Подготовила: студентка 2-го курса м-о-44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование;
учитель русского языка и литературы, учитель-логопед
Скидело Ольга Сергеевна
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО ИНСТРУМЕНТАРИЙ. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА И СПОСОБЫ ИХ ОЦЕНКИ
Стратегическое планирование - набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Согласно Питеру Лоранжу (профессору, магистру в области операционного менеджмента), процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.
Его задача – обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.
Стратегическое планирование помогает компаниям определиться с долгосрочными целями и приоритетами, обнаружить свои слабые/сильные стороны, наметить новые возможности и учесть многие другие аспекты бизнеса.
Чтобы создать как можно более эффективную стратегию с акцентом на клиентов, вам нужно опираться на правильные модели и инструменты. О нескольких из них я расскажу в своем докладе.
МОДЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Модели стратегического планирования
1. Сбалансированная система показателей (balanced scorecard)
2. Цели и ключевые результаты (ЦКР)
3. Теория изменений
1. Сбалансированная система показателей (balanced scorecard)
Эта модель дает вам общее представление о стратегии, охватывая такие факторы, как миссия, видение, ключевые ценности и приоритетные сферы развития вашей компании. Данные оформляются в виде карты стратегических показателей, которая отражает причинно-следственные связи в деятельности организации.
С такой системой вы можете сделать свой бизнес более ориентированным на клиентов. Ее создатели, доктора Роберт Каплан (Robert Kaplan) и Дэвид Нортон (David Norton), считают, что проблемы клиентов делятся на 4 категории: время, качество, расходы, а также производительность и обслуживание.
По их словам, чтобы начать работу с моделью, компании нужно сформулировать свои цели в отношении этих четырех категорий, а затем преобразовывать цели в конкретные показатели. И это лишь один из вариантов — на деле balanced scorecard можно использовать для самых разных аспектов бизнеса, будь то маркетинг, продажи или финансовые операции.
2. Цели и ключевые результаты (ЦКР)
Эта модель стратегического планирования разбита на цели и ключевые результаты. Следуя ей, компании определяют 3-5 целей, которых они пытаются достичь, и затем перечисляют 3-5 результатов под каждой из них.
Успешность каждого ключевого результата определяется оценкой от 0 до 1 или от 0 до 100%. К примеру, вот так выглядит ЦКР для торговой организации.
3. Теория изменений
Теория изменений (theory of change) - это метод планирования, который побуждает вас мыслить в обратном направлении и выявлять условия, необходимые для достижения ваших целей. Такую модель можно использовать, когда вы:
определяетесь с желаемыми результатами;
выстраиваете команду;
планируете бизнес-инициативы;
разрабатываете план действий.
Чтобы поработать над планированием по теории изменений, выполните следующие шаги:
Конкретизируйте долгосрочные цели.
Составьте карту предварительных условий, нужных для достижения ваших целей, в обратном порядке. Объясните, почему они необходимы.
Определите ваши основные гипотезы о ситуации.
Обозначьте меры, которые будут выполнены на пути к достижению целей.
Придумайте показатели для оценки эффективности ваших действий.
Опишите логику, на которую опираются ваши инициативы.
Инструменты стратегического планирования
1. SWOT-анализ
2. Анализ пяти сил Портера
3. PESTLE-анализ
4. Видение
5. VRIO-анализ
1. SWOT-анализ
Аббревиатура SWOT расшифровывается как:
S: Strengths — сильные стороны
W: Weaknesses — слабые стороны
O: Opportunities — возможности
T: Threats — угрозы
SWOT-анализ позволяет вам выявлять новые возможности и аспекты вашего бизнеса, которые нуждаются в улучшении. Кроме того, с его помощью вы можете определять любые факторы или угрозы, которые могут негативно повлиять на эффективность вашей компании.
2. Анализ пяти сил Портера
Эта методика анализа и выработки стратегии поможет вам выявить экономические силы, влияющие на вашу отрасль, и определить конкурентные позиции вашего бизнеса. Пять сил Портера включают в себя:
конкуренцию в рамках отрасли;
потенциал появления новых игроков;
рыночную власть поставщиков;
рыночную власть клиентов;
угрозу появления продуктов-заменителей.
3. PESTLE-анализ
Этот инструмент предназначен для определения факторов макросреды, которые могут повлиять на ваш бизнес, и последующей проработки успешной стратегии его развития. Каждой категории этих аспектов соответствует буква из аббревиатуры PESTLE:
P - политические
E - экономические
S - социальные
T - технологические
L - правовые
E - экологические
4. Видение
Суть этой методики заключается в описании идеального состояния вашей компании в будущем и целей, которых вы хотели бы достичь. Поразмыслив над потенциальным развитием бизнеса на ближайшие несколько лет, вы сможете обозначить шаги, отделяющие его от желаемых результатов, и создать свой стратегический план.
5. VRIO-анализ
VRIO-анализ - это еще один инструмент стратегического планирования, который используется для определения конкурентных преимуществ вашего продукта или услуги. Он охватывает 4 разных элемента:
Ценность (V - value): даете ли вы клиентам какую-то ценность?
Редкость (R - rarity): есть ли у вас контроль на редким ресурсом или технологией?
Подражаемость (I - imitability): могут ли конкуренты легко ее скопировать?
Организация (O - organization): налажены ли в вашей компании системы и процессы, позволяющие извлечь пользу из доступных ресурсов?
Проанализировав эти моменты, вы сможете разработать план, который поможет вам эффективнее удовлетворять потребности ваших клиентов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта, должны быть в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями оценки эффективности проекта.
Основные характеристики:
- соответствие результатов цели, задачам проекта;
- измеряемость (количественные и качественные показатели)
- реалистичность результатов;
- выполнимость результатов;
- возможные риски.
Ожидаемые результаты не должны быть слишком оптимистичны, что свидетельствует о переоценке позитивных факторов в среде.
Приведем пример логической таблицы разработки ожидаемых результатов:
Вопросы для определения ожидаемых результатов | Объективные свидетельства (показатели, обоснования) | Внешние условия (факторы, предпосылки, допущения, риски) |
1. Какой конкретный эффект должен быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет завершен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в окружающей среде для данной группы населения и т.д.? 2. Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей? 3. Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач? | 1. Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что проект выполнил поставленную задачу? 2. Каковы конкретные количественные методы изменения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту? 3. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и координировать ход работ? | Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы: - выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели; - достижение запланированных результатов приводило бы к выполнению задач; |
ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ
Оценка (результатов) стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно.
При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на 5 вопросов:
Является ли стратегия внутренне совместима с возможностями организации?
Предполагает ли стратегия допустимую степень риска?
Обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии?
Учитывает ли стратегия внешние опасности или возможности?
Является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы?
Существует ряд критериев, как количественных, так и качественных, которые используются в процессе оценки.
Количественные критерии оценки:
доля рынка
рост объема продаж
уровень затрат и эффективности производства
уровень затрат и эффективности сбыта
текучесть кадров
невыходы на работу
удовлетворенность работников
чистая прибыль
выплаты по ценным бумагам
курс акций
норма дивидендов
доход в расчете на акцию
Качественные критерии оценки:
способность привлечь высококвалифицированных менеджеров
расширение объема услуг клиентам
углубленные знания рынка
снижение количества опасностей
использование возможностей.
Выводы:
После выбора стратегии разработки последующего плана, руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить, способствует ли она достижению общеорганизационных целей. Стратегия определяет структуру. С точки зрения концепций, структуры всегда должны отражать стратегию.
Наилучшей организационной структурой будет та, которая соответствует размерам, динамизму, сложности и личному составу организации. По мере развития организаций и эволюции их целей меняются их стратегии и планы. Это должно происходить и с их структурами.
Для успешного осуществления проекта все перечисленные факторы должны быть выявлены, определены и оценены. Правильно составленный проект не должен включать нереальных предпосылок.
Ссылки:
https://mykonspekts.ru/1-120263.html
https://studopedia.ru/view_menedjment.php?id=3
https://first-expert.ru/otsenka-effektivnosti-proekta/
https://lpgenerator.ru/blog/2019/05/27/8-modelej-i-instrumentov-strategicheskogo-planirovaniya/
https://lpgenerator.ru/blog/2017/05/22/12-klyuchevyh-pokazatelej-effektivnosti-kpi-dlya-startapa/
https://a-p.site/info/articles/metody-i-instrumenty-strategicheskogo-planirvoaniya/
5