СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».



Тема актуальна т.к. чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии.

Это его обязанность перед обществом, в котором

он живет, и перед самим собой.

Основной способ своего

интеллектуального развития – чтение.

Д.С. Лихачев

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом количества текстовой информации поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач образования. В настоящее время навык чтения у большинства детей среднего школьного возраста бессознательный: такой тип чтения не позволяет максимально извлечь информацию из текста, к тому же, понять ее. Появляется необходимость формирования навыка осознанного чтения.

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

  • работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

  • работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;

  • работа с текстом: оценка информации.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Владение навыками смыслового чтения позволяет продуктивно учиться по книгам всегда.

Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с 2-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

Существуют различные способы смыслового чтения. Вот основные из них:

аналитический (структурный) способ. В этом случае читатель идет от целого к частному. Цель такого чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение;

синтетический (интерпретационный) способ. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их; 

критический (оценочный) способ. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним; определить собственное отношение к тексту, сформулировать его.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Это антиципация (или предугадывание предстоящего чтения; определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт)

и постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

В ней три момента: первичное чтение текста (самостоятельное чтение в классе, чтение-слушание, комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся; выявление первичного восприятия, совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста),

затем перечитывание текста (медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов)

и анализ текста (постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части, беседа по содержанию текста, обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов, обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста и выразительное чтение).

III этап. Работа с текстом после чтения.

В ней также несколько важных моментов: во-первых, концептуальная (смысловая) беседа по тексту (т.е. коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия; соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией; выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов).

Во-вторых, знакомство с писателем (это рассказ о писателе, беседа о его личности, работа с материалами учебника, дополнительными источниками).

Далее идёт работа с заглавием, иллюстрациями (обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям и соотнесение видения художника с читательским представлением).

И в заключение третьего этапа - творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Для более полного восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяется рассмотрению основных элементов текста, таких, как заголовок и ключевые понятия. Заголовок концентрирует основную идею, тему произведения, является ключом к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с заложеннной в нем идеей.

В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30-40 применяется в школе.

При работе с текстом существуют различные приёмы такие как:

 Приём «верные и неверные» утверждения можно использовать при изучении не только лингвистического материала. Учитель предлагает учащимся ряд утверждений по ещё не изученной теме, учащиеся выбирают те, которые, по их мнению, соответствуют ученики возвращаются к данным утверждениям и оценивают достоверность своих выборов.

 Активно применяется на любом этапе урока приём «толстые и тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы репродуктивного плана, а вопросы, требующие размышления, - «толстые». После прочтения текста ученики, объединившись в группы, составляют несколько вопросов. Заданные вопросы являются для учителя способом диагностики знаний ученика, т.к. они демонстрируют уровень погружения в текст, умение анализировать.

 Приём, в основе которого заложены различные типы вопросов, - «ромашка вопросов Блума», может применяться на уроках работы с текстом. Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса:

1.Простые вопросы, отвечая на которые, нужно воспроизвести какие-то факты, имена героев, название места, которые описаны в произведении.

2.Уточняющие вопросы:

- То есть, ты говоришь, что…

- Если я правильно понял, то…

- Я могу ошибаться. Но, по-моему, вы говорили о…

3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно они начинаются со слова почему?

4.Творческие вопросы содержат частицу бы. (Что изменилось бы, если бы Дубровский и Троекуров помирились?) (Какой могла бы быть семейная жизнь Маши и Владимира Дубровского?)

5.Оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. (Как вы относитесь к позиции героя, автора?)

6.Практические вопросы обычно направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Они возможны при анализе стихотворного текста. (Есть ли авторские неологизмы в стихотворении Маяковского? Приведите примеры).

 

  Приём «Чтение в кружок». Целью данного приёма является управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам». Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу». Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

 Приём «Восстановление/заполнение пропусков» предполагает работу со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое, например, пятое слово. Задача учащегося – восстановить деформированный текст.

 Упражнения на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из текста.

Приём сопоставления/нахождения сходств и различий. Основан на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.

 «Мозаика» - приём работы, основанный на разделении «банка информации», т.е. текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

 Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

Конспектирование – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ).

Деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.

Составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, т.е. по пунктам.

Викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.

Логическая перегруппировка/восстановление последовательности - перераспределение предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.

Заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.

 

 Через книгу ребёнок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребёнку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.

  Таким образом, овладение школьными навыками понимания текстовой информации (смыслового чтения) – это сложный, многогранный процесс. Учителю в процессе обучения всех школьных дисциплин важно создавать для этого благоприятные условия, чтобы обеспечить развитие основ читательской компетенции у обучающихся. Включение системы специальных заданий и упражнений в разные этапы урока является одним из таких условий.



Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям предметникам следующее:

  • Выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;

  • Формировать у учащихся интерес к чтению путём внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;

  • Повышать уровень самостоятельности учащихся;

  • Организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития творческого мышления, обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.



Хотелось бы закончить выступление словами В.Д. Белинского:

«Художественное произведение открывается не вдруг, а постепенно: чем больше его читают, тем понятнее оно становится, и тем больше наслаждения доставляет».