СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья  СТРАТЕГИИ И ПРИЕМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Просмотр содержимого документа
«Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий»

СТРАТЕГИИ И ПРИЕМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


Автор - В.А.Тарунина, учитель русского языка и литературы

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа», г.Куртамыш, Курганская обл.


В данной статье обобщается опыт работы учителя русского языка и литературы по технологии смыслового (продуктивного) чтения.


Книги — это двери, что выводят тебя из четырех стен….

Они учат тебя, воспитывают, с ними ты путешествуешь,

мечтаешь, воображаешь, проживаешь другие жизни,

а свою умножаешь в тысячу раз.

Артуро Перес-Реверте. Королева Юга.

Слова Артуро Перес-Реверте подчеркивают важность книги и чтения в жизни человека. Не секрет, что в наше время существуют проблемы: учащиеся не готовы к осмыслению текстов различного содержания. Чтение – это не просто процесс получения информации, а важнейший фактор, формирующий личность подростка и пробуждающий его потенциал. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет место смыслового чтения как фундамент всех образовательных результатов [1].

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

- в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание.

По определению А.А.Леонтьева (https://pedlib.ru/Books/3/0307/3_0307-94.shtml), смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей [2].

В федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» попадают девочки-подростки с 11 лет. Это начало основной образовательной программы, когда заканчивается обучение чтению (технике чтения) и начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования. Обучающиеся, ранее находившиеся в трудной жизненной ситуации, не только не владеют стратегиями и приемами смыслового чтения, но имеют низкую скорость чтения, что в совокупности влияет на общую успеваемость подростка.

Исходя из этого, в учреждении была разработана и внедряется программа «Читаем вместе» по формированию читательской компетентности воспитанников Куртамышского СУВУ, а также была сформирована единая читательская среда в условиях учреждения закрытого типа (в рамках регионального сетевого проекта «Молодая Россия читает»).

С 2016 года на уроках русского языка и литературы реализую стратегии и приемы смыслового чтения.

Цель: создать условия для использования в практике преподавания русского языка и литературы современных стратегий и приемов смыслового чтения, которые будут способствовать формированию общеучебных действий и повышению эффективности учебного процесса.

Задачи:

-подобрать диагностический материал для проверки уровня смыслового чтения на всех этапах проекта;
-провести первичную диагностику читательской компетентности;
-ознакомиться с различными стратегиями и приемами работы с текстом;
-выработать алгоритм действий по формированию навыков смыслового чтения;

-создать базу методических и дидактических материалов, направленных на формирование читательской компетентности;
-распространить педагогический опыт по данной теме.

В основе опыта лежит несколько идей:

1.Идея деятельностного подхода (обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений).

2.Идея развития познавательной активности обучающихся, их творческого потенциала, личностной мотивации.

3.Идея сотрудничества учителя и обучающихся на основе взаимного уважения и доверия.

Эти идеи дали основание для формулировки моего педагогического кредо: «Каждому ученику – свое открытие на уроке».

Новизна педагогического опыта заключается в системном подходе к проблеме, в отборе и оптимальном сочетании стратегий и приемов смыслового чтения.

При работе с текстом на уроках выбираю разные стратегии. Учебные стратегии – это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее [3]. По определению Н.Н.Сметанниковой, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией» [4]. Дж.Брунер дал такое определение: «Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам» [5]. В случае успеха учащийся запоминает способы своего действия, операции, используемые ресурсы, переносит стратегию в другие ситуации, делает ее универсальной.

Используемые стратегии:

Стратегия № 1. Направленное чтение

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

1. Актуализация. Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

2. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.

3. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.

4. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.

5. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.

Стратегия №2. Чтение в парах – обобщение в парах

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2. Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

Стратегия № 3. Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2. Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?


Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.)

3. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4. Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.

Стратегия № 4. Дневник двойных записей

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Стратегия № 5. Чтение с пометками

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V Знакомая информация

+ Новая информация

- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:

- различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;

- распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;

- собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.


Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности

Используемые приемы:

1.Предтекстовая деятельность

2.Текстовая деятельность

3.Послетекстовая деятельность

«Мозговой штурм»

«Глоссарий»

«Ориентиры предвосхищения»

«Предваряющие вопросы»

«Рассечения вопросов».


«Чтение вслух»

«Чтение про себя с вопросами»

«Чтение с остановками»

«Чтение про себя с пометкой»

  • «Ключевые слова»


«Отношения между вопросом и ответом»

«Тайм-аут»

«Проверочный лист»

«Вопросы после текста»

«Кластер»

«Верные и неверные утверждения»

«Синквейн»

«Ментальные карты»


Предтекстовые приемы нацелены на подготовку чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

На 2 этапе приемы направлены на понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Работа с текстом после чтения нужна для корректировки читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом

К педагогическим находкам могу отнести прием «Картинный план» и «Иллюстрация+». Целью приема «Картинный план» является осмысление обучающимися последовательности событий, описанных в тексте, акцентирование внимания на отдельных деталях, событиях произведения. «Картинный план» может быть реализован несколькими способами:

1.Педагог предлагает обучающимся готовые иллюстрации к произведению, обучающиеся внимательно знакомятся с иллюстрациями, определяют по ним последовательность событий, описанных в тексте.

2. Учитель дает задание обучающимся создать по одной иллюстрации к произведению. На уроке обучающиеся определяют последовательность иллюстраций относительно изучаемого текста.

Прием «Иллюстрация+» интересен обучающимся тем, что развивает не только навыки смыслового чтения, но и творческие способности детей. Суть приема: ученику нужно нарисовать иллюстрацию, добавив в рисунок небольшие детали (одну или две), не соответствующие содержанию текста. Остальные дети находят в рисунке то, что является лишним.

Приемы «Картинный план» и «Иллюстрация+» использую в послетекстовой стратегии для воссоздания последовательности частей текста, словесного рисования и творческой интерпретации текста.

Применение стратегии смыслового чтения заставило задуматься о стартовой диагностике и мониторинге уровня смыслового чтения обучающихся.

Поскольку обучающиеся прибывают в Куртамышское СУВУ в разные сроки, диагностика проводится индивидуально, результаты фиксируются в «Картах реабилитации и развития обучающихся»

Для мониторинга уровня смыслового чтения использую методику В.В. Пикан (Проект «Приемы смыслового чтения» (Авт. Дозморова Е.В., директор Центра инноваций в образовании ФПК и ПК ТГПУ, к.п.н.., (https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf)), в которой все познавательные уровни иллюстрируются примерными образцами ключевых вопросов и заданий, позволяющих диагностировать качество овладения знаниями и способами деятельности обучающимися. Каждому из познавательных уровней (знание, понимание, применение, обобщение и систематизация, ценностное отношение) поставлено в соответствие количество баллов, получаемое за выполнение заданий освоенного уровня. В представленной таблице даны примеры вопросов и заданий, критерии оценивания.

Методика В.В. Пикан

Познавательные уровни и критерии оценки

Примерные образцы ключевых вопросов и заданий (начала формулировок)

Знание – 1 балл

Назовите…, Дайте определение…, Сформулируйте…, Перескажите…, Перечислите…, Выберите правильный ответ…, Дополните слово…, Покажите…, Узнайте… и т.п.

Понимание -2 балла

Как вы понимаете…, Объясните, почему…, Какова взаимосвязь…, Соедините смысловые пары…, Покажите на графике…

Применение - по образцу 3б.,

в измененной ситуации – 4б.,

в новой ситуации – 5 б.

Составьте предложения…, Определите черты характера…, Примените соответствующее правило…, Сравните…, Сделайте выводы…, Представьте свою точку зрения…

Обобщение и систематизация 6-8 б.

6б.-локальное,

7б.- внутрипредметное,

8б. – межпредметное, мировоззренческое

Сделайте обобщение…, Составьте таблицу…, Классифицируйте…, Дайте аргументы за и против…, Сделайте доклад…

Ценностное – 2-10б

Какое значение имеет…, Как относитесь…, Нравится ли вам…, Опишите достоинства и недостатки…, Какую роль в жизнедеятельности человека играет…


Данная методика была модифицирована. Кроме имеющихся критериев были включены скоростные характеристики чтения.

Стартовая диагностика и мониторинг на протяжении всего периода пребывания обучающихся в учреждении показывают обоснованность применения стратегий и приемов смыслового чтения как средства формирования универсальных учебных действий.

Мониторинг смыслового чтения


Способ чтения

Нет ошибок

выразительность

Знание – 1 балл

Понимание - 2 балла

Применение по образцу 3 б.

в измененной ситуации - 4 б.

в новой ситуации – 5 б.

Обобщение и систематизация
6 б. – локальное;

Обобщение и систематизация
7 б. внутрипредметное;

Обобщение и систематизация
8 б. межпредметное,
мировоззренческое

Ценностное отношение – 2-10 б

Скорость чтения

Снежана С. (7 кл)

По слогам и целыми словами

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

76 слов

Снежана С. (8 кл)

По слогам и целыми словами

+

-

+

+

+

-


-

-

-

2

117 слов

Снежана С. (9 кл)

Целыми словами

+

+

+

+

+

+

-

+

-

-

5

124 слова

Диана Ш., 8 кл (АООП)

По слогам

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

34 слова

Диана Ш., 9 кл (АООП)

По слогам и целыми словами

-

-

+

+


+


-

-

-

-

-

2


57 слов

Диана Ш., 10 кл (АООП)

По слогам и целыми словами

-

+

+


+


+


+

-

-

-

-

3

84 слова

Анастасия Ш., (7 кл)

Целыми словами

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

3

116 слов

Анастасия Ш., (8 кл)

Целыми словами

+

+

+

+

+

-

-

+

-

-

4

121 слово

Анастасия Ш., (9 кл)

Целыми словами

+

+

+

+

+

+

-

+

-

-

7

128 слов


Подтверждением положительной динамики является повышение общего уровня обученности воспитанниц, результаты итоговой аттестации обучающихся 9 и 11 классов, 100% результативность итогового сочинения и собеседования, ежегодное активное участие в конкурсе «Русский медвежонок» (в 2019 учебном году лучший результат показала Елизавета С. - 1 место в районе) и других конкурсах. Обучающиеся успешно защищают индивидуальные образовательные проекты.

Перспективами развития опыта считаю продолжение работы по данной теме, внедрение новых приемов работы с текстом

Смысловое чтение как общеучебное метапредметное действие формируется сначала на уроках литературы, а затем работа продолжается на всех других уроках.  Смысловое чтение формирует такие универсальные учебные действия, как умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание текста, принимать учебную задачу, способствует произвольной регуляции деятельности, мотивации чтения и учения, развитию познавательного интереса, умения сопоставлять факты и делать умозаключения, активизации воображения, развитию речи, мышления. Активное внедрение стратегий смыслового чтения учителями различных учебных дисциплин позволит сделать наших выпускников полноценными членами нового информационного общества.



Список используемой литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - https://fgos.ru/ . – (дата обращения: 27.11.2022).

2.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. -- М.: Смысл, 1997. - 287 с.

3.Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г.В.Пранцова, Е.С.Романичева. – 2 изд., исп. и доп. – М.: ФОРУМ, 2015.

4.Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя [Текст] / Н. Н. Сметанникова. — М.: Баласс, 2011. — С. 40.

5. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. [По спец. "Психология"] / Под ред. [и с предисл.] Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

6.Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2011.

7.Бунеева Е. В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) [Текст] / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова // Образовательные технологии. Сб. материалов. — М.: Баласс, 2008.

8.Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя [Электронный ресурс] / Л. Рождественская, И. Логвина. — Режим доступа: http:// umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf. – (дата обращения: 10.11.2022).

9.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова.. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.



































7