Научно-исследовательская работа
на тему – «Стрейтчинг, как средство развития гибкости в спортивной тренировке гимнастов».
Исполнитель: Зиновьева Елизавета.
Актуальность. Гибкость — способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Также гибкость — абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии. Гибкость важна в некоторых спортивных дисциплинах, например в спортивной гимнастике.
У человека гибкость не является одинаковой во всех суставах. Занимающийся, который легко выполняет продольный шпагат, может с трудом выполнять поперечный шпагат. Кроме того, в зависимости от вида тренировок гибкость различных суставов может увеличиваться. Также для отдельного сустава гибкость может быть различной в разных направлениях.
Стретчинг представляет собой комплекс активных упражнений на растягивание для увеличения эластичности, гибкости и работы всех мышц и суставов. Стретчинг часто практикуется в различных видах спорта. В спортивной гимнастике он является нераздельной частью общей системы тренировки. Стретчинг помогает мышцам быстрее восстанавливаться после силовых тренировок, а у гимнастов увеличивает амплитуду движений. Такая физическая нагрузка оказывает благотворное воздействие на развитие гибкости в спортивной тренировке гимнастов. Тренеры и спортсмены должны владеть методикой использования стретчинга для повышения уровня развития гибкости.
Объект исследования: процесс развития гибкости в спортивной тренировке гимнастов.
Предмет исследования: упражнения стретчинга для развития гибкости гимнастов.
Цель исследования: изучить влияние стретчинга на развитие гибкости в спортивной тренировке гимнастов.
Задачи исследования:
Изучить литературные источники по выбранной теме.
Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития гибкости у гимнастов.
Подготовить комплекс упражнений стретчинга для развития гибкости гимнастов.
Сделать заключение.
Методы исследования:
Анализ литературных источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретические аспекты развития гибкости в спортивной тренировке гимнастов», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.
Анализ литературных источников показал, что гибкость важна в некоторых спортивных дисциплинах, особенно в спортивной гимнастике.
Стретчинг представляет собой комплекс активных упражнений на растягивание для увеличения эластичности, гибкости и работы всех мышц и суставов. Тренеры и спортсмены должны владеть методикой стретчинга для повышения уровня развития гибкости.
В практике физического воспитания и спорта упражнения стретчинга могут использоваться: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятия (урока) как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятия болей и предотвращения судорог.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса развития гибкости гимнастов при помощи стрейтчинга» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе исследовательской деятельности необходимо использование контрольных нормативов (тестов). Термин тест в переводе с английского языка означает «проба, испытание». Тесты применяются для решения многих научных и практических задач. Среди других способов оценки физического состояния человека (наблюдение, экспертные оценки) метод тестов (в нашем случае - двигательных или моторных) является главным методом, используемым в спортивной метрологии и других научных дисциплинах («учении о движениях», теории и методике физического воспитания).
На втором этапе исследовательской деятельности анализ литературных источников и изучение передового опыта тренеров в спортивной тренировке гимнастов помогли подобрать следующую батарею тестов для определения уровня развития гибкости гимнастов:
оценка подвижности в тазобедренных суставах - наклон вперед из положения стоя;
оценка подвижности в плечевых суставах – «выкрут палки»;
оценка подвижности позвоночника - «мост»;
оценка подвижности в тазобедренных суставах - разведение ног в стороны «шпагат». (слайд)
При проведении тестирования гибкости необходимо подбирать тесты для разных суставов и мышечных групп.
На третьем этапе исследовательской деятельности изучение опыта специалистов и тренеров по спортивной гимнастике помогли определить комплекс упражнений стретчинга, который часто используется тренерами и спортсменами.
Комплекс упражнений на растяжку состоящий из 10 упражнений стретчинга (слайд)
Этот комплекс упражнений можно выполнять как весь сразу, так и по несколько упражнений одновременно, в зависимости от сустава и мышц участвующих в выполнении заданий.
Заключение
Анализ литературных источников и выполнение практической части курсовой работы показали, что гибкость как физическое качество важно в спортивной гимнастике.
В практике физического воспитания и спорта упражнения стретчинга могут использоваться: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятия (урока) как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятия болей и предотвращения судорог.
Прежде чем выполнить упражнения, надо знать, какую конкретную группу мышц оно растягивает. В процессе выполнения упражнения дышать надо спокойно и ритмично. При появлении острых болевых ощущений выполнение упражнения нужно прекратить. Прежде чем включить упражнение в тренировочную программу, надо убедиться в правильности его выполнения и безопасности. Не стоит выполнять несколько упражнений подряд на сходные группы мышц. Тренировочную программу нужно максимально разнообразить.