СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
Для занятия по курсу «Семьеведение» в 11 классе *материал взят из интернета
Признаки конфликта
- – наличие противоречия в целях, интересах, мотивах и т.п.;
- – репрезентация данного противоречия в сознании или осознание наличия противоречия, несовместимость целей, интересов;
- – активность (в виде соответствующих слов или действий), направленная на преодоление этого противоречия.
Конфликт –
это осознаваемое
которое
противоречие,
характеризуется противоборством
конфликтующих сторон
дисфункциональные
(деструктивные)
функциональные
(конструктивные)
реалистические
нереалистическими
(предметные)
(беспредметными)
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть – приводящие к конфликту непосредственно.
по
Однако сам
себе конфликтоген не
«одиночный»
способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка конфликтогенов" – их, так называемая, эскалация.
Эскалация конфликтогенов – на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
Формулы возникновения конфликта
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт
ситуация – это накопившиеся содержащие истинную причину
Конфликтная противоречия, конфликта.
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся
поводом для конфликта.
Конфликт – это открытое противостояние как
следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Из формулы наглядно видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Разрешить конфликт – значит:
- Устранить конфликтную ситуацию.
- Исчерпать/недопустить инцидент.
Конфликтная ситуация + Конфликтная ситуация + … = Конфликт
Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой.
Здесь каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет
роль инцидента для другой.
Разрешить конфликт по этой формуле – значит устранить каждую из
конфликтных ситуаций.
Стратегии поведения в конфликте (по методу Томаса- Килменна
стратегия «партнерство –
направленность на интересы оппонента
стратегия «напористость» -
направленность на реализацию
собственных интересов, стремлением к
достижению собственных целей
Графическое представление стратегий поведения в конфликтных ситуациях
Уровень
направленности интересов зависит от трех
обстоятельств:
- содержания предмета конфликта;
- ценности межличностных отношений;
- индивидуально- психологических особенностей
личности
«Избегание» ("уход", "уклонение") – стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции.
«Уступка» ("приспособление") – стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий. Готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, уйти от обсуждения спорных вопросов, согласиться с требованиями, претензиями. Стремление поддержать партнера, чтобы не затронуть его чувств путем подчеркивания общих интересов, замалчивания разногласий.
«Противоборство» ("соперничество", "конкуренция") – стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои
позиции
непримиримого
интересы, занятие жесткой
антагонизма в случае сопротивления.
Применение власти,
принуждения, давления, использование зависимости партнера. Тенденция воспринимать ситуацию как вопрос победы или поражения.
«Компромисс» – стремление урегулировать разногласия, уступая в чем- то в обмен на уступки другого. Поиск средних
решений, когда никто много не
теряет, но
и много не
сторон
не
полностью
выигрывает. Интересы обеих раскрываются.
«Сотрудничество» – поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию.
Тактики поведения в конфликте
Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики - средства, обеспечивающие данную стратегию, которые, в конечном счете, определяют стиль поведения человека в конфликте.
Классификация конфликтных личностей
- Тип «паровой каток»/ «шермановский танк».
Это грубые и бесцеремонные люди, считающие, что все должны расступаться перед ними. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы все окружающие о ней знали.
- Тип «скрытый агрессор»/ «снайпер».
Такой человек старается причинять людям неприятности с помощью махинаций, интриг, сплетен. Обычно, он полагает, что такое его поведение полностью оправданно: кто- то другой поступил неправильно, а он берёт на себя миссию тайного мстителя. Другая причина такого поведения – недостаток властных ресурсов для проведения открытых действий.
– Тип «разгневанный ребёнок»/ «взрывной человек».
Человек этого типа не является злым по природе, но он «взрывается»,
Обычно, эмоций
«воспламеняется» как ребёнок, у которого плохое настроение. причина такого поведения – страх, и беспомощность, а взрыв демонстрирует желание взять ситуацию под контроль.
– Тип «жалобщик».
Как правило, «жалобщики»
бывают
двух
типов:
реалистичные и
обстоятельства. В
параноидальные, которые жалуются на воображаемые
некоторых случаях можно столкнуться с данным типом людей в качестве
слушателя, в других – в качестве предмета их жалоб и обвинений.
Люди этого типа могут быть скрытными по разным причинам, причём причины этой скрытности вам неизвестны. Ключ к разрешению конфликта в данной ситуации – преодоление этой замкнутости.
Они всегда и во всём уступают другим людям, и на первый взгляд не создают особых трудностей в процессе взаимодействия, но только на первый. Время от времени они создают проблемы: вы во всём на него полагаетесь, а потом оказывается, что его слова расходятся с делом.
Принципы общения с конфликтными людьми
- Осознайте, что человек труден в общении, и определите, к какому типу людей он относится.
- Не попадите под влияние этого человека, его точки зрения, мироощущения; сохраняйте спокойствие и нейтралитет.
- Если вы не хотите уклониться от общения с таким человеком,
постарайтесь поговорить с ним и выявить причины его
«трудности».
- Постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых нужд и
интересов.
- Используйте совместный подход к разрешению конфликтов, которые начинают вырисовываться после отнесения поведения трудного человека к определённому типу, его нейтрализации или взятия под контроль»
Способы снятия агрессивности
Пассивный способ
Активные способы
Логический способ
Типы конфликтных личностей
- Хочет быть в центре внимания.
- Любит хорошо выглядеть в глазах других.
- Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.
- Ему легко даются поверхностные конфликты,
любуется своими страданиями и стойкостью.
- Хорошо приспосабливается к различным
- Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное.
- Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.
- Кропотливой систематической работы избегает.
- Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
- Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.
Конфликтная личность – демонстративный тип
ситуациям.
- Обладает завышенной самооценкой.
Конфликтная личность –
ригидный тип
3. Постоянно требуется подтверждение
собственной значимости.
- Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.
- С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.
- Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное.
- Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида.
- Малокритичен по отношению к своим поступкам.
- Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям
- Импульсивен, недостаточно контролирует себя.
- Поведение такого человека плохо предсказуемо.
- Ведет себя вызывающе, агрессивно.
- Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы.
- Характерен высокий уровень притязаний.
- Несамокритичен.
Конфликтная личность –
неуправляемый тип
- Во многих неудачах, неприятностях
склонен обвинять других.
- Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь.
9. Недостаточно
развита способность
соотносить свои
поступки с целями и
обстоятельствами.
10. Из прошлого опыта (даже горького)
извлекает мало пользы на будущее
- Скрупулезно относится к работе.
- Предъявляет повышенные требования к себе.
Конфликтная личность –
сверхточный тип
3. Предъявляет повышенные требования к
окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются.
- Обладает повышенной тревожностью.
- Чрезмерно чувствителен к деталям.
- Склонна придавать излишнее значение замечаниям
окружающих.
- Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели.
- Страдает от себя сам, переживает свои просчеты,
неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.).
- Сдержан во внешних, особенно эмоциональных
проявлениях.
- Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе
Конфликтная личность – бесконфликтный тип
- Неустойчив в оценках и мнениях.
- Обладает легкой внушаемостью.
- Внутренне противоречив.
непоследовательность поведения.
- Ориентируется на сиюминутный успех в
ситуациях.
- Недостаточно хорошо видит перспективу.
- Зависит от мнения окружающих,
особенно лидеров.
- Излишне стремится к компромиссу.
- Не обладает достаточной силой воли.
10. Не задумывается
глубоко над
последствиями своих поступков и
причинами поступков окружающих