Мастер-класс: «Стратегия постановки цели и задач при составлении программы сопровождения учащихся с ОВЗ\инвалидностью»
Педагог-психолог высшей квалификационной категории И.В. Пинаева
Группа детей с ОВЗ неоднородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития
В настоящее время выделяют следующие
категории детей
с нарушениями развития:
- дети с нарушениями слуха
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- дети с задержкой психического развития
- дети с нарушениями интеллектуального развития
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы
- дети с нарушениями зрения
- дети с тяжёлыми нарушениями речи
- дети с комплексными (сложными) нарушениями развития
Модели поддержки таких детей могут быть разными:
- Индивидуальные
- Групповые
- В малых группах
- Совместно с узкими специалистами
Но насколько объективны цели сопровождения такого ребенка и насколько эффективны и актуальны они для развития?
Как правильно формировать задачи сопровождения, на эти вопросы мы попробуем ответить в ходе выполнения практических упражнений.
- Упражнение «Мой старший брат»
Прочитайте по очереди каждое высказывание и поразмышляйте о том, какую основную мысль пытался передать нам автор, написав эти строки.
Перевод и адаптация Престона Льюиса, бюллетень TASS Коррекционная школа, округ Сент- Луис.
Выводы:
-Сопровождение должно основываться на истинных потребностях такого ребенка;
-Мы должны дать таким детям такие виды деятельности, которые научат их быть самостоятельными;
-Деятельность для такого ребенка должна быть значимой;
-При составлении программ мы должны учитывать истинное состояние развития такого ребенка.
2. Ролевая игра «Особенный «Я»
Распределим роли. Два человека в группе получат по карточке ролей, остальные участники группы являются наблюдателями и анализируют ролевую ситуацию после исполнения ролей игроков с карточками и их последующих ответов на вопросы в карточке.
Участники, получившие ролевые карточки, знакомятся со своей ролью и выполняют ее перед другими, после исполнения роли отвечают на вопросы в карточке.
Данное упражнение помогает частично прочувствовать состояние ребенка и поможет вам быть более объективным при составлении программы сопровождения ребенка с особенностями в развитии
3. Упражнение «Звезда включенности» или «Сияющая звезда»
Упражнение представлено директором реабилитационных услуг, Ассоциации по реабилитации граждан с инвалидностью г. Луса, Португалия Жоао Педро Моружао Каносса Диас и адаптировано мной для работы с детьми с особенностями в развитии в среднеобразовательной школе.
Для того что бы более глубоко осознать смысл задания «Сияющая звезда» прошу вас выполнить следующее
Упражнение: «Замедленное время»
Представьте, что Вам надо умыться или выпить чашку чая. Вы стоите у раковины или у стола. Теперь очень, очень медленно проделайте это действие и запишите, сколько мелких действий вами было выполнено. Все мелкие действия и будут являться «сиянием звезды».
Упражнение «Звезда включенности» или «Сияющая звезда»
Для выполнения данного упражнения вам понадобятся конструктор и «звезда включенности»
Каждая группа возьмёт карточку с описанием учащихся определенной нозологической группы. Конструкторы используются как подсказка существующих направлений сопровождения.
Ваша задача создать «звезду включенности», центром которой будет ребенок , каждый «лучик» звезды - это направление сопровождения, которое вы выберете. В некоторых случаях ваша звезда будет сияющей, то есть данное направление, вы разобьете на «лучики» сопровождения.
-питание
-одежда
-уборка
-гигиена
ПРИМЕР
Самообслуживание
Общение
Речевое развитие и чтение (символы)
Игры, спорт, увлечения
Социальные истории
Выводы:
Любая деятельность, в которую мы включаем детей с особенностями в развитии, должна быть социально значимой и образование – для таких детей, это проект жизни.