающие трудовых иммигрантов, получают тем самым дополнительный источник дешевой рабочей силы. Приток мигрантов положительно сказывается на приросте населения, eгo возрастном составе. Наряду с этим он ухудшает качество нaceления, обостряет многие социальные проблемы. В последнее время во многих странах региона участились столкновения коренных жителей с мигрантами и беженцами. (Задание 4.)
Вторая команда: выполнить задание 5 из учебника стр. 216,сделать доклад. Можно использовать интернет, учебник и другие доступные учебные материалы. Работа с атласом.
По национальному составу население Зарубежной Европы однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье.
Задание: определите страны с однонациональным, двунациональным и многонациональным составом населения. Результат классификации отразите в виде таблицы:
Однонациональные государства | Двунациональные государства | Многонациональные государства |
| | |
Вывод:
2.Ответ.
По национальному coставу население зарубежной Eвропы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. [7]. То же свойственно и языкам уральской семьи. [8]. Тем не менее этническая кapта региона, складывавшаяся напротяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным coставом, в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений.
Пример. В Великобритании тaкой «горячей точкой» уже длительное время служит Северная Ирландия (Ольстер), в Испании страна Басков. В Бельгии существуют разногласия между фламандцами и валлонами, в Pyмынии между румынами и венграми, в Сербии между сербами и албанцами. (Задание 5.)
На каком месте находится зарубежная Европа по численности населения и какова её доля в мировом населении? Как изменяется доля зарубежной Европы в мировом населении?
Третья команда: выполнить задание 6 из учебника стр. 216,сделать доклад. Можно использовать интернет, учебник и другие доступные учебные материалы. По рисунку 48 составьте в тетради схему «Города – миллионеры Зарубежной Европы»
Вывод:
3. Ответ
Зарубежная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира со средней плотностью населения свыше 1 00 человек на 1 км2 . При этом размещение населения в нем прежде вceгo определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет почти 78%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% вceгo населения (см. рисунок 18). Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни котopoгo восходят к временам Римской империи и Средневековья.
В центре такoгo города обычно находится главная (рыночная) площадь с ратушей и собором (см. рисунок 49), от которой радиально расходятся узкие улицы cтapoгo города с жилыми домами, магазинами, зданиями бывших цеховых гильдий. В старом городе обычно сохраняются архитектурно-исторические достопримечательности. В остальных частях преобладает современная застройка. Многие старые западноевропейские гopoда пользуются широкой, часто всемирной известностью.
Долгое время характерной чертой урбанизации зарубежной Европы служила очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях. Самые крупные из них: Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская.
Субурбанизация объясняется многими причинами: изношенностью жилого фонда и скученностью населения в центральных частях городов, ухудшением состояния окружающей среды, недостатком места для реконструкции предприятий, переносом в пригороды многих рабочих мест, массовой автомобилизацией, а также желанием многих семей жить в собственном доме. Но это отнюдь не означает, что процесс урбанизации прекратился. Напротив, он все более охватывает и сельскую местность, а гpaница между городом и сельской местностью становится все более условной. Ныне лишь 2/5 сельских жителей заняты в сельском хозяйстве.
В то же время субурбанизация приводит к «растеканию» городского населения и формированию обширных урбанизированных районов и зон. (3aдaние 6.) (прил.3)

10. Далее представители каждой из команд выступают с докладами, а команды задают одна другой вопросы по теме докладов.
Учитель:
Скажите, сложно ли было работать в команде? Какие трудности возникали? Какие преимущества дала вам групповая работа?
11. Домашнее задание
Повторить пройденный материал по учебнику
Найти интересные факты про субрегионы зарубежной Европы
Сделать визитную карточку одного из Европейских городов
(по выбору).
12. Рефлексия
Учитель:
- Уважаемые ученики! Перед каждым из вас лежит три листочка разных цветов. Красный листок означает тревогу за состояние нации , желтый - вам все равно, зеленый – вы спокойны.
(ученики голосуют)
- Спасибо. Как и следовало ожидать, вы обеспокоены за состояние нации
- Молодое поколение! За вами будущее нашей цивилизации!
Заключение: вопросы, ответы, обсуждения
Молодцы! Спасибо вам за работу на уроке. Многие из вас были активны и получат поощрительные баллы. Давайте поговорим, что вам понравилось в уроке, а что нужно изменить или улучшить. (Ученики высказывают свое мнение)
Если остается время, можно использовать:
Для учащихся дополнительный материал:
Для всех: Почему?
1. Почему по-английски говорят жители не только Великобритании, но и США, Австралии, Новой Зеландии, Индии?
2. Правы ли те демографы, которые считают, что 21 век будет веком старения населения Земли?
3. Почему в развитых странах мира строят здания-небоскребы?
Ответ
1 | 2 | 3 |
Во времена Великих географических открытий эти территории осваивали европейцы. Индия долгое время бала колонией Англии. Австралия и Новая Зеландия входят в Содружество возглавляемого Великобританией. | Нет. Население прирастает за счет развивающихся стран. | Стоимость земли в развитых странах очень высока. |
4.Верны ли следующие утверждения ( да, нет)?
А) С глубокой древности большое воздействие на расселение людей оказывает их занятость в промышленности.
Б) Основной поток трудовых мигрантов направляется из развивающихся стран в экономически развитые страны.
В) Ныне в мире существуют пять центров притяжения трудовых ресурсов.
Г) Сущность « утечки мускулов» заключается в переманивании иностранных ученых, врачей и других специалистов высокой квалификации.
Д) Перемещение населения из сельской местности в города принял такие масштабы, что получил название « великим переселением народов в 20 веке»
Ответ
1 |
А нет Б да В нет Г нет Д да |
Задание. Веришь – не веришь.
Высокий уровень рождаемости характерен для Кении (да).
Политика государственного сдерживания рождаемости проводится в ФРГ (нет).
К однонациональным государствам относятся Япония, Польша (да).
Буддизм распространен в Новой Зеландии (нет).
Урбанизация – это слияние городов (нет).
Конфуцианство – это национальная религия (да).
Основной девиз демографической политики Индии: «Нас двое – нам
двоих» (да).
Высокий уровень неграмотности присущ африканским странам (да).
Низкий уровень рождаемости характерен для Венгрии (да).
К двунациональным государствам относятся Канада, Бельгия (да).
Демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения проводится в Бразилии (нет).
Мусульманство распространено во Франции (нет).
Миграция – это перемещение людей (да).
Синтоизм – это национальная религия в Индии (нет).
Основной девиз демографической политики России «Одна семья – один ребенок» (нет).
Среди мужчин доля неграмотного населения ниже, чем среди женщин (да).
Если есть время, для всех команд:
Составьте таблицу производства и экспорта некоторых стран Европы: (используя стр. 203-204 учебника)
- Швеция
- Финляндия
- Великобритания
- Франция
- ФРГ
- Испания
Используемые источники:
Методическая лаборатория географии http: //geo.metodist .ru
Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В. В. Вольского.— М.: КРОН-ПРЕСС, 2010.
Гладкий Ю. П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. / Ю. П. Гладкий, С. Б. Лавров.— М.: Просвещение, 2011.
Грицак Ю. П. Социально-экономические типы стран: Пособие для студентов и учителей.— Х.,2008.
Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: 10 кл. Учебник.— М.: Просвещение, 2012.
Малая энциклопедия стран.— М.; Х., 2012.