Стратегии работы с заданиями в разделе «Чтение» в ЕГЭ по английскому языку.
ХасаншинаТаскираТавратовна,
учитель английского языка МОУ «СОШ № 55»
г.Саратова
Аннотация
Я думаю, что при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку необходимо опираться не только на свой личный опыт подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, на опыт учителей, публикующих свои интересные статьи с различными методами и приёмами, направленные на улучшения результатов экзамена, но и на статистические отчёты ФИПИ по результатам сданного экзамена, включающие в себя характеристику допущенных ошибок по всем разделам. Помимо этого, в этих отчётах можно найти и систематизированные рекомендации по подготовке учащихся к разделу «Чтение», технологии обучения чтению и выполнению экзаменационных заданий, проверяющих коммуникативные умения в разных видах речевой деятельности
которые проверяются в разделе «Чтение».
Содержание:
Характеристика и стратегии работы с заданиями в разделе «Чтение».
Рекомендации по подготовке учащихся к разделу «Чтение»3.
Характеристика типичных ошибок.
Второй раздел «Чтение» предлагает девять заданий. Два из них – на установление соответствия: задания В2 (базового уровня сложности) и В3 (повышенного уровня сложности). В остальных семи заданиях А15-А21 нужно выбрать один правильный ответ из четырех предложенных, и эти задания предполагают высокий уровень языка.
В первом задании, В2проверяется умение понимать основную идею высказывания, выделять главную информацию, игнорируя незнакомые слова. В задании необходимо установить соответствие между заголовком и небольшим текстом. Перед вами будут семь коротких текстов, отмеченных цифрами от одного до семи, и восемь заголовков, отмеченных буквами от А до Н. Обратите внимание: один заголовок лишний.Максимально можно получить за это задание 7 баллов.В задании В2 главное – это понять ключевые слова. Основные шаги в работе с данным заданием следующие:бегло прочитайте текст; выделите основные слова; сформулируйте для себя основную мысль текста; попробуйте соотнести основную мысль текста с предложенными заголовками.
Второе задание, В3 нацелено на проверку умения понимать логические и структурные связи внутри текста либо между его частями. Это задание предполагает установление соответствия между частью текста и пропущенным фрагментом предложения. В задании дается текст с шестью пропусками, обозначенными буквами от A до F, и семь фрагментов для заполнения этих пропусков. Эти фрагменты обозначены цифрами от 1 до 7. Один фрагмент предложения лишний. Максимальное количество баллов – шесть.
Для успешного выполнения задания В3сделайте следующее:бегло прочитайте текст, чтобы определить основную тему текста; прочитайте фрагменты, которые нужно вставить в этот текст; проанализируйте особенности грамматической и лексической структуры начала фрагмента; прочитайте текст второй раз, обращая внимание на слова и выражения перед пропуском. Возможно, эти слова или выражения требуют определенной конструкции (инфинитива или герундия, предлога или союза); подберите соответствующий данной конструкции фрагмент.
Третье заданиеА15–А21 высокого уровня потребует умения догадываться о значении слов из контекста, что может помочь полному пониманию текста, а также делать выводы из прочитанного). В этом задании к тексту (может быть отрывок из художественного или публицистического произведения, журнальная статья) предлагается семь вопросов, к каждому из которых – четыре варианта ответа. Необходимо выбрать ответ, соответствующий содержанию текста. Успешно справившись с заданием, вы получите семь баллов.Выполняя это задание, придерживайтесь такой схемы:сначала прочитайте вопросы к тексту; прочитайте весь текст; выполняйте задание последовательно. В тексте это может быть одно слово, выражение, предложение или целый абзац - постарайтесь понять, чем предлагаемые варианты ответов отличаются друг от друга, и определите наиболее вероятный ответ; обоснуйте для себя, почему другие предлагаемые варианты неверны.
При подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку могут быть полезными следующие общие рекомендации по технологии обучения чтению:
Следует приучать учащихся внимательно читать инструкцию к выполнению задания и извлекать из неё максимум информации.
Инструкция к выполнению задания, прежде всего, ориентирует экзаменуемого на выполнение определенной коммуникативно-рецептивной задачи, т.е. на определенный вид чтения: просмотровое, ознакомительное (понимание общего содержания текста); поисковое (понимание запрашиваемой информации); изучающее (полное понимание текста).
Разные виды чтения требуют разных стратегий, разных умений. Задача обучения чтению – помочь учащимся овладеть этими умениями и адекватно их использовать в реальных жизненных ситуациях и на экзамене.
Для овладения определенной стратегией чтения и контроля определенного блока умений целесообразно использовать определенные типы и жанры текстов, как это делается в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ. Следует подчеркнуть, что это аутентичные тексты, тип и жанр которых наиболее естественно соответствует проверяемому виду чтения. Таким образом, для подготовки к экзамену следует учитывать, какие жанры и типы текстов надо использовать при выработке умений, проверяемых в экзаменационной работе.
для чтения с пониманием основного содержания: краткие газетные/журнальные статьи информационного характера, объявления, рекламные и информационные брошюры, путеводители;
для чтения с извлечением необходимой информации: газетные/журнальные статьи, рекламные и информационные брошюры, путеводители, научно- популярные тексты.
для чтения с полным пониманием прочитанного: отрывки из художественной литературы, газетные/журнальные статьи проблемного и очеркового характера, научно-популярные тексты проблемного характера и более высокого уровня сложности.
Старайтесь развивать языковую догадку учащихся.
Следует обучать учащихся правильному поведению на экзамене; не паниковать, если в тексте много незнакомых слов; всегда давать ответы, даже если у них нет 100% уверенности в их правильности.
Более конкретные рекомендации по овладению умениями просмотрового чтения
(понимание основного содержания текста) могут включать следующее:
Чтение с пониманием основного содержания не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует приучать учащихся не стремиться понять (и тем более перевести) каждое слово в тексте.
В заданиях на соответствие учащимся следует уделять должное внимание списку тем (рубрик, заголовков), которые предшествуют собственно текстам.
Учите учащихся находить ключевые слова в тексте, необходимые для понимания основного содержания, и обращайте их внимание на то, что даже если они не точно знают значение слов, от которых не зависит понимание основного содержания, это не повлияет на результат выполнения задания.
Если по заданию требуется понять тему отрывка, приучайте его внимательней читать первый и последний абзацы, где обычно заключена тема.
Если в задании даются микротексты и требуется понять их тему, то первое и последнее предложения каждого текста больше всего помогут учащимся понять то, что требуется.
При обучении ознакомительному (как и поисковому) чтению ограничивайте время выполнения заданий.
Характеристика типичных ошибок
• Экзаменуемые неверно заполняют бланк ответов: заносят в него лишние символы или заносят ответ в неправильные позиции.
• Неправильно определяют ключевые слова, соответствующие теме текста.
• Пренебрегают контекстом и дают ответ на тестовый вопрос, основываясь на значении отдельного слова.
• Стараются найти в тексте лексику, использованную в вопросе, не пытаясь подобрать синонимы или синонимичные выражения к словам из текста.
• Выбирают ответ в задании В3, основываясь только на структуре или только на содержании изъятой из текста фразы.