Стратегия оказания кризисной помощи ребёнку
Подготовил: педагог-психолог
М.А. Кригер
Определение Отто Кернберга:
«Психологическая травма – та информация в психике человека , которая не может быть ни метаболизирована (не может быть переработана), ни иллюминированна (не может быть выведена из организма как что-то ненужное или вредное)»
З. Фрейд: «С психической травмой можно работать двумя способами:
1. Она должна быть экстериоризирована, т.е . выведена из глубин бессознательного, где она контейнируется и прячется, будучи непереваренной в силу отсутствия ресурсов
2. Повторное переживание».
Стратегия оказания кризисной помощи (Никольская Ирина Михайловна)
Интегративная арт-терапевтическая технология- метод серийных рисунков и рассказов.
Сущность метода.
После процедуры знакомства ребёнку предлагают создать серию рисунков на заданные темы
Стратегия оказания кризисной помощи (Никольская Ирина Михайловна)
Цель: воплощение в рисунках проблем и переживаний детей, составление в диалоге с психологом устных или письменных рассказов об их содержании и, в результате, посредством визуализации и вербализации – осознание и отреагирование этих проблем
Стратегия оказания кризисной помощи (Никольская Ирина Михайловна)
- Технология работы при использовании данного метода включает в себя три этапа, соблюдение последовательности которых продуцирует у ребёнка определённую динамику эмоционального состояния, позволяющую автоматически перейти от
- обсуждения скорее нейтральных тем, создающих доверительные отношения,
- к погружению в кризисные переживания с их последующим отреагированием,
- созданием позитивного настроя и жизненной перспективы
1 этап
1. Знакомство с ребёнком
2. Исследование образа-Я, представления о семейном окружении и самочувствии в семье
3. Присоединение за счёт обсуждения «безопасной» и насыщенной позитивными эмоциями темы желаний, стремлений и фантазий
4.Введение в работу, создание определённого настроя
1 этап
Рисунки и рассказы на тему:
«Мой автопортрет в полный рост»,
«Моя семья»,
«Семейная социограмма»,
«Если бы у меня была волшебная палочка…»
«Мой автопортрет в полный рост»
«Моя семья»
«Дом. Дерево. Человек»
«Три дерева»
2 этап
1. Выявление отрицательных, психотравмирующих переживаний и связанных с ними трудных жизненных ситуаций, внутриличностных и межличностных конфликтов
2. Определение механизмов психологической защиты и стратегий совладающего поведения;
3. Коррекция механизмов психологической защиты
4. Отреагирование отрицательных эмоций либо отчуждение от них
2 этап
- «Я боюсь» (Методика «Страхи», беседа на тему «Расскажи, чего ты боишься »)
- «Вылепи свой страх»
- «Победи свой страх»
- «Я переживаю»
- «Сон, который меня взволновал»
- «Победить врага во сне»
- «Я об этом не хочу вспоминать»
«Вылепи свой страх»
«Победи свой страх»
«Я переживаю»
«Я об этом не хочу вспоминать»
«Сон, который меня взволновал»
«Победить врага во сне»
3 этап
1. Снижение напряжения
2. Стимулирование выработки положительных эмоций
3. Укрепление уверенности в своих силах способности справиться с трудностями
4.Формирование образа позитивного будущего
3 этап
- Рисунки и рассказы на тему:
- «Я такой довольный…»
- «Я такой счастливый…»
- «Мне 25 лет, я взрослый и работаю на своей работе»
Основной инструмент взаимодействия специалиста с клиентом – арт-терапевтическая беседа
- Арт-терапевтическая беседа – прямое или косвенное получение сведений путем описания рисунков в общении
Преимущества арт-терапевтической беседы
- Конкретна (обсуждаются конкретные рисунки)
- Структурирована (имеет определённую этапность и логику)
- Отстранена (касается как бы не самого клиента, а персонажа, изображённого на рисунке)
- Имеет лечебный эффект (облегчает процесс выражения, осознания и отреагирования скрытых эмоций, проблем, конфликтов)
Применение метода серийных рисунков и рассказов позволяет
1. Быстро присоединиться к ребёнку, ввести его в работу, осуществить исследование образа Я, представления о семейном окружении и образы воображения
2.Диагностировать внутриличностные и межличностные конфликты и связанные с ними отрицательные эмоциональные переживания
3.Осуществить диагностику и коррекцию механизмов психологической защиты и на этой основе оказать помощь в отреагировании вытесненных отрицательных эмоций либо произвести отчуждение от них
4. Выйти на позитивные эмоции и создать образ позитивного будущего (успешной профессиональной карьеры и семейной ситуации)