Стратегия смыслового чтения
Введение Федерального государственного образовательного стандарта НОО и ООО привело к перестройке организационной и методической деятельности на уровне образовательного процесса. Особое внимание в ФГОС акцентируется на формирование универсальных учебных действий, достижение личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику урочной и внеурочной деятельности. Одним из метапредметных результатов основной общеобразовательной программы является овладение навыками смыслового чтения, на основании которого обучающийся должен уметь осмысленно преобразовывать информацию любого текста и делать выводы.
Стратегии смыслового чтения - это различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и не сплошные (с визуальными изображениями).
Типы сплошных текстов:
Описание (художественное и техническое);
Повествование (рассказ, отчет, репортаж);
Объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
Аргументация (научный комментарий, обоснование);
Инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).
К не сплошным текстам можно отнести:
Формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);
Информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);
Расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);
Сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.)
Призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);
Таблицы и графики;
Диаграммы;
Таблицы и матрицы;
Списки;
Карты.
Стратегий смыслового чтения более 100.
1.Бином фантазии. Учащимся предлагается сочинить сказку с использованием двух произвольно и независимо друг от друга взятых слов. Двум детям (по желанию) предлага ется произнести любое слово так, чтобы его никто не слышал, кроме учителя. Затем эти два слова учитель записывает на доске, и ученики по группам сочиняют истории, в кото- рых эти два слова, обозначающие предмет или понятие, были бы связаны общим смыслом и играли главную роль. Каждая группа сочиняет свою сказку и потом представляет еѐ всему классу. Учитель выполняет организующую функцию и стимулирует активность детей. Сказка оценивается общим открытым (закрытым) голосованием учащихся.
2. Изменение известной сказки с использованием произвольно взятого слова (существительного). Один из учеников называет произвольно взятое слово. Инструкция: учитель называет одну из хорошо известных ребятам сказок. Им нужно из- менить эту сказку так, чтобы названный предмет играл в ней решающую роль: например, изменил бы ход событий. Учащиеся в своих группах придумывают версии сказки и пред- ставляют их классу. Учитель вместе с учащимися оценивает, насколько новая версия из- вестной сказки соответствует заданным условиям.
3. Придумывание рифм к произвольно взятым словам и сочинение двустиший. Учащиеся называют несколько слов и придумывают к ним рифмы. Затем пытаются сочинить двустишия с целью связать эти слова единым смыслом.
4. Сочинение сказки по кругу. Учащиеся должны сочинить сказку, по очереди придумывая по одному предложению, продолжающему сюжет сказки. Инструкция: учащиеся рассаживаются по кругу, и каждый придумывает по одному предложению для развития сюжета. Для того чтобы сказка получилась связной, учащиеся должны внимательно следить за тем, что говорят их товарищи, и продолжать именно ту сказку, которая была начата, и именно с того места, на котором остановился предыдущий рассказчик. Учитель направляет деятельность детей, при невыполнении условий задания указывает на нарушение.
5. Сочинение сказок, направленных на выделение причинно-следственных связей. Задание направлено на формирование продуктивного воображения, развитие способ- ности выделять и объективировать в речи причинно-следственные связи. Учащимся предлагается сочинить сказку на тему «Почему…» (например: «Почему у льва есть грива», «Почему у слона длинный хобот», «Почему Карлсон жил на крыше», «Почему Буратино не хотел учиться» и т.п.). Учитель стимулирует активность учащихся, подсказывает воз- можные варианты развития повествования.
6. Сочинение сказки с опорой на свойства предметов и материалов, например, «Хлебный город», «Стеклянный город», «Кисельные реки» и т.д. Инструкция: учитель называет два слова (хлебный город). Учащиеся должны ответить, какими свойствами обладает этот материал (хлеб) и придумать, какие события из-за этого 25 могут происходить в сказочном городе. Ребята учатся выделять существенные свойства предмета и опираться на них в своѐм повествовании.
7. Салат из сказок. Инструкция: учащиеся должны придумать, что мог бы совершить герой сказки (называется имя сказочного персонажа), оказавшись в другой сказке (называется сказка). Какие отношения сложились бы у него с другими героями сказки? Как стали бы развиваться события? Что изменилось бы? Чем закончилась бы сказка?
8. Старая сказка на современный лад. Инструкция: учащиеся должны придумать, что бы случилось с героями сказки, если бы они оказались в нашем времени, и создать киносценарий новой истории. Учитель может подсказать, что сюжеты многих сказок (например, «Золушка») были неоднократно экранизированы как истории про современность (известный фильм «Москва слезам не верит», голливудский фильм «Красотка» и пр.).
9. Сказка наоборот. Учащимся предлагается переделать известную сказку так, чтобы характер героев стал противоположным: отрицательные персонажи стали бы положительными и наоборот. Инструкция: учащиеся выбирают любую известную сказку и изменяют еѐ так, чтобы отрицательные герои стали положительными, а положительные – отрицательными.
Техология развития критического мышления через чтение и письмо
Задания включают:
В – вопрос, задать вопрос к тексту;
О – ответ, дать ответ на поставленный вопрос;
З – заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдѐт дальше, как будут развиваться события;
П – проверить себя, т.е. сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с опи- санием будущего в тексте.
Пример задания: В Древней Греции в одном из городов жил мальчик Милон. Он помогал родителям пасти скот. Ему очень хотелось участвовать в знаменитых Олимпийских играх. З Чтобы стать сильным и ловким, он придумал вот что. В Милон выбрал в стаде у отца крохотного телѐнка. З Однажды утром он взвалил телѐнка на плечи и пошѐл на холм. В О Ноги у мальчика дрожали, дыхание прерывалось. Когда Милон поднялся на холм и отдохнул, то уже привычно поднял телѐнка и пошѐл в обратный путь. В О Вот такую физзарядку придумал для себя Милон. П Шли недели, месяцы. Телѐнок рос. Рос и Милон. З Теперь он мог поднять и молодого быка. З Вскоре Милон стал самым сильным человеком в Греции – победителем Олимпийских игр. П
Демотиваторы - это картинки, фотографии с юмористическими подписями сделанные для того что бы вызвать у читателя хорошее настроение, либо задуматься над какой либо проблемой.
Эмо́дзи — язык идеограмм и смайликов, используемый в электронных сообщениях и веб-страницах. Этот графический язык, где вместо слов используются сочетания картинок, появился в Японии и распространился по всему миру.
Стенда́п — сольное юмористическое выступление перед живой аудиторией,
Ти́зер (англ. teaser «дразнилка, завлекалка») — рекламное сообщение, построенное как загадка, которое содержит часть информации о продукте, но при этом сам товар полностью не демонстрируется.