С. М. Страшнова, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №118 г. Минска»
Обобщение изученного о бессоюзном предложении
IX класс
Цели урока: систематизировать знания учащихся о бессоюзном предложении и правилах постановки знаков препинания в бессоюзном предложении; содействовать формированию навыков постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП), развитию пунктуационной зоркости; создать условия для формирования навыков самоконтроля, самооценки, взаимоконтроля, воспитания интереса к изучению русского языка.
Ход урока
Организационный этап.
— Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас сегодня на нашем уроке. Я надеюсь, что он будет интересным, познавательным, увлекательным и, конечно же, успешным. Я желаю всем нам хорошего настроения и удачи.
Проверка домашнего задания.
Упр. 284.
Повторение и систематизация правил постановки знаков препинания в БСП.
Игра «Верю — не верю».
Учащиеся в тетради ставят номер вопроса и ответ на него: «да» или «нет».
Верите ли вы, что части бессоюзного сложного предложения равноправны? (Да.)
Верите ли вы, что между частями бессоюзных сложных предложений складываются различные смысловые отношения: перечисления, противопоставления, пояснения, условия, времени и другие? (Да.)
Верите ли вы, что между частями БСП никогда не ставится точка с запятой? (Нет.)
Верите ли вы, что в БСП ставится тире, если между частями складываются изъяснительные отношения? (Нет.)
Верите ли вы, что в БСП ставится двоеточие, если вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части? (Да.)
Верите ли вы, что в БСП ставится тире, если вторая часть выражает неожиданные действия? (Да.)
Верите ли вы, что в БСП ставится запятая, если первая часть указывает на время действия, названного во второй части? (Нет.)
Верите ли вы, что вторая часть в БСП может заключать в себе вывод из того, о чём говорится в первой части? (Да.)
Верите ли вы, что бессоюзное сложное предложение можно заменить синонимичным ССП? (Да.)
Верите ли вы, что БСП нельзя заменить синонимичным СПП? (Нет.)
Учащиеся готовят сообщение.
Учебное сообщение (групповая работа на основе упр. 285) о постановке запятой, точки с запятой, двоеточия, тире в БСП.
Учащиеся сверяют ответы со слайдом.
Составление итоговой таблицы «Знаки препинания в БСП» (групповая работа).
Пунктуационный практикум.
Работа с текстом.
Летний день
День был по-летнему безоблачный и знойный. Невидимые жаворонки пели, как будто пересыпая друг другу стеклянную или серебряную нитку.
Мы брели по песчаной дороге, нагретой за день солнцем. Зной выдавал томительную жажду. Я посмотрел на карту: впереди должна попасться маленькая безымянная речонка.
И вправду, характер леса начал меняться: сосны уступили место лиственным деревьям. Мы увидели перед собой излучину долгожданной речки. Хочешь увидеть всю её прелесть — подойди поближе. Вот она струится через ветви старого ольшаника, а вот уже играет солнечными бликами у всех на глазах.
Мы решили: станет день угасать — пойдём дальше. Теперь же будем наслаждаться красотой. Мы поняли: остаться наедине с природой — большое наслаждение.
(По А. Курбыко)
Задания
Найдите и подчеркните в тексте бессоюзные сложные предложения, укажите в них границы простых знаком //.
Определите вид смысловых отношений между частями БСП.
Графически объясните постановку знаков препинания в БСП, имеющихся в тексте.
Физкультминутка
— Надеюсь, вы со мной согласитесь, что немаловажную роль в достижении человеком успеха играет здоровый образ жизни. Я предлагаю вам провести физкультминутку. Потянитесь все вы вверх,
А потом склонитесь вниз.
И потопайте ногами,
И похлопайте руками,
А сейчас остановитесь,
Влево, вправо повернитесь.
Посмотрели на соседа — улыбнулись И за парты вновь вернулись!
Синтаксический разбор БСП.
Вариант I
Ветер нёс навстречу жёлтые листья, дождь лил как из ведра.
В глухом высоком ельнике страшно: он весь скрипит.
Будешь уходить — дверь закрой.
Раздвинешь руками чашу кустарника — пахнёт в лицо свежей сыростью.
Вариант II
Я знал: в этом доме никто не живёт.
Попробовал идти — ноги мои подкосились.
Жаворонки пели над крестьянскими полями, всё дальше на север летели белые лебеди.
Попросился на Кавказ — отказали. Предложения для разбора предлагаются
без знаков препинания. После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа по парте.
3. Тренировочное задание. Укажите предложения, в которых тире поставлено: между подлежащим и сказуемым — А, перед обобщающим словом — Б, в бессоюзном сложном предложении — В.
Косой прикроется — всякий залюбуется. (В)
Сухая, крепкая осень — лучшее поэтическое время в году. (А)
На дворе в морозном пару краснело солнце — в доме было тепло. (В)
Солнце весеннее, нива здешняя — всё тебе отдать бы рад. (Б)
Не разбойный пересвист снаряда — песня соловья над головой. (В)
И гам лесной,' и шум нагорный — всё вторит весело громам. (Б)
Большая заслуга — выручить в бою друга. (А)
Самая действенная проза — это проза сжатая. (А)
Собираешься путешествовать по горным дорогам — позаботься о прочной повозке. (В) Выстрел раздался — дым наполнил комнату. (В)
Учащиеся сверяют ответы со слайдом.
Самостоятельная работа.
Запишите бессоюзные предложения, правильно расставьте знаки препинания.
Вариант I
У нас есть хорошая традиция _ мы встречаемся каждый год в школе.
Расскажу _ не поверите!
Дунул ветер _ всё дрогнуло и ожило.
Трав и цветов мало в большом лесу _ постоянная тень неблагоприятна для растительности.
Я понимал _ от неминуемой гибели спасти нас может только случайность.
Шелестела под ветром листва в берёзовой роще _ по вечерам слышались за околицей песни.
Лучше вспашешь _ больше хлеба возьмёшь.
Всем известно _ с годами трудно дружбу начинать.
Пролетело лето _ незаметно наступила осень.
Я посмотрел направо _ за кустами акаций белел небольшой флигель.
Вариант II
Солнце выглянуло _ иней лежал всюду по-прежнему.
Зреет рожь _ тебе заботушка _ как бы градом не побилася.
Идти здесь было очень трудно _ мелкий камень осыпи под ногами рассыпался и полз.
Биться в одиночку _ жизни не перевернуть.
Взойдёт солнце_ пойдём в лес.
Пыль и запах парного молока висели над деревенскими улицами _ только что с лесных полян пригнали коров.
Моторы угрожающе ревели _ машины в напряжении тряслись.
Двигаться днём было невозможно _ решили дождаться темноты.
Я выглянул в окно _ всё выше поднималось майское солнце.
Уже рассвело _ вчерашний туман робко жался к кустам.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ребята, оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующее выражение:
получил(а) хорошую отметку;
получил(а) полезный урок;
активно поработал(а).
Домашнее задание (на выбор).
Составить текст, употребляя бессоюзные предложения, выполнить синтаксический разбор одного предложения.
Упр. 289.